![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие цены и ее функции
При наличии спроса на продукцию, выпускаемую организацией, размер дохода организации, а, следовательно, и финансовые результаты ее деятельности, будут зависеть, с одной стороны, от внутренних возможностей организации (наличие соответствующих производственных мощностей, трудовых, материальных и денежных ресурсов), а с другой, - от затрат организации на производство и реализацию продукции. Они должны быть ниже сложившейся на рынке цены на эту продукцию или, по крайней мере, равны ей. В противном случае, организация становится неконкурентоспособной со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Наиболее привычным определением цены у нас является определение Маркса: «Цена есть денежное выражение стоимости товара, денежное название овеществленного в товаре труда». Все дело в том, как определять стоимость товара [12]. Долгое время использование данного определения сводилось к тому, что в основу цены закладывались «общественно-необходимые затраты». В кавычках - потому, что «общественная необходимость» этих затрат определялась как среднеотраслевая плановая себестоимость данного продукта, увеличенная на сумму прибыли с учетом плановой среднеотраслевой рентабельности. Однако общественно необходимые затраты труда характеризуют только одну сторону - производителя (продавца). Это позволяло организациям, мягко говоря, неважно работающим, т.е. имеющим потери производства, устаревшую технологию, громоздкую систему управления и т.п., худо или бедно, но возмещать свои затраты на производство и реализацию продукции и даже получать прибыль. Следовательно, такое ценообразование не стимулировало организации к поиску путей снижения затрат, изучению рынка, к улучшению качества продукции и т.п. Это и есть административное ценообразование, когда цена установлена сверху. При таком ценообразовании совершенно игнорировались (или истолковывались по-своему) функции цены, хотя на них указывал тот же Маркс. Выделяют три функции цены: - учетно-измерительная; - распределительная; - стимулирующая. Учетно-измерительная функция (учетно-стоимостная) означает, что цена должна быть мерилом затрат на производство товара. Если затраты выше, чем установившаяся на рынке цена, это означает, что перед производителем встает ребром вопрос - или снижать затраты, или прекращать производство данного товара. Распределительная функция связана с отклонением цены от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цена выступает элементом перераспределения национального дохода между отраслями экономики, её секторами, различными социальными группами населения. Данная функция выражается через различные формы изъятия в бюджет налогового характера (например: акцизы и НДС), которые направляются на формирование фондов специального назначения. Распределительная функция связана с государственным регулированием цен. Она означает искусственное повышение цен на ряд товаров и искусственное понижение за счет этого цен на другие товары. Стимулирующая функция означает, что на практике цены могут способствовать или препятствовать увеличению производства тех или иных товаров. Например, стимулирование производства принципиально новых видов продукции заключается в том, что цена на такие товары будет учитывать эффект от новинки, и организация будет получать от этого дополнительную прибыль. Кроме того, цена должна стимулировать производство продукции улучшенного качества и увеличение выпуска продукции, необходимой рынку, т. е. цена на такие товары будет соответственно выше и прибыль организации больше. Второе определение цены, данное американскими учеными: «Цена - предельная норма замещения товара деньгами». В этом определении цены есть слово «предельная» норма. Относительно чего – «предельная»? Имеется в виду, видимо, нижний предел, по которому продавец позволил себе реализовать товар, и верхний предел, по которому покупатель позволил себе купить товар. На деле, однако, цена, по которой товар реализован в какой-то конкретной сделке, не всегда является предельной нормой. Вполне возможно, что продавец мог бы продать данный товар по цене ниже, чем продал, просто покупатель в ходе торгов согласился на данную цену. Определение, которое отражает более реальную сущность цены в условиях рыночной экономики, может быть следующим. Цена - это денежное выражение такой стоимости товара, по которой этот товар в процессе купли-продажи перейдет от продавца к покупателю, это стоимость сделки купли-продажи. Цена - это стоимость, по которой продавец может передать права на владение товаром, а покупатель приобрести эти права. Цена несет информацию покупателю о том, за какую денежную сумму он сможет приобрести товар. Цена выражает денежный эквивалент данного товара, т.е. показывает сумму денег, которая в данном акте купли-продажи равна этому товару. Причем этот эквивалент должен устраивать и покупателя, и продавца [12].
2.2. «Затратный» и рыночный механизмы ценообразования
Суть «затратного механизма» в том, что в основу цены была положена среднеотраслевая полная плановая себестоимость продукции. С точки зрения рыночной экономики, очевидно, что покупателю совершенно безразлично, какие затраты несет производитель на производство, ему важна степень удовлетворения своей конкретной потребности в товаре. Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимоприемлемой цене. В этом смысле, продавцы выносили на рынок информацию об имеющемся предложении по данному виду товаров, а покупатели - о спросе. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Спрос - это количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Спрос изменятся в зависимости от цены. Зависимость эта обратная, т.е. чем меньше цена, тем больше спрос. Спрос есть зависимость между ценой данного товара и количеством товаров, которое массовый потребитель покупает в течение некоторого периода. Спрос характеризует не то, сколько хотят купить, а то, сколько хотят и могут купить. Иначе говоря, это подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей приобрести данный товар. Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Между ценой и предложением существует прямая зависимость. Чем выше цена, тем выше предложение. Предложение характеризует не то, сколько хотят продать, а то, сколько хотят и могут продать. Производитель, так же, как и покупатель, ограничен в своих возможностях: во-первых, мощностью предприятия, во-вторых, своими затратами, ниже которых он не может установить цену. Рыночная цена - это цена, складывающаяся на свободном конкурентном рынке под воздействием спроса и предложения, или равновесная цена. Можно сказать, что рыночная цена - это цена, по которой можно продать товар на рынке в определенный период времени. Рыночная цена в определенный момент времени фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Только в этой единственной точке цена устраивает и покупателя, и продавца. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования: 1) цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению; 2) если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет. Если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение, то цена понизится. В условиях свободной конкуренции под воздействием законов ценообразования цена выравнивается автоматически. Рыночная цена, т.е. цена, по которой все-таки договорились произвести акт купли-продажи, может быть ниже или выше равновесной цены, в случае, когда либо покупатель, либо продавец пошли на уступки. Если цена продажи выше рыночной, это приводит к образованию излишков продукции и неудовлетворенности продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей.
|