Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Здравоохранение. Отрасль здравоохранения представляет собой систему организаций, оказывающих медицинскую помощь населению
Отрасль здравоохранения представляет собой систему организаций, оказывающих медицинскую помощь населению. Традиционно выделяются три типа медицинской помощи, соответствующих разным этапам лечебно-диагностического процесса. Первичная медико-санитарная помощь, включающая профилактические мероприятия, скорую помощь, медицинскую помощь, оказываемую врачами общей практики и терапевтами в форме амбулаторного лечения. Специализированная медицинская помощь, оказываемая в форме амбулаторного лечения, и стационарная медицинская помощь, оказываемая на основе медицинских технологий массового применения. Под специализированной медицинской помощью понимаются виды помощи, оказываемые врачами, специализирующимися на лечении определенных типов заболеваний (окулистами, отоларингологами, хирургами и т.д.). Стационарная медицинская помощь, оказываемая на основе новых медицинских технологий, которые еще не получили массового применения. Типы медицинской помощи, ее виды и уровни оказания «технологически» взаимосвязаны. Профилактические мероприятия по выявлению болезней на ранних стадиях развития позволяют более успешно проводить лечение в амбулаторной форме или стационарно. Особенностью отечественной системы здравоохранения является широкая сеть амбулаторно-поликлинических учреждений и в частности поликлиник, объединяющих в рамках одной организации участковых врачей-терапевтов и врачей-специалистов. Такая организация облегчает взаимодействие врачей разных специальностей при оказании медицинской помощи пациентам. За рубежом первичную медико-санитарную помощь обычно оказывают врачи общей практики, занимающиеся частной практикой или в составе небольших по численности групп врачей (групповые практики). Нормативная база системы здравоохранения. Основные правовые акты, которые определяют расходные обязательства федерального правительства в области здравоохранения, – это Конституция Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Закон РФ от 30 июня 1993 г. № 5487-I). Согласно статье 41 Конституции медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывают гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Ее 72 статья определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства. Кроме того, согласно Конституции финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры, направленные на развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. К расходным обязательствам Российской Федерации в сфере здравоохранения относятся: финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи федеральными специализированными медицинскими организациями; осуществление федеральных целевых программ в области здравоохранения; выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (которая осуществляется за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Услуги, которые оказывают медицинские учреждения федерального подчинения, составляют всего лишь около 10% услуг отечественной бюджетной медицины в целом. Однако, лечебные и профилактические организации (больницы, клиники, центры, санатории), которые находятся в прямом ведении Минздрава России, относятся к самому высокому (высокотехнологическому и дорогостоящему) уровню медицинского обслуживания, дополняя первичную медико-санитарную и вторичную медицинскую помощь, оказываемую главным образом в муниципальных больницах. Особенность этой высшей ступени медицинской иерархии заключается в высокой специализации, сложности используемых медицинских технологий, значительной стоимости лечения. Хотя в определенном объеме услуги такой медицины предоставляют и в регионах (в республиканских и областных клинических больницах, специализированных клиниках и других учреждениях), основная нагрузка ложится на федеральные клиники, где сосредоточена большая часть медицинских технологий высшего уровня.16 Уточнение разграничения компетенции в сфере здравоохранения между федеральным, региональным и местным уровнями публичной власти проведено в ходе реформы системы разграничения полномочий 2003-2004 гг. и закреплено в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-117. Расходными обязательствами субъектов Российской Федерации в этой области являются: · финансовое обеспечение региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинского образования и других вопросов в области охраны здоровья граждан; · финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи; · финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации); · финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации). Также согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится формирование расходов бюджетов субъектов Федерации в части обязательного медицинского страхования неработающего населения. Финансовыми обязательствами в сфере здравоохранения муниципальных образований являются: · финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения; · финансовое обеспечение мероприятий по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; · финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам; · финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения. Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями закреплена также Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым установлены требования к законам субъекта Российской Федерации о наделении соответствующими полномочиями органов местного самоуправления. В сфере здравоохранения органы местного самоуправления наделяются в основном полномочиями по оказанию населению специализированной медицинской помощи в туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах, специализированных домах ребенка и других специализированных медицинских учреждениях. По данным Минюста России на конец 2005 года, эти полномочия переданы органам местного самоуправления 70 городских округов, 244 муниципальных районов, 38 городских поселений и 345 сельских поселений в 17 регионах страны18. Основные расходы на здравоохранение осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В период 1995-2003 гг. они составляли около 90% расходов консолидированного бюджета на здравоохранение. Основная часть медицинских учреждений также находится в ведении региональных и местных властей19. Например, на долю всех государственных источников в Вологодской области, ситуация в которой типична и для большинства других регионов, приходилось примерно 90% от их общего объема (см. таблицу 1). Таблица 1 Структура источников финансирования здравоохранения
Источник: Отраслевые секторальные и региональные особенности реформы бюджетных учреждений в России. Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований. М., 2005, С. 23. Устоявшейся тенденцией в Вологодской области (что характерно и для других субъектов Федерации) является увеличение в финансировании медицинских услуг населению доли платных услуг, добровольного медицинского страхования, а также увеличение удельного веса доходов системы обязательного медицинского страхования в совокупных государственных источниках на эти цели. Абсолютные размеры и структура подушевых расходов на здравоохранение в Вологодской области и в целом по Российской Федерации свидетельствуют о том, что в расчете на одного жителя величина ресурсов все еще крайне незначительна20 (см. таблицу 2). Таблица 2 Государственные источники финансирования здравоохранения в Вологодской области и Российской Федерации в 2003 г.
Источник: Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации в 2003 г. ФФОМС.
|