Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качества представителей профессии социальный работник






Вид деятельности и место работы социального работника уточняется с учетом образования и опыта специалиста. Он может иметь диплом юриста, педагога или врача. Работник должен быть внимательным и терпеливым, а также стать немного психологом, так как в основном работает с одинокими и больными людьми.

 

Правовой статус социального работника – юридическое закрепление профессии в обществе. Он включает в себя права, обязанности, компетенцию и ответственность социального работника.
Социальный работник – лицо, закончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы.
Специалист по социальной работе - лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы.
Права, обязанности и ответственность социальных работников отражены в должностных инструкциях.
Компетентность представляет собой соответствие уровня и содержания знаний и умений конкретного работника уровню и содержанию выполняемых им должностных задач и обязанностей, предоставленным правам; умение работника практически действовать и обеспечивать в работе требуемые результаты.
Работники учреждений делятся на:
- должностных лиц (руководящие работники, которые наделены правом издавать распоряжения и приказы; обязанности должностных лиц –осуществлять общее руководство)
- рядовых работников (наделены определенными полномочиями, несут ответственность за свои действия).
Влияние права на социальную работу:
1) право предлагает правовые технологии работы с клиентом;
2) право определяет правовой статус клиентов социальной работы (беженцы, вынужденные переселенцы; безработные; многодетные семьи; пенсионеры и т.д.);
3) право определяет правовое положение учреждений социальной защиты.

Профессия «социальный работник» введена в Российской Федерации в 1991 г.
В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций.
Также выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.


Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле. www.pinfos.ru

Цели. Высшей целью нравственности и деятельности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой социальный работник, в общем виде может быть выражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результатом является достижение блага клиента, решение его проблем.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как правило, законы Латвийской Республики, касающиеся социальной работы.

Средства. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели».

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкретной цели.

Конечный результат. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что именно он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора. Он также должен хорошо знать о возможных объективных препятствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе разработки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.

Социальный работник в своей деятельности так же должен руководствоваться следующими принципами:

соблюдение разумных интересов клиента; ü

личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий; ü

уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий; ü

принятие клиента таким, каков он есть; ü

конфиденциальность; ü

доброжелательность; ü

бескорыстие; ü

честность и открытость; ü

полнота информирования клиента.ü

Вопрос 18

Социальное обслуживание населения включает обширную систему мер, предназначенных для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Причины могут быть следующие: болезнь, инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, неспособность к самообслуживанию, отсутствие определенного места жительства и другие ситуации (в соответствии с федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ»).
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К системе социальных служб относятся:
• государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;
• государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
• муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;
• предприятия и учреждения иных форм собственности, занимающиеся деятельностью по социальному обслуживанию.
Учреждениями (социальными службами) социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
• комплексные центры социального обслуживания населения;
• территориальные центры социальной помощи семье и детям;
• центры социального обслуживания;
• социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
• центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
• социальные приюты для детей и подростков;
• центры психолого-педагогической помощи населению;
• центры экстренной психологической помощи по телефону;
• центры (отделения) социальной помощи на дому;
• дома ночного пребывания;
• специальные дома для одиноких пенсионеров;
• стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
• геронтологические центры;
• иные учреждения, предоставляющие населению социальные услуги.
Организация и деятельность социальных служб базируется на примерных положениях о соответствующих учреждениях (Приложение).
Правительство РФ утвердило федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ на его основе устанавливать территориальные перечни гарантированных услуг с учетом потребностей населения.
В федеральный перечень гарантированных услуг включены следующие виды:
1. услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-бытовые услуги; услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно­гигиенические услуги; организация получения образования инвалидами; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг);
2. услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта, досуга; социально­медицинские и санитарно-гигиенические услуги; содействие в получении образования и профессии инвалидами; содействие в трудоустройстве и в организации ритуальных услуг);
3. дополнительные услуги, оказываемые отделениями помощи на дому (наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной до врачебной помощи; выполнение медицинских процедур и др.);
4. услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения. Предусматривается срочное социальное обслуживание, предусматривающее оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке (обеспечение одеждой, обувью, др.; оказание материальной помощи; содействие в предоставлении временного жилого помещения; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; организация экстренной медико-психологической помощи; содействие в трудоустройстве; организация юридических и иных консультаций);
5. услуги, предоставляемые в полу стационарных условиях (отделениях дневного или ночного пребывания): услуги по организации питания, быта и досуга; социально­медицинские услуги; содействие в получении образования и профессии; правовые услуги.
На региональном и местном уровне принимаются свои перечни социальных услуг, которые должны содержать не меньшее количество услуг, чем в федеральном перечне.
Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию являются средства из фондов поддержки населения, кредиты банков, доходы от ценных бумаг, плата за услуги, благотворительные взносы и др.
Главными принципами социального обслуживания являются: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.

 

 

Вопрос 19

В это же время были разработаны основные концептуальные, организационные подходы и механизмы создания и деятельности сети практических учреждений социального обслуживания семьи и детей. Принимались меры по финансированию и кадровому обеспечению этих учреждений. Утверждены были и проекты типовых положений о центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте, реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, центрах психолого-педагогической помощи и экстренной психологической помощи по телефону.

Совместные усилия федеральных органов власти в сочетании с активной работой на многих территориях местных органов исполнительной власти способствовали созданию различных учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Наряду с органами социальной защиты населения учреждения социального обслуживания семьи и детей создают и комитеты по делам семьи и молодежи, органы народного образования, здравоохранения, внутренних дел. Практика показывает, что оптимальные результаты достигаются в тех случаях, когда развитие сети учреждений в каждой из отраслей социальной сферы сочетается с объединением их профессиональных и организационных усилий, финансовых средств.

Отмечая положительные тенденции в формировании системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимо подчеркнуть, что сеть таких учреждений остро нуждается в развитии и совершенствовании с точки зрения помощи семье и детям так же, как и характеристики этих учреждений (численность, размещение, виды учреждений, структура управления и координация деятельности отдельных звеньев).

Социальное обслуживание семьи и детей в настоящее время – это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей – обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание семьи и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.

В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т. д.

В значительной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Указа Президента РФ «О президентской программе «Дети России»», Постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами».

Значительные результаты деятельности учреждений по реабилитации детей, дезадаптированных сирот, детей-инвалидов и т. д.

Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи семье и детям. Приоритет отдается созданию территориальных центров социальной помощи семье и детям. Эти центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг.

Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Указ Президента РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и др.

В то же время на сегодня недостаточно удовлетворены потребности в социально-реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями.

В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:

– государственные социальные службы;

– смешанные службы;

– коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:

а) социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:

– срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;

– содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;

– принятие от населения и реализация вещей (одежда, обувь и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату;

– распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товары, продукты и др.);

– социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;

– организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;

– создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;

– содействие в трудоустройстве (в том числе и временном) и получении профессии (специальности);

– содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий;

– содействие в организации питания и быта остронуждающихся;

– содействие в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, технических средств реабилитации детей-инвалидов, денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;

– содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;

– социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;

– содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;

– организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центре;

– содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения, отдыха, в оформлении документов (в пределах региона);

б) социально-правовые услуги:

– помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;

– содействие в предоставлении социальных выплат;

– участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т. д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т. д.);

– участие в правовой защите личностных интересов детей;

в) социально-реабилитационные услуги:

– организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);

– социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;

– составление индивидуальных коррекционных программ;

г) психологические услуги:

– психопрофилактика и психогигиена;

– психодиагностика и обследование личности клиента;

– психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);

– семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);

– социально-психологический консилиум;

– работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях;

– посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

– психосоциальное консультирование;

– психологический патронаж;

– психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;

– коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению; развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг; профориентация на основе тестирования; организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;

– ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами;

д) педагогические услуги:

– педагогическая помощь детям в защите их интересов;

– консультативная помощь родителям и детям;

– групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;

– коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

– содействие культурно-досуговой деятельности детей;

– практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;

– обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов;

е) социально-медицинские услуги:

– содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;

– организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитания здорового образа жизни;

– содействие в обеспечении детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;

– патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;

– обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;

– патронаж беременных женщин и кормящих матерей.

Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и семьей, детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания, и отличающимися асоциальным поведением.

Новые правовые отношения в области социального обслуживания семьи и детей еще недостаточно стабильны и нуждаются, с одной стороны, в дальнейшей разработке, а с другой – в закреплении многих норм, которые уже имеют место в практике социального обслуживания.

Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей являются Конституция Российской Федерации и федеральные законы.

Как уже упоминалось в ст. 7 Конституции, Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб на основе Федеральных законов Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятых в 1995 г.

Закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» устанавливает правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей. В законе даны основные понятия, применяемые в области социального обслуживания, определены системы социальных служб (государственная, муниципальная и иных форм собственности), указаны принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг (адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации). Статья 6 Закона посвящена вопросам соответствия социального обслуживания государственным стандартам, устанавливающим основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

В законе названы права членов семьи на социальное обслуживание и получение различных социальных услуг, как в домашних условиях, так и в учреждениях социального обслуживания; определены вопросы организации социального обслуживания, перечень учреждений социального обслуживания и порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, порядок их финансового обеспечения, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания.

Важную роль в осуществлении социальной работы с семьей и детьми сыграли не только указы Президента Российской Федерации, в которых рассматриваются конкретные вопросы социальной защиты семьи, но и федеральные целевые программы.

Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 г. «О федеральных целевых программах «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) «Развитие социального обслуживания семьи и детей» на 1997–1998 гг.» в президентскую программу «Дети России» были дополнительно включены утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. названные федеральные целевые программы. Указ направлен на формирование основ комплексного решения проблем профилактики, реабилитации, а также на создание эффективной системы социальных служб, предоставляющих разнообразные социальные услуги семье и детям.

Эти указы имели большое значение в развитии системы социального обслуживания семьи и детей.

Целью федеральной целевой программы «Социальное обслуживание семьи и детей» на 1998–2000 гг. (далее программа) явилась организация оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей и создание необходимых условий для ее эффективного функционирования.

Программа предусматривала решение следующих основных задач:

– развития нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей;

– внедрения государственных стандартов социального обслуживания;

– научно-методического и информационного обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;

– совершенствования управления системой учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» были приняты постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие социальное обслуживание семьи и детей:

«О Межведомственной Комиссии по вопросам социального обслуживания населения» от 15 апреля 1996 г. № 454;

«О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 г. № 73;

«Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения» от 17 июня 1996 г. № 83;

«Положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 13 сентября 1996 г. № 1092.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р, подготовленным в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов оформления бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов» одобрены следующие социальные нормативы обеспеченности социально-реабилитационными учреждениями для несовершеннолетних – 1 на 10 тыс. детей; социальными приютами для детей и подростков – 1 на 10 тыс. детей. При наличии в городе (районе) менее 5 тыс. детей создается одно учреждение

Ведомственные акты, регламентирующие деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей, принимаются Министерством труда и социального развития РФ, а также другими федеральными органами исполнительной власти – Министерством образования России, МВД России и др.

Таким образом, можно констатировать наличие процесса становления правовой и нормативной базы социального обслуживания семьи и детей, что позволяет повысить уровень их социального обслуживания и расширить перечень различных социальных услуг:

Анализ состояния социальной службы помощи семье и детям показывает, что в последние годы отмечается понимание важности их роли в жизнедеятельности семьи. Основными ее задачами стали содействие повышению нравственного воспитательного потенциала, формирование здорового образа жизни семьи, решение проблем самообеспечения семьи, ее планирования.

Становление рыночных отношений в России вносит серьезные изменения во внутрисемейные отношения, в отношения семьи и общества, поэтому целесообразно развивать ту сторону деятельности службы социальной помощи, которая способствует социально-экономической адаптации семьи к рыночным отношениям.

Усиливается необходимость в дальнейшем развитии нормативно-правовой базы. Это позволит обновить и расширить технологии социальной работы с семьями и детьми.

Появление новых технологий в работе социальной службы семьи и детей будет способствовать повышению качества социальной защищенности семьи и детей, особенно тех, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Но это возможно лишь в случае, когда социальные услуги будут по объему и качеству соответствовать государственным нормам социального обслуживания семьи. Поэтому необходимо разработать государственные стандарты, которые определят основные требования к объему и качеству социальных услуг, оказываемых семье, и повысят эффективность их использования.

Требуются также активизация работы и установление порядка лицензирования учреждений социального обслуживания, сочетание платности и бесплатности предоставления различных услуг семье и детям.

Должна улучшиться межведомственная координация деятельности социальных учреждений различных видов, осуществляющих услуги семье.

Осуществляя развитие учреждений службы социальной помощи семье, необходимо поддерживать приоритетность развития территориальных центров помощи семье и детям, имеющих концепцию своего развития на ближайший период, совершенствуя их структуру, создавая отделения, предоставляющие различные виды услуг, необходимых семье.

Потенциал центров социальной помощи семье и детям может быть значительно повышен за счет укрепления методической базы, создания специализированных центров, на базе которых смогли бы осуществляться обобщение и распространение опыта функционирования учреждений социальной помощи семье и детям.

Преодоление недопонимания роли и значимости учреждений социального обслуживания семьи и детей со стороны отдельных руководителей всех уровней могло бы значительно улучшить межведомственную координацию деятельности социальных учреждений различных видов и сделать возможным существование разветвленной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Одна из задач на ближайшую перспективу – создание и укрепление специализированных учреждений, оказывающих помощь семье и подросткам в подготовке к семейной жизни, к сексуальным отношениям, осуществляющих профилактику, а в некоторых случаях и ликвидацию социальных болезней общества: асоциального, дезадаптированного поведения, употребления алкоголя, наркомании и т. д. Уменьшить эти явления, не дать им распространиться, особенно в детской среде, – главное назначение службы социальной помощи семье и детям.

1. Формы социального обслуживания семьи и детей

Социальное обслуживание семьи с несовершеннолетними детьми в настоящее время — это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей — обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.
Социальное обслуживание семьи и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.
В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.
В значительной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Указа Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 г.
Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и др.
В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семей с несовершеннолетними и детьми. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.
Преобладающая модель государственной службы — территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни.
Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:
А) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
• срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;
• содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
• принятие от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату;
• распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
• социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;
• организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;
• создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
• содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
• содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий;
• содействие в организации благотворительных обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения, детей;
• содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
• содействие в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, технических средств реабилитации детей-инвалидов, денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;
• содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
• социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;
• содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
• организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центре;
• содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения, отдыха, в оформлении документов (в пределах региона).
Б) Социально-правовые услуги:
• помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
• содействие в предоставлении социальных выплат;
• участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);
• участие в правовой защите личностных интересов детей.
В) Социально-реабилитационные услуги:
• организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);
• социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
• составление индивидуальных коррекционных программ.
Г) Психологические услуги:
• психопрофилактика и психогигиена;
• психодиагностика и обследование личности клиента;
• психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
• семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
• психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
• социально-психологический консилиум;
• работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях;
• посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
• психосоциальное консультирование;
• психологический патронаж;
• психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;
• коррекция отношений и поведения;
• проведение тренингов по коммуникативному общению;
• развитие навыков эмоциональной саморегуляции;
• организация посреднических услуг;
• профориентация на основе тестирования;
• организация деятельности групп взаимоподдержки;
• психологическое просвещение;
• ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррек-ционными и психотерапевтическими методами.
Д) Педагогические услуги:
• педагогическая помощь детям в защите их интересов;
• консультативная помощь родителям и детям;
• групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
• коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
• содействие культурно-досуговой деятельности детей;
• практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
• обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.
Е) Социально-медицинские услуги:
• содействие в направлении в стационарные медицинские
наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в
том числе детей;
• организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитания здорового образа жизни;
• содействие в обеспечении детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
• патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
• обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
• патронаж беременных женщин и кормящих матерей.
Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и семей, детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением.

2. Методы социального обслуживания семьи и детей

Наряду с государственными территориальными центрами, службами, входящими непосредственно в систему Министерства труда и социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы семьи ведомственной, межведомственной подчиненности, смешанные — государственные и коммерческие. Идеология этой службы — работа с целостным социальным объектом, т.е. районом, который понимается, во-первых, как совокупность проживающих здесь различных групп и слоев населения, а во-вторых, как социальная структура, включающая микрорайоны, учреждения, организации и предприятия. Приоритет в оказании помощи всегда оказывается работе с семьями с несовершеннолетними детьми.
Основная задача работников службы — помочь члену семьи (вне зависимости от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.
Изначально определяется круг детей и подростков, нуждающихся в помощи; оказывается также помощь родителям, одиноким матерям, учителям школ — всем, кто окружает ребенка; создаются группы поддержки, включающие людей, заинтересованных в преодолении жизненных трудностей: группы поддержки родителей, имеющих детей с психологическими трудностями в поведении; женщин и детей — жертв насилия; родителей детей-инвалидов; многодетных родителей; учителей, работающих с «трудными подростками». Группы поддержки (взаимопомощи) создаются работниками службы целенаправленно. Вначале выявляется круг лиц, проблем, и после большой подготовительной работы люди приглашаются на 2—4-дневный семинар (метод группового консультирования). После семинара по инициативе самих участников и в результате индивидуального консультирования появляются основания для создания групп поддержки.
Помогая одним, работники службы создают широкую базу своих добровольных помощников (волонтеров), которые, в свою очередь, помогают другим.
Сегодня базовыми, типовыми моделями организации социальной работы с семьей и детьми по месту жительства (территориальными) являются центры социального обслуживания и реабилитации семьи и детей и районные социально-психологические службы. Кроме того, имеется определенное количество слабо взаимодействующих между собой социальных служб (не всегда территориальных) различной ведомственной принадлежности.
Опыт деятельности служб по месту жительства подтверждает тот факт, что социальная работа по своей сути межведомственна и требует правового оформления и организации территориальных социальных служб, координации деятельности органов социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта, правоохранительных структур, служб занятости.
Рассмотрим их подробнее, поскольку именно они представляют собой модели социальных служб нового типа — модели нормативного программного характера.
На основании разработанной концепции развития социальной службы, Основ законодательства Российской Федерации о социальной службе, типовых положений различных территориальных центров работы с семьей и детьми во многих регионах начали формироваться территориальные службы (ТСС), которые оказывают комплекс социальных услуг всем нуждающимся (взрослым и детям), поскольку включают в себя учреждения социальной структуры, органы управления делами социальных служб, учебные и научно-исследовательские заведения. Осуществляя деятельность на территории конкретного городского или сельского района, небольшого города, ТСС максимально приближена к населению, доступна всем нуждающимся.
Структура ТСС состоит из следующих специализированных территориальных центров:
• центр социальной помощи семье и детям, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы,
консультативной помощи, развития семейного предпринимательства и т.д., а также подразделения по оказанию практической помощи: выездные комплексные бригады; служба экстренной психологической помощи; юридическая и психолого-педагогическая консультация; служба знакомств; социальный приют; отделение дневного пребывания детей и матерей с детьми;
• центр психолого-педагогической помощи семье и детям, призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье, повышать психологическую культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, в предотвращении эмоционального и психического кризиса; обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую помощь лицам различных групп риска;
• служба экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»), задача которой — снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи;
• социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий социальную и медико-психологическую помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации. Несовершеннолетние в течение необходимого для их реабилитации времени посещают Центр или получают в нем временный приют. Центр включает в себя службу экстренной социальной помощи, медико-психологической диагностики и коррекции, социальной реабилитации, адаптации детей и подростков, службу социально-правовой защиты и юридической помощи, иногда — приют проживания в условиях стационара;
• социальный приют для детей и подростков, организуемый в целях спасения беспризорных детей и подростков, предоставления им временного прибежища, медико-психологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства. Приют может быть организован как самостоятельное учреждение ТСС и как часть социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
• центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, который осуществляет содержание и устройство на дальнейшее воспитание в семью или в государственное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от рождения до 18 лет);
• реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, создаваемый в целях социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирования у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению труду с помощью комплекса медицинских, социальных, педагогико-психологических и других мероприятий.
Сеть ТСС может включать также (в зависимости от имеющихся условий и специфических особенностей района) молодежные центры, центры новых форм дошкольного воспитания и внешкольной работы; кризисные центры помощи лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и преступлений, отбывшим уголовное наказание, беженцам; бесплатные и льготные столовые, пункты раздачи продуктов, одежды, детского питания.
Управленческая модель деятельности ТСС как системы территориальных социальных центров, отделений, учреждений основывается на современных методах, соответствующих демократическим переменам в общественном укладе России. Она учитывает принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и принципы опоры на широкое общественное участие, четкого разграничения управленческих функций и компетенции, самостоятельности и инициативности низовых звеньев.
Предусматривается, что органами управления социальной службы будут государственные и общественные учреждения, уполномоченные согласно законодательству осуществлять управленческие функции. На уровне территории (города, сельского района, района в городе) станут формироваться государственно-общественные органы — попечительские советы (социальные советы), создаваемые при администрации (в составе исполнительных органов). Они будут включать в себя представителей заинтересованных организаций: финансовых фондов, профсоюзов, общественных ассоциаций, благотворительных фондов.
Социальная защита и поддержка населения на подведомственной территории относятся к компетенции комитета (отдела) социальной защиты населения. Он подчиняется по горизонтали местным исполнительным органам, а по вертикали — вышестоящим городским (областным и республиканским) органам. Роль центрального органа управления — Министерства труда и социального развития — сводится к общему организационному, экспертному и научно-методическому руководству, определению минимально обязательных для населения видов выплат, льгот и услуг, содействию в обучении кадров, помощи в финансовом и материально-техническом обеспечении учреждений социальной службы.
Высокая степень организационной самостоятельности и свободы предоставляется специализированным центрам в системе ТСС. Они являются юридическими лицами: имеют собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки социального обслуживания со своим наименованием; открывают счета в банках, в том числе внебюджетные счета для поступления средств от государственных, общественных предприятий и организаций, частных лиц, собственной производственно-хозяйственной деятельности. Деятельность центров и учреждений ТСС регламентируется уставом, разрабатываемым самостоятельно с учетом типовых положений. Все это позволяет избежать чрезмерного бюрократизма.
Вместе с тем предложенная модель ТСС предоставляет возможность сочетать как четко структурированную, так и дифференцированную схему организации, при которой финансирование и поддержка служб осуществляются на базе конкурсного отбора социальных проектов, представленных различными, в том числе негосударственными, организациями.
В последние годы все больше учитываются возможность и особенности территорий, потребности и запросы семьи в тех или иных услугах, поэтому все чаще во многих уже существующих центрах, создаются отделения дневного пребывания детей, реабилитационные отделения для детей с ограниченными возможностями, стационары, приюты, «телефоны доверия».
В настоящее время в системе органов социальной защиты населения действует свыше 2000 учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал