![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные принципы и формы психосоциальной работы с группой
Психосоциальная работа - это одно из возможных направлений деятельности социальных работников системы социальной защиты населения. Лежащая в его основе идея содержит дилемму: «что важнее - личность или её проблема?» И эта дилемма разрешается в пользу возвышения личности: «личность важнее проблемы». Возможны, как минимум, два подхода к пониманию того, как личность «делает» свои проблемы, каким образом их воспринимает и разрешает. Психогенетический подход к пониманию основных противоречий развития личности и психодинамические концепции, наиболее применимые в ситуациях помощи клиенту. Социогенетический подход, т.е. понимание того, как существующие в социуме, куда включен индивид, противоречия деформируют образ мышления и жизни личности. В этом случае чаще эксплуатируются социодинамические концепции помощи. В психосоциальном направлении социальной работы приоритет отдаётся первому. Он более оптимистичен в понимании назначения и возможностей отдельно взятого человека. Цель психосоциальной работы усматривается в том, чтобы создавать условия возвращения клиента в его природосообразную реальность, где начинается его психологическое и социальное право быть автором своего жизненного сценария и нести полную ответственность за то, что он в него включает. Отправной точкой в психосоциальной работе является оценка и понимание специалистом главного отношения клиента - отношения к жизни вообще и своему праву на собственную жизнь в частности: является ли ценность жизни ведущей категорией самосознания клиента? Признаёт ли он за собой право принимать самостоятельные решения относительно того, кем и где ему быть, как выглядеть и какие обязательства на себя брать? По своему ли волеизъявлению он живёт и действует в конкретных отдельно взятых случаях? Кто, с его точки зрения, несёт ответственность за его жизнь и благополучие? Кто именно и что именно влияет на его поведение в особо значимых для его судьбы случаях? Считается ли он сам с правом других людей, когда вступает в отношения с ними? Под методом групповой работы понимается совместная деятельность людей, которые, работая в группах, состав которых колеблется от 2 до 10 человек, над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия. Наиболее важный результат групповой работы - преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований - переосмысление жизненных ценностей. Таким образом, в групповой работе может осуществляться процесс групповой коррекции (изменение, поправка, исправление) ценностей. В настоящее время теоретическими основаниями психосоциальной работы с группами являются такие школы, как теория поля, теория социального обмена, психоанализ и общая теория систем. Общим для всех групповых теорий является положение об искусственности отделения человека от его окружения. Это значит, что люди живут, действуют, чувствуют, ищут смысл жизни и добиваются удовлетворения желаний только в ходе социального взаимодействия, главным образом в группе. В рамках теории поля группа рассматривается как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели; силы вне и внутри данной группы влияют на направление ее движения, способствуя или препятствуя ему. Теория социального обмена представляет собой приложение некоторых идей бихевиоризма к групповому контексту. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время предполагая пожертвовать чем-то взамен. Хотя все теории групп в той или иной степени опираются на понятие «система», некоторые теоретики уделяют ему особое внимание, в связи с чем возникла теория социальных систем. Социальный работник, ориентированный на работу с личностными ценностями, должен знать, что побудить членов группы к «выращиванию» ценностей можно, лишь проявляя заинтересованность в работе, проходя путь коррекции, развития своей личности вместе с остальными членами группы. В процессе взаимодействия социальный работник не должен полностью идентифицироваться с группой. Его профессиональный долг -- сохранять возможность контроля над ситуацией, если она приобретает деструктивную направленность. Процесс сближения не следует форсировать - он должен органично проявляться на основе происходящих в группе процессов. Недопустимы как его искусственное ускорение, так и углубление. Необходимо помнить о возможном уровне личностного «погружения» и темпах работы. Поскольку сближение происходит неравномерно, от социального работника требуются большая психологическая гибкость, внимание и готовность переключиться на другие режимы межличностного взаимодействия. Групповая работа используется: 1) в исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов; 2) для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности); 3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста; 4) для утверждения личности; 5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности; б) для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно. Обычно используют две основных типологии групп: 1) созданные специально для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные); 2) созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели (внешне ориентированные). Первые группы разделяются на два типа: а) нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации). В группах социализации цель социальной работы - помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения). б) группы, цель которых - исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации). Группы ресоциализации также решают две задачи. Они осуществляют социальный контроль над людьми, недостаточно адаптировавшимися к требованиям общества и не желающими принять на себя социально приемлемые роли, а также оказывают помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей. Задача социального работника заключается: во-первых, в помощи членам группы при создании системы взаимопомощи (основная задача), во-вторых, в умении понять и использовать характер и содержание групповых процессов для достижения целей группы, в-третьих, в умении помочь в этом членам группы, в-четвертых, в повышении способностей членов группы действовать независимо, в-пятых, в стремлении осознания членами группы своей общности к моменту прекращения деятельности группы. В варианте групповой психосоциальной деятельности просматриваются четыре точки опоры: - это выявление индивидуальных особенностей личности клиента (личность); - это идея прав человека (право); - это концепция профессионализма (профессионализм, т.е. помощь от силы, проистекающей из принятия клиента, его образа мышления, образа жизни и уважения к нему, а не от слабости, когда помощь осуществляется из желания «отдать другому всю душу», чтобы он изменился, почувствовал себя счастливым) - это концепция самопомощи (самопомощь). В основе группового процесса лежит психосоциальная модель взаимодействия. Она состоит из пяти основных элементов: - группы; - членов группы, имеющих особые нужды; - деятельности в группе; - взаимодействия специалиста и группы; - регулирования и решения проблем клиентов. Достижение сплоченности группы, реализация принципа «группа как целое» осуществляется путем выявления общности: общие интересы, сходные трудные жизненные ситуации одна этническая принадлежность, полоролевая идентификация и т.д. Такие факторы являются «межабонентскими связями». Они позволяют членам группы вместе проходить все стадии группового развития. Основной задачей специалиста по групповой психосоциальной работе является усиление их группового и индивидуального социального функционирования. Это достигается постоянной помощью группе в принятии решений, оценке ситуаций, результатов действий. Специалист помогает формировать нормы, решать конфликты, управлять ситуацией - это важно для продвижения группы на всех стадиях ее развития. Специалист рассматривает группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях, действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать, отклонять, изменять действия ведущего группу. В этой открытой системе осуществляется процесс интернализации ценностей и действий специалиста и членов группы, усваиваются методы помощи себе и другим людям. Методы помощи, используемые социальным работником, позволяют изменять условия существования группы, вовлекая клиентов в терапевтический процесс, учат согласовывать личные нужды и проблемы с проблемами группы. Идея оказания психосоциальной помощи в условиях группового взаимодействия реализуется поэтапно. Г.Конопка выделяет следующие этапы: 1) целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы; 2) управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы; 3) установление вербальной коммуникации между членами группы; 4) установление невербальной коммуникации между членами группы; 5) целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды. Основываясь на работах современных исследователей стадии группового развития можно представить в виде следующей обобщенной схемы: 1. Стадия ориентации - клиенты осознают себя в качестве членов группы, происходит выбор ролей, ориентация в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется «псевдосплоченность». 2. Стадия власти - оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может распространиться агрессия, направленная на того или иного члена группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы. 3. Стадия переговоров - происходит структурирование группы, оформляется групповая позитивная сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются сходные проблемы и эмоциональные переживания. 4. Функциональная стадия - группа активно работает, проявляя заинтересованность в разрешении проблем, поддерживая друг друга, проявляя искренность и спонтанность - характерные тенденции группового развития; это стадия принятия решений. 5. Стадия распада группы - ситуация, когда отдельные члены группы и группа в целом приходят к решению своих проблем и формулируют вывод о необходимости окончания совместной групповой деятельности. Групповой работе способствует: - соответствие состава группы тем задачам, которые она решает; - важность задачи для всех участников; - наличие технологий взаимодействия адекватным групповым нормам и характеру решаемой задачи; - оптимальный состав и численность группы; - грамотное распределение ролей. Групповой работе мешает: - незначительность задачи, ради которой создана группа; - ограничивающие членов группы условия ее существования; - слабый лидер; - неэффективные способы ведения групповой работы; - состав группы, не подходящий для решения задачи; - многолюдность группы; - редкость и недостаточная продолжительность встреч; - надежда на быстрый и легкий успех; - необоснованная надежда на социального работника. Важно также то, что решаемая группой задача должна быть достаточно конкретной, четко сформулированной, понятной и потенциально разрешимой. Результаты должны быть полезными для всех.
Вопрос 28 В повседневной жизни человеку часто приходится проверять свое мнение, сопоставляя его с другими мнениями — родителей, мужа или жены, друзей, коллег, обращаться к авторитету Библии и других Священных Писаний, идеям великих писателей или мыслителей, лидеров социальных движений и т.д., чтобы убедиться в правильности выбранного варианта социального поведения, принятого решения, проверить его. Выбор того или иного решения проблемы всегда носит в той или иной мере субъективный, личностный характер. Объективность варианта решения проблемы во многом определяется соблюдением апробированной технологии социальной диагностики и зависит от нее. Для того, чтобы быть специалистом высокой квалификации в области социальной диагностики, социальный работник обязан основательно овладеть как научными, так и практическими основами диагностики. Знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания и научного ее обоснования не гарантируют высокого уровня профессионализма в этой области. Диагностические методы, которые находят практическое применение в деятельности социального работника, требуют специального рассмотрения. Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, ясность, точность. Есть и ряд дополнительных, специальных требований. Эти и другие требования реализуются в диагностике с помощью использования специальных приемов и методов. Они могут быть разными и применяться в зависимости от конкретных целей и задач исследования. Среди них:
Вопрос 29 Основанием для выделения видов социальной терапии являются объект возможного социально-терапевтического воздействия и доминирующий метод его осуществления. В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии: индивидуальная и групповая. Последняя подразделяется на семейную и сетевую. В соответствии с доминирующим методом выделяются гарденотерапия, терапия самовоспитания, арттерапия и др. Индивидуальная терапия применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т. п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии. Групповая терапия понимается как воздействие, направленное на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп. Основанием для формирования групп выступают: возраст (детские, взрослые группы), пол (мужские, женские, смешанные), профессиональные, учебные, группы для совместной деятельности и т. п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть заинтересованы в решении каких-либо сходных проблем и ориентированы на получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия предполагает использование психотерапевтических процедур и операций. Семейная терапия - форма групповой терапии, ориентированная на системную работу с семьей. При этом семья рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист раскрывает внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побуждает их к более гибкому поведению и т. п. Сетевая терапия - эффективный способ восстановления отношений между индивидом и его социальным окружением, социумом. Сетевая терапия, основанная на работе с ближайшим окружением или сетью социальных контактов, как и семейная терапия, - две ветви одного дерева. Самые большие различия между ними возникли в 60-е и 70-е гг. XX в., когда семейная терапия сфокусировала свое внимание только на семейной системе и отношениях внутри этой системы, в то время как сетевая терапия была направлена на всех, кто имел отношение к проблеме, независимо от того, к какой системе они принадлежали. И только в 80-е гг. стало очевидно, что общей для них является теория систем. Система социальных связей человека, сеть его социальных контактов представляют собой ту силу и опору, которые сами по себе являются ресурсом, способным мобилизовать имеющиеся ресурсы личности и в дальнейшем сохранить ее достижения. При каком-либо нарушении баланса система сама стремится к восстановлению равновесия и поддерживает себя. Поэтому в моменты острых системных кризисов иногда наблюдается спонтанное восстановление функций системы без помощи извне. Когда кризис приобретает хронический характер, в его преодолении должны участвовать не вовлеченные ранее элементы системы или смежные системы; включить их в работу - задача специалистов. Этой цели и служит метод работы с сетью социальных контактов, или сетевой метод. В основе метода сетевой работы лежат гуманистический подход и демократическое отношение к работе с индивидом, группой, которая пребывает в ситуации деструктивной функциональной деятельности или воздействия. Основа сетевого метода заключается во включении социального окружения в терапевтическую работу. Оно наряду с клиентом становится субъектом. Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь участникам сетевой встречи найти имеющиеся ресурсы, поддержать и укрепить их. Обращение к ближайшему окружению (друзья, родственники, соседи, учителя и др.) в трудной ситуации является или должно было быть естественной реакцией1. Доминирующий метод оказания клиенту социально-терапевтической помощи позволяет выделять более широкий спектр разновидностей социальной терапии: терапия словом, смехотерапия, клоун-терапия, трудовая, оккупационная, терапия самовоспитания, ортобиотика и др. Трудовая терапия основана на оказании лечебного, тонизирующего, активизирующего воздействия процесса труда на индивида. Труд выступает средством лечения и способствует преодолению деструктивных изменений, отклонений в поведении индивидов, групп, сообществ; достижению оптимального уровня самостоятельности. Это оценка и лечение за счет использования специально отобранных и имеющих особое значение действий. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. Трудотерапия понимается как помощь людям, начиная с овладения навыками ухода за собой и заканчивая продуктивной деятельностью, а также досугом. Цель трудотерапии - коррекция физического и психического состояния индивида посредством специфической трудовой деятельности, осуществляемой для оказания помощи и достижения индивидом независимости во всех аспектах жизни. Это поддержание и развитие оптимальных функций, стратегия овладения навыками и умениями самостоятельного решения проблемных ситуаций, достижение и сохранение самостоятельности в уходе за самим собой, в работе и социальной среде. Виды социально-терапевтической помощи и поддержки индивида конкретны в каждом отдельном случае: оценка нуждаемости и потребностей клиента, определение целей для дальнейшей работы, совет, практическая помощь, консультирование, информирование, организация и создание условий для совместной деятельности, обучение навыкам, помощь в принятии решения, в выборе оборудования. Сфера применения метода трудовой терапии очень широка. В целом трудовая терапия является универсальным видом социального развития, поддержки и помощи различным категориям населения. Как метод восстановительного лечения она имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышению социального статуса человека. Терапия посильной занятостью в качестве обязательного компонента входит в комплекс социально - терапевтических мероприятий с людьми пожилого возраста. Эта проблема особенно остро встает в пенсионном возрасте - периоде, иногда ошибочно понимаемом как бессрочный отпуск, на фоне которого может развиться комплекс никчемности существования. Особое значение трудовая терапия приобретает в учреждениях социальной защиты населения при работе с людьми, имеющими проблемы психического здоровья, острой и хронической физической дисфункции, проблемами поведения и взаимоотношения с социумом, с людьми, социально исключенными из жизни общества, - осужденными, бездомными. Например, в ЦСР " Возрождение" широко используются методы трудовой терапии: воспитанники получают трудовые и профессиональные навыки в полиграфической, столярной, швейной мастерских. К основным принципам организации трудовой терапии относятся: специально организованная совместная деятельность, принцип доступности, вовлеченности, субсидиарности, индивидуально-ориентированный подход, принцип педагогического взаимодействия1, принцип развивающего эффекта кооперативного учения. Оккупационная терапия (ОК) - терапия повседневными занятиями, форма профессиональной социальной работы. Это необходимая форма помощи людям, испытывающим отклонения в поведении, взаимодействии. В зависимости от специфики объекта воздействия, целей и задач определяются и методики терапевтического воздействия. Ключевой элемент оккупационной терапии это выбор видов занятий, которые формируют навыки независимого функционирования и удовлетворение потребностей индивида в контексте его социального окружения. Как направление в социальной реабилитологии, ОК имеет реабилитационную и терапевтическую направленность - восстановление утерянного навыка с помощью использования разных методов. Оккупационная терапия дает хорошие результаты в работе с детьми, подростками и молодежью с проблемами: нервно-психические расстройства и трудности в обучении; эмоциональные расстройства, поведенческие проблемы, аутизм, фобии; алкогольная и наркотическая зависимости, социопатологии поведения, ортопедические ограничения на фоне несчастного случая. В работе с пожилыми и инвалидами ОК направлена на облегчение привыкания к протезам; увеличение мобильности, силы и выносливости; стимулирование здоровья и продуктивные взаимоотношения; преодоление депрессии и шизофрении; неврологической дисфункции, включая опухоли мозга, склероз; помощь в поддержании и развитии выносливости, применяя техники консервации энергии и упрощения работы; поиск ресурсов в социальном окружении. Терапия самовоспитания - это собственная деятельность субъекта, направленная на самопознание, самоанализ и самооценку. Самовоспитание - это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного " Я". Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки1. В технологическом аспекте метод самовоспитания включает следующие приемы: - самоизучение, самооценка; переоценка собственной личности; самоанализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных " психологических барьеров"; - создание желаемого образа " Я"; формирование индивидуальных формул намерения; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; - сюжетная сенсорная репродукция поведения " Я-образа" в различных ситуациях деятельности и общения; " наложение" стереотипов " Я-образа" на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности. При этом специалист социальной работы будет выполнять роли наставника, социального сопровождающего, персонального ассистента, учителя социальных умений, проводника перемен, ответственного за ведение случая. Основным субъектом этого вида социальной терапии является сам индивид. Задача специалистов состоит в том, чтобы научить человека вышеуказанным приемам деятельности, осуществлять функции контроля процесса самовоспитания с целью недопущения нежелательных или необратимых изменений личности и организовать закрепление опыта. Исследования показывают, что уже через месяц систематического применения метода самовоспитания отмечаются положительные перемены в личности клиентов. Происходит трансформация таких глубоко индивидуальных особенностей, как мимика, речь, походка, стиль общения, руководства и т. д. Например, воспитанники ЦСР " Возрождение" после окончания программы реабилитации занимаются социальной практикой: проводят встречи, беседы в школах по профилактике зависимостей, рассказывают о том, как они справились с проблемой. Тендерная терапия. Разделение людей на мужчин и женщин определяет восприятие различий, характерных для психики и поведения человека. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в традициях всех цивилизаций. Сегодня многие психологи ставят под сомнение такое жесткое деление человечества на две группы, считая, что оно приводит к возникновению многих психологических проблем. Тендерная терапия направлена на обучение мужчин и женщин продуктивным стратегиям и практикам поведения ради преодоления традиционных тендерных стереотипов и разрешения возникающих на их основе конфликтов и проблем. Терапия пищевого поведения. В последней четверти XX в. ожирение стало социальной проблемой в странах с высоким уровнем экономического развития, в которых как минимум 30% населения имеет избыточную массу тела. С избыточным весом отчетливо связано многократное повышение риска и частоты развития многих заболеваний. Ожирение значимо уменьшает продолжительность жизни в среднем на 3-5 лет при небольшом избытке веса, до 15 лет - при выраженном ожирении. Избыточный вес остается актуальной, в том числе и социальной, проблемой. Исследования показывают, что каждые лишние 10 кг веса увеличивают риск неполучения новой работы на 10%. Одна из причин сложившейся ситуации состоит в том, что большинство способов нормализации веса устраняют следствие, а не причину. Между тем психологические методы социальной терапии располагают вполне реальными и весьма многочисленными подходами и методами, способными помочь человеку избавиться от переедания и лишнего веса, овладеть методами преображения собственной внешности, нормализации пищевого поведения и формирования новых паттернов поведения. Терапия пищевого поведения применяется в различных учреждениях (государственных и частных клиниках, больницах и общественных центрах здоровья) с пациентами, страдающими нарушениями пищевого поведения и алиментарным (связанным с перееданием) ожирением.
|