Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников, участвующих в обслуживании детей с ограниченными возможностями.
Психолого-педагогическое просвещение - принципиально важное направление в социально-реабилитационной деятельности. Главной его задачей является приобретение детьми и подростками определённых знаний и навыков, которые призваны помочь им повысить мотивацию жизнедеятельности, активность, успешно взаимодействовать с другими людьми. В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, задача эта не простая. Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребёнку, активно включались в процесс личностного развития, необходимо серьёзно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребёнку, а также к выбору форм их передачи. Основным условием здесь выступает учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровень их реального развития, готовность к усвоению тех или иных знаний. Наиболее эффективными формами для ребёнка являются те, которые для него доступны, привлекательны, актуально значимы. - Консультирование рассчитано на работу с детьми старшего возраста - подростков и старшеклассников. Консультирование - индивидуальный вид работы и организуется в большинстве случаев по запросу детей и по результатам психодиагностического обследования. Оно может иметь различное содержание, касаться многих проблем развития и личностного самоопределения подростка или юноши, взаимодействия с другими людьми, взаимоотношения полов и т. п. Консультирование может иметь цель оказания помощи подростку, испытывающему трудности в общении, в приобретении навыков самопознания, самораскрытия и самоанализа своих психологических и физических возможностей, оказания психологической помощи и поддержки ребёнка, находящегося в состоянии сильного эмоционального переживания, стресса, конфликта и др. Консультирование родителей и сотрудников, занимающихся социальной реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении основной задачи социальной реабилитации - формирование устойчивой личности ребёнка с ограниченными возможностями, способной к взаимодействию в окружающей среде. 5. Работа по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности. Сохранение и укрепление полноценной жизнедеятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - важнейшая задача всех реабилитационных мероприятий. Специалист по социальной реабилитации должен знать закономерности возникновения, течения и исход болезни как базовой предпосылки при определении и разработке основных подходов социальной реабилитации ребёнка. Чтобы грамотно организовать социально-реабилитационный процесс, важно учитывать особенности защитно-приспособительных реакций и перестройки динамического стереотипа организма в процессе выздоровления и их влияние на процесс реабилитации. Важно добиться, чтобы ребёнок осознал, что результаты его выздоровления и развития находятся в прямой зависимости от полноценной жизни и многих других факторов: питания, состояния окружающей среды, наличия вредных привычек, психогигиенических навыков, физической тренированности организма. Оздоровительная работа - в её задачу входит развитие и укрепление физических сил и возможностей ребёнка. 6.Социально-диспетчерская деятельность: Цель - получение детьми, их родителями и коллегами от специалиста по социальной реабилитации социальной и психологической помощи, во-первых, выходящей за рамки его функциональных обязанностей, а во-вторых, - за рамки его компетенции. В этих целях специалист по социальной реабилитации должен обладать банком данных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощь ребёнку. Причем специалист по социальной реабилитации не только дает консультацию, но и сам организуют это взаимодействие. В рамках социально-диспетчерского направления предполагается решение следующих задач: · Определение характера проблемы и возможностей её решения; · Поиск службы или специалиста, способного оказать ребёнку помощь; · Подготовка необходимой сопроводительной документации; · Отслеживание результатов взаимодействия ребёнка со специалистом; · Осуществление психологической поддержки ребёнку во время его взаимодействия со специалистом; · Контроль, организации помощи ребёнку в условиях образовательного учреждения. Специалист отделения должен владеть средствами и методами воздействия на ребенка. К средствам реабилитационного воздействия на ребенка относятся различные виды деятельности: · Игровая, · Учебная, · Трудовая, и.т.д. Психологической помощи: · Психолого-профилактическая · Просветительская · Психологическое консультирование · Психокоррекция · Психотерапия Специальной помощи: · Игротерапия · Арттерапия · Музыкотерапия · Библиотерапия · Танцевальная терапия · проективный рисунок · Сказкотерапия Предметы духовной и материальной культуры: · Технические приспособления и оборудование · Литература · Средства массовой информации Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности, Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основные виды деятельности: игра, ученье и труд. Игра - является для ребенка формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребенку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию памяти, мышления, речи, эмоции. Учение - ребенок учится управлять своими психическими процессами, вырабатывается умения выбирать, организовывать, направлять свой действия навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Трудовая деятельность - это бытовой труд, труд по самообслуживанию и другое. Методы в социальной реабилитации - это способы профессионального взаимодействия специалиста и ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью решения социально - реабилитационных задач. Их можно подразделить на три группы: · Методы организации социально - реабилитационного процесса и познавательной деятельности детей: К ним относятся: - словесные (рассказ, беседа, работа с книгой, наглядные (метод примера); - практические (упражнения, приучения). Упражнение - это многократное повторение, каких либо действий с целью формирования определенных навыков и умений. - метод моделирования воспитывающих ситуации - это когда ребенку предлагается определенная ситуация в, которой он должен сделать выбор. - инструктаж - это когда ребенок не имеет ясного представления о способах и условиях решения тех или иных практических задач. · Методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе: К ним относятся: - соревнование - в основе лежит стремление подростков к соперничеству и самоутверждению. Это стимулирует детей быть активными, инициативными и ответственными. - поощрение - ребенок переживая чувство удовлетворения, испытывает прилив сил, уверенность и желание выполнять действие дальше. - наказание - это осуждение действий и поступков, противоречащих нормам и правилам поведения в обществе, принятым в обществе. Этот метод может применяться, только в экстремальных и исключительных случаях. · Методы контроля эффективности социально - реабилитационного процесса: Методы контроля позволяют определить результативность социальной реабилитации. Основная форма организации социальной реабилитации является реабилитационное (коррекционное) занятие. Оно может быть как индивидуальным, так и групповым. Все методы способствуют тому, чтоб выбрать совместно с родителями одну линию проведения социальной реабилитации. На сегодня задача специалистов отделения сделать информацию и услуги доступными, а само общение родителей со специалистами позитивным, то есть нацеленным на достижение взаимопонимания. Это имеет огромное значение. В социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует исходить из следующего принципа: детям удается достичь гораздо, больших результатов в реабилитационном процессе в целом, когда родители и специалисты становятся партнерами, и совместно работают над решением поставленных задач. Надо иметь в виду, что социальная реабилитация - сложный процесс и определяется, прежде всего, личностью специалиста по социальной реабилитации. Знание рассмотренных подходов поможет ему стать профессионально грамотным и четко представлять круг своих обязанностей. Роль специалиста по социальной работе заключается в содействии, консультировании и поддержке семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, выступает посредником между семьями и различными органами учреждениями и организациями. Специалист по социальной работе, который занимается с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья должен быть профессионально грамотным, идти в ногу со временем. И главная его цель заключается в том, чтобы помочь детям с отклонениями в развитий по возможности компенсировать нарушения, развить способности и используя собственные ресурсы жить полноценной жизнью. Наша поддержка и помощь должны быть направлены на то, чтобы окружающий мир стал понятен для детей с ограниченными возможностями здоровья. Глава 2. Изучение практической деятельности содействия семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в организации социальной реабилитации (на примере, специализированного отделения социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников при МУКЦСОН «Гармония» г. Устюжна) Планирование и организация исследования Наиболее принципиальной и важной задачей решаемой на специализированном отделении социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции. На это и направлен комплекс проводимых на отделении реабилитационных мероприятий (Приложение № 12). Целью данного исследования является изучение деятельности специализированного отделения социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников по социальной реабилитации. А во введении другая задача? Программа исследования включает в себя следующие этапы: Сравнительный анализ деятельности специализированного отделения социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников, по численности обслуживаемых и оказанию гарантированных и дополнительных социальных услуг. Анализ анкетирования, среди семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья находящихся на обслуживании в специализированном отделении социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников. Разработка программы летнего лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же их здоровых братьев и сестер, «Солнечный город». Разработка программы индивидуальных занятий по направлению социальная реабилитация в специализированном отделении социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, командой социальных работников родителям имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. В анкетировании принимали участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья возрастные рамки, которых составил от 20 до 50 лет и старше. Возраст детей составил от новорожденных до 18 лет. Детей с ограниченными возможностями здоровья состоит на обслуживании мужского пола 9 человек, женского 10 человек. Семьи имеют различный социальный статус. Род занятий родителей в основном рабочих профессии. Род занятии, ребенка с ограниченными возможностями здоровья в большинстве своем это нахождение дома либо посещение школы (приложение №). База исследования: специализированное отделение социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, командой социальных работников при Муниципальном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония». Методы исследования: Анкета - это опросный лист для получения, каких - либо сведении о том кто его заполняет. Анкетирование - это сбор сведений путем получения ответов на определенные вопросы. Цель анкетирования - изучение мнения респондентов по поводу удовлетворения и качества предоставляемых услуг, специализированным отделением. Варианты вопросов: · открытые; · закрытые.
|