![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приспособленность и неприспособленность
Внутреннее стремление к самореализации и утверждению целесообразности собственного существования являются базовыми потребностями ребенка, и каждый ребенок стремится эти потребности удовлетворить. «По-видимому, приспособленным ребенком является индивид, не встречающий на своем пути слишком много препятствий и имеющий возможность быть свободным независимым в осуществлении своих идей и прав. Неприспособленный ребенок, очевидно, тот, который так или иначе лишен права достигать цели без борьбы», пишет Экслайн (Axline, 1969, стр. 21). Проявление этих принципов легко можно наблюдать в случае с Мэттом. Семилетний Мэтт шел следом за мной в психологический центр —руки в карманах, сгорбленные плечи, пустой взгляд. Он выглядел старше, подавленный давящей жуткой реальностью: его заперли в жаркой, вонючей, темной тюремной камере на верхнем этаже здания, где размещалась местная администрация, и не было рядом ни одного знакомого человека, который мог бы eго успокоить. Родители жили в нескольких минутах ходьбы от тюрьмы, но не навестили его; почему — они объяснить не смогли или не захотели. Когда я утром увидел Мэтта, стоящего в камере, он изо всех сил старался казаться спокойным и почти беспечным, но ужас в его глазах и яркий красный полукруг под нижней губой выдавали внутреннюю тревогу, и я видел перед собой перепуганного малыша, жертву системы, не подготовленной к тому, чтобы понимать или удовлетворять потребности своих детей. В начале учебного года учительница направляла Мэтта в психологический центр «в связи с агрессивным поведением, малым объемом внимания, частыми опозданиями и задумчивостью». Результаты тестирования были нечеткими, но тем не менее выявили удовлетворительные способности к учению. Ему рекомендовали игровую терапию, и раз в неделю он приходил из школы в центр в сопровождении одного из школьных работников. Так прошло шесть сеансов. Когда он не пришел на седьмой, я позвонил в школу и узнал, что он в тюрьме. Мэтта поймали, когда он стащил в бакалее пустые пластмассовые бутылки и, поскольку это был уже второй случай такого рода за месяц, местный судья, получив легальные полномочия от родителей Мэтта, заявивших: «Мы ничего не можем с ним сделать», — объявил мальчика неисправимым и приказал отослать его в тюрьму. Я убедил суд освободить Мэтта под мою ответственность, и вот мы снова оказались вместе в игровой комнате. Вымещая фрустрацию на Бобо, он сказал:; «Иногда человек и не поймет, правда ли, что родители; его любят; тогда ему надо пойти и сделать что-нибудь плохое. Тогда, когда твои родители про это узнают, они тебя побьют, и ты знаешь, что они тебя любят». Мэтт стремился усилить свое Я, и в то же время все дальше отталкивал эту цель, потому что его поведение делало его неприемлемым для собственных родителей. Мэтт хотел почувствовать, что он — человек, которого можно любить, можно принять и считать полноправным членом семьи. Вместо этого он оказался в такой среде, где царили отношения, которые не могли обеспечить ему безопасность и чувство принадлежности, необходимые ему для того, чтобы конструктивно проявить ту часть Я, которая стремилась к одобрению и признанию. Поскольку Мэтт не мог открыто выразить внутреннее стремление к усилению Я, он обратился к непрямым и абсолютно разрушительным способам самоутверждения. Экслайн (Axline, 1969) следующим образом объясняет различие между хорошо приспособленным и плохо приспособленным поведением: «Когда у индивида развивается вера в себя, достаточная для того, чтобы сознательно и целеустремленно направлять свое поведение путем оценки, селективности и применения полученного опыта для достижения конечной цели в жизни — самореализации, — тогда он, по-видимому, хорошо приспособлен. С другой стороны, когда индивиду не хватает уверенности в себе для того, чтобы открыто начертать курс собственных действий, когда он, похоже, согласен расти и достигать самореализации скорее зигзагами, чем напрямую, и делает мало (или вообще ничего не делает) для того, чтобы направлять это стремление в более конструктивное русло, — тогда о нем говорят, что он не приспособлен. Поведение индивида не согласуется с внутренней концепцией Я, которую он создал в попытке достичь полной самореализации. Чем дальше расходится поведение и Я-концепцпя, тем больше степень неприспособленности ребенка» (стр. 13—14). Все типы неприспособленности возникают вследствие неконгруэнтности между действительными переживаниями и Я-концепцией. Каждый раз, когда восприятие опыта ребенком искажается или отвергается, в той или иной степени возникает состояние неконгруэнтности между внутренней сущностью человека и его опытом. Как было указано ранее, дети обладают способностью переживать факторы своей психологической неприспособленности, а также возможностью и даже тенденцией — переходить из статуса неприспособленных к статусу психически здоровых.
|