Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система ценностей американского бизнеса






Миф об аморальности бизнеса отчасти отражает, а отчасти игнорирует тот факт, что американский бизнес является органическим элементом американского общества и разделяет его ценности[5]. Миф этот концентрирует внимание на грубом индивидуализме, составляющем основу принципа свободного предпринимательства в бизнесе, на негативных аспектах конкуренции и на прагматизме, присущем американскому отношению к абстракциям. Он признает, что свобода необходима для системы. Но водораздел между свободой и злоупотреблением ею не всегда четко очерчен.

Американскую экономическую систему часто называют системой свободного предпринимательства. Американский бизнес утверждает, что, в отличие от социализма, в нем отсутствует государственная собственность и что он свободен от государственного контроля. Он, конечно, не свободен полностью ни от правительственного вмешательства, ни от правительственной поддержки и защиты. Однако свобода — это действительно ценность, которая образует важную основу экономической деятельности в Соединенных Штатах.

Положительная сторона свободы в американском бизнесе заключается в том, что она распространяется не только на владельцев и менеджеров фирм, но также и на наемных работников и потребителей. Те, кто защищает от критики систему свободного предпринимательства, обычно подчеркивают значение индивидуальной свободы, которая отсутствует в экономических системах, где действуют планирование, директивы, государственная собственность и государственный контроль. Аргументы в защиту свободного предпринимательства усиленно подчеркивают здравый смысл, интеллект и ответственность людей, осуществляющих свою деятельность в рамках этой экономической системы. Ценностное значение свободного предпринимательства хотя и воспринимается американцами как само собою разумеющееся, но отнюдь не всеми осознается как таковое. Эта система предполагает, что все люди стремятся обеспечить собственное благосостояние, а каждый человек лучше всех других знает, что именно ему требуется. Система позволяет всем взрослым принимать собственные решения, придерживаться собственного образа жизни и выбирать — в пределах, ограничиваемых правами остальных людей, — те ценности, которые они хотят исповедовать. Такая свобода затушевывает общие ценности, исповедуемые большинством людей, и обусловливает широкую терпимость к различиям в образе жизни и в способах деятельности. Миф об аморальности бизнеса отражает эту терпимость.

Система обусловливает то значение, которое каждый из нас придает вступлению в сделки по собственной воле, стремлению добиваться собственной выгоды и удовлетворения своих индивидуальных потребностей и желаний. Поскольку мы до известной степени отличаемся друг от друга по своим желаниям и потребностям, все мы обладаем свободным правом использовать принадлежащие нам ресурсы для получения того, что нам желательно. Одни расходуют сравнительно больше средств на жилище, другие тратят больше на пищу, третьи расходуют больше на одежду, транспорт или развлечения.

Возможность поступать свободно повышает социальную и географическую мобильность индивидуумов, равно как и мобильность денег и ресурсов. Право менеджера нанимать и увольнять рабочих сочетается со свободным правом рабочих выбирать свой род занятий, а в определенных пределах выбирать и нанимателя. Однако свобода несет с собой и риск неудачи, причем она, эта свобода, часто более благоприятствует предприятию, чем индивидуальному работнику или человеку, ищущему работу.

Люди, вступающие на рынок, совершают сделки, преследуя собственную выгоду. Сама система сулит возможность производства товаров в большом изобилии, удовлетворения потребностей и желаний людей и обеспечения им более высокого уровня жизни, чем тот, который когда-либо прежде представлялся реальным. Хотя свобода служит стержнем свободного предпринимательства, не следует, однако, недооценивать роль прибыли, денет товаров. Система свободного предпринимательства делает ставку на прибыль, ибо именно ради получения прибыли и создаются предприятия. В одном ряду со стремлением к извлечению прибыли стоят и желание приобретать товары, и тяга к такому образу жизни, который можно создать с помощью денег. Стремление обеспечить себе высокий уровень жизни и значение, придаваемое такому уровню жизни, не присущи исключительно обществу, где господствует система свободного предпринимательства, но они составляют главные свойственные именно ему ценности. Эти принципы не обязательно делают чрезмерный упор на владение собственностью и на материалистические меркантильные ценности вопреки тому, что приписывают системе свободного предпринимательства ее критики, но тенденция к этому, несомненно, существует. Миф об аморальности бизнеса часто концентрирует внимание именно на стремлении к получению прибыли, а не на свободе выбора путей к достижению собственной выгоды. Между тем оба эти принципа лежат в основе системы.

Однако характеризовать американскую систему как систему свободного предпринимательства — значит создать о ней несколько идеализированное представление, поскольку свобода всегда существовала в рамках, навязанных политическим строем. В этом контексте свобода в бизнесе ограничена двумя традиционными ценностями, признающимися в качестве идеалов, а именно принципами справедливости и равных возможностей. Понятие справедливости — это типично американская ценность; деловые операции, сделки должны быть справедливыми. Каждая из сторон вступает в сделку с целью добиться собственной выгоды, и каждая этого добивается при условии, что сделка справедливая. Справедливость в свою очередь предполагает существование еще двух ценностей — честности и правдивости тех, кто участвует в сделке. Справедливость, разумеется, не всегда реализуется, но она существует как идеал. Равным образом действует молчаливое допущение, согласно которому талантливые люди, желающие работать, могут делать карьеру и преуспевать. Идеал равных возможностей формирует, таким образом, условия, определяющие движение реальной действительности.

Конкуренция на всех уровнях приводит в действие систему свободного предпринимательства. Она также функционирует на всех уровнях. Законы предложения и спроса регулируют издержки производства товаров и распределение ресурсов. Потребители своими долларами голосуют за подходящие им товары, выбирая из конкурирующих сортов и фабричных марок. Существует конкуренция между производителями товаров, ведущими борьбу за подбор рабочих; существует конкуренция между рабочими за лучшую работу, за более высокую заработную плату, за более быстрое продвижение по квалификационным разрядам. Миф об аморальном бизнесе предполагает, что конкуренция является не только жестокой, но и убийственной. В действительности конкуренция несет с собой и выгоды и издержки, и иногда, хотя и не всегда, она безжалостна.

Несмотря на то что все рассчитывают извлечь выгоду из системы, неравенство представляет собой ее врожденное свойство. Одни побеждают в конкуренции, у других дела идут неважно. Богатство выступает как притягательный стимул, побуждающий людей развивать свои творческие производительные способности, но разный уровень вознаграждения образует органическую часть системы. Однако существует также и вознаграждение за риск; для тех, кто берет на себя наибольший риск, открывается перспектива получения самого большого вознаграждения, но для них не исключена также и возможность неудачи. Сама система не предотвращает неудачи, она предполагает их неизбежность. Конкуренция выбраковывает слабых и менее производительных, сверхосторожных и менее ловких.

Две другие ценности американской системы бизнеса — это прагматизм и эффективность. Прагматизм оценивает действительность по результатам практической деятельности. Прагматический принцип американцев подчеркивает превосходство практического над теоретическим; они не верят в абстракции и постоянно стремятся выявить результаты. Прагматизм хорошо согласуется с принципом эффективности, с ценностью, которая отождествляется с американским бизнесом и которая в нем воплощается. Честная конкуренция вознаграждает самых эффективных, а именно тех, кто способен производить, причем по более низким ценам, товары, качество которых равно или выше качества товаров конкурента. По мере того, как машины умножают производительность человеческого труда, и по мере того, как микрочипы с интегральными схемами заменяют машины, становится возможным ускорять производство товаров более высокого качества, причем часто с меньшими издержками. Эффективность позволяет предприятиям увеличивать производственную мощность и получать наибольшую отдачу от затраченной энергии. Эффективность машинного производства, технический прогресс, гений американской организации и изобретательность позволили американцам создать то богатство и достигнуть того уровня жизни, какими мы теперь коллективно пользуемся.

Те, кто верит в миф об аморальности бизнеса, склонны не замечать некоторые пороки американской экономической системы. Недостаточно ограничиваемая свобода поведения на рынке искушает кое-кого добиваться собственных целей в ущерб интересам других. Алчность часто ослепляет людей и заставляет их забывать о принципах справедливости. Многие поддаются искушению получить выгоду любыми средствами, честными или бесчестными. Нам известна история «баронов-грабителей»[6], истории многих обладателей власти и богатства, которые эксплуатировали людей, лишенных и власти и богатства. Нам известно также, что множество совершаемых людьми сделок не являются ни честными, ни свободными, а заключаются вынужденно и в результате недобросовестных манипуляций. Более того, конкуренция отбрасывает в разряд отстающих тех, кто неспособен конкурировать, а также тех, кого постигла неудача. Как о них проявить заботу?

Некоторые комментаторы характеризуют американскую систему как материалистическую и недостаточно нравственную. Они утверждают, что богатство Америки подорвало трудолюбие и бережливость, проповедуемые протестантской этикой труда, и заменило их расточительностью и жаждой легкой жизни. Оборотной стороной эффективности и быстрого развития выступают необузданность и потери, порождаемые запрограммированными расчетами на краткий срок жизни производимой продукции. Продукция изготовляется не для долговечного использования, поскольку в этом случае окажется сниженной производительность. Краткосрочные соображения, отражаемые в квартальных отчетах корпораций, преобладают над долгосрочными. Присущий американскому обществу оптимизм находит отражение в убеждении, что состояние дел неуклонно будет улучшаться, что достигнутое нами изобилие в обозримом будущем сохранится и что долгосрочные проблемы найдут свое решение сами по себе, если мы сосредоточим внимание на краткосрочных. Однако такой оптимизм обходится нам дорого, а «будущее», когда оно наступает, не всегда оказывается таким благополучным, как мы надеялись.

Итак, система ценностей американского бизнеса представляет собой смесь положительного и негативного. Следует ли делать ставку больше на свободу, чем на безопасность, или больше на конкуренцию, чем на равенство? Как поставить предел негативным аспектам одних ценностей и предотвратить нежелательные последствия, когда придерживаются других? Претерпевает ли изменения система ценностей? Не являются ли устаревшими некоторые ценности, например те, которые основываются на изобилии? Многие ставят эти вопросы в условиях, когда наше общество борется с реальными проблемами ограниченности ресурсов, когда расширяются требования как экономического, так и политического равенства, когда возрастает прессинг иностранной конкуренции, когда происходят старение многих наших отраслей производства, загрязнение атмосферы, воды, почвы. Какие ценности морально оправданны? И насколько морально оправданна сама по себе система свободного предпринимательства? А если да, то при каких условиях? Именно эти вопросы и изучает этика бизнеса


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал