![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задача ΙΙ.
Известно AΔ : находим ES и EI – Aj (составляющих звеньев). Способ равных допусков: применяется, если составляющие размеры имеют один порядок Способ прост, но недостаточно точен (используется только для предварительных расчётов). т.е. если по методу max-min Рекомендации по назначению предельных отклонений: поля допусков охватывающих размеров - H; поля допусков охватываемых размеров - h; линейные размеры После назначения допусков и предельных отклонений должно выполняться условие: использоваться от 80% до 100% заданного допуска TAΔ : 80% ≤
Способ допусков одного квалитета: применяют, если все составляющие цепь размеры могут быть выполнены с допуском одного квалитета, и допуски составляющих звеньев зависят от их номинального значения.
ij – единица допуска, зависящая от размера. …………
Т.к. допуски звеньев выбираются по одному квалитету: a1 = a2 =…= aj = a. По методу max-min:
Затем выбирают ближайший квалитет (или два). Назначают предельные отклонения и проверяют на соответствие условиям (14) и (15). При решении теоретико – вероятностным методом:
a1 = a2 =…= aj = a =>
Если часть звеньев известна: Далее аналогично: назначение квалитета, допусков, предельных отклонений, проверка правильности решения. Примечание: целесообразность выбора метода расчёта определяется типом и уровнем производства. Для приборостроения: для линейных звеньев экономически целесообразными являются допуски свыше 8 квалитета, для машиностроения свыше 10 квалитета (предпочтительно 12-14 квалитеты = > «свободные размеры»).
Расчёт размерных цепей методом регулирования и пригонки. В том случае, если при расчете размерной цепи методами min-max и теоретико-вероятностным достичь требуемую точность АΔ и обеспечить экономически приемлемые допуски невозможно, используются методы пригонки и регулировки. Для достижения точности исходного звена АΔ размер одного из звеньев, называется компенсирующим Ак, преднамеренно изменяется. При этом на составляющие звенья задаются экономически приемлемые допуски (10-14 квалитеты). Изменения размера компенсатора при сборке осуществляется шлифовкой, подрезкой, опиловкой, шабровкой, притиркой и т.п. (метод пригонки), т.е. съёмом материала или изменением размера резьбового соединения, конического, подбором размера шайб, колец и т.п. (метод регулировки) без съёма материала. При выборе способа пригонки следует учитывать, что точность изготовления (получения) размера компенсатора при сборке ТАк не должна превышать заданного допуска исходного звена. В качестве пригоняемых могут быть составляющие размеры цепи или дополнительно вводимые (при сохранении условия) для чего корректируется одно или несколько составляющих звеньев. Требуемая величина изменения компенсирующего звена называется величиной компенсации Vk. Определяем
допуск исходного звена Определение размеров компенсирующего звена: Если компенсатор – увеличивающее звено (прокладка под крышкой).
(при наибольших значениях увеличивающих звеньев и наименьших значениях уменьшающих следует ставить компенсатор min и наоборот). Отсюда находим
и предельные отклонения:
а) Если компенсатор – уменьшающее звено (прокладка внутри корпуса).
Расчёт размера заготовки компенсатора. Для обеспечения пригонки необходимо расположить поле допуска заготовки компенсатора TAk относительно его номинального размера Ak таким образом, чтобы обеспечить на компенсирующем звене достаточный слой материала (припуск на пригонку). Расположение поля допуска будет зависеть от характера компенсирующего звена (увеличивающее или уменьшающее) и направленности изменения размера компенсатора при пригонке (увеличивается размер или уменьшается). 1) Если компенсатор в процессе сборки уменьшается (шлифовка, подрезка и т.д.) то его заранее увеличивают на половину размера компенсации: а) Если компенсатор уменьшающее звено и в процессе изготовления уменьшается (прокладка под крышку, втулка внутри корпуса и т.п.) Определяем координату середины поля допуска компенсирующего звена:
Размер заготовки компенсатора: Исполнительный размер: Примечание: при расчёте учитывать TAk. TAk – выбирать, исходя из метода пригонки: при подрезке – 10 – 12 квалитеты, при шлифовке – 8 – 9 квалитеты и т.д. б) Если компенсатор – уменьшающее звено, но в процессе изготовления увеличивается:
Исполнительный размер: по (33) или (34). в) Если компенсатор – увеличивающее звено и в процессе пригонки уменьшается (прокладка под крышкой).
отсюда
Исполнительный размер: 2) Если компенсатор – увеличивающее звено и в процессе прогонки увеличивается (расточка корпуса)
Исполнительный размер:
Расчёт компенсирующих деталей (сменных колец, прокладок, втулок, и т.п.) подбираемых при сборке. Наборы прокладок бывают: а) Набор состоит из одной постоянной и нескольких сменных (количество последних зависит от действительных размеров деталей); б) Набор прокладок состоит из ряда прокладок, размеры которых изменяются от меньшей прокладки к большей. Разность размеров двух последовательных прокладок равна Набор а): размер постоянной прокладки Sпост ≤ Akmin (37) (реальный размер не более двух знаков после запятой, в мм). Размер сменной прокладки Sсмен ≤ TAΔ (иначе смысл расчёта теряется). Расчёт числа сменных прокладок N:
Экономически целесообразно изготовление не более 4-5 прокладок (если больше, то перейти на метод пригонки). Проверка правильности решения: Исполнительные размеры:
Набор б): Ι ступень: S1 ≤ Ak min ІІ ступень: S2 =( ІІІ ступень: S3 =( SN+1 ≥ Ak max. Проверка аналогична (40).
Метод групповой взаимозаменяемости.
Применяется, если надо уменьшить в посадках Smax или Nmax и увеличить Smin или Nmin, сделав более стабильным соединение. Например, посадка переходная с преобладанием натяга: при минимальном размере отверстия Dmin и максимальном размере вала dmax – возникает Nmax - ситуация неудачная с точки зрения прочностей деталей. Наоборот: при Dmax и dmin => Smax, может возникнуть проворачивание. Для устранения: делим допуски TD и Td на группы и затем собираем из деталей одноимённых групп, тем самым уменьшая Nmax в группе и исключая Smax. Недостаток метода: увеличение трудоёмкости из-за сортировки на группы и изготовление сортировочных калибров. Метод применяется также, если в конструкторской документации заданы невыгодно технологические допуски, например, Ø …
Число групп сортировки: nmax = 4…5, только при производстве подшипников ≥ 10. Расчёт плоских и пространственных размерных цепей. Рассчитываются аналогично линейным размерным цепям. Предварительно необходимо привести к виду линейных размерных цепей. Это достигается путём проектирования размеров плоской размерной цепи на одно направление, обычно совпадающее с направлением исходного звена, а пространственной цепи на 2, 3 взаимно перпендикулярных оси.
cos α j – принимают как передаточное отношение. При решении обратной задачи находят значения При решении прямой задачи по AΔ → При решении пространственной задачи следует внимательно относится к звеньям, одновременно участвующих в нескольких размерных цепях. Примеры конструкторской, технологической и измерительной размерной цепи. 1. Конструкторская размерная цепь: Конструктор задал размеры шеек вала под подшипник качения и размер всей детали, чтобы она не выходила за пределы корпуса. Могут быть заданы длины всех участков, а длину детали можно определить. 2. Технологическая размерная цепь: Для вала (рис.1) в единичном производстве технологическая размерная цепь совпадает с конструкторской, т.к. валик отрежут в размер от прутка, методом пробных проходов проточат с одной стороны, затем с другой стороны. В серийном и массовом производстве обработка производится в автоматическом режиме без замеров. Размеры должны получаться сами. Для этого от постоянной технологической базы детали (например: поверхность жестко упирается в расточенный патрон, в подпружиненный центр), устанавливаются ограничители хода суппорта (кулачки); в станках с ЧПУ – обработка ведётся по программе от базы, относительно которой производится обнуление. Чтобы получить размер A2 – 2 замыкающее звено, деталь отрезается в размер 1, упор выставляется на размер 4 от постоянной технологической базы. В технологических цепях замыкающие звенья указывают в [A2] рамках. Размер A1 придётся деталь точнее, чем указано на чертеже, т.к. допуск A2 (замыкающего звена придётся распределять на 2 составляющих A1 и A4 . В том случае, если деталь обрабатывается за несколько переходов и под каждый следующий переход оставляют припуски, то замыкающим звеном в таких цепях являются припуски Z. Например: заготовка получается штамповкой. Чтобы получить хорошее качество боковых поверхностей их надо дважды обрабатывать. Заготовку A0 подрезали в размер A1, затем A2; окончательно в A3 и A4 . Технологические цепи считают от последнего размера:
Аналогично считают остальные 3 цепи. 3. Измерительные цепи должны совпадать с конструкторскими при окончательных измерениях или с технологическими при изготовлении детали.
|