Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научные методы познания окружающего мира; роль эксперимента и теории в процессе познания природы; моделирование явлений и объектов природы.Стр 1 из 45Следующая ⇒
Ответы по физике профильный уровень Билет № 1 Основоположником научного метода исследований природы был Г. Галилей. В экспериментальном методе выявление существенных свойств и признаков объекта производится путем целенаправленного воздействия на этот объект, явления природы исследуются в контролируемых и управляемых условиях. В теоретическом методе осуществляется опосредованное познание объекта на основе соответствующей математической модели. Экспериментальный метод включает в себя теоретическую и практическую подготовку эксперимента: а) формулирование гипотезы; б)постановку вопроса; в)выдвижение познавательной задачи; г)создание экспериментальной установки или экспериментального оборудования; д)проведение эксперимента в необходимых исследователю условиях; е) фиксация результатов, проведение нужных измерений; ж) анализ данных эксперимента, описание открытого явления и его свойств, формулирование научного вывода или положения. Физический эксперимент, хотя и связан с наблюдением, не менее существенно отличен от него. Экспериментатор всегда, прежде чем предпринять опыт, ставит вопрос о его целесообразности». В ходе эксперимента не только воспроизводится явление, но и исследуется его зависимость от сопутствующих условий и от параметров, производятся измерения. Различают 2 вида научного эксперимента - исследовательский и критериальный. Исследовательский эксперимент носит проблемный характер. В критериальном эксперименте исследователь отправляется от определенной гипотезы, нацеливающей его на получение ожидаемого результата. Результаты критериального эксперимента приводят к выводам об истинности или ложности исходной гипотезы. Основные этапы познания при изучении физических явлений: 1. Наблюдение явления – отправная точка учебного процесса. Наблюдение явления должно происходить в ходе хорошо и выразительно поставленного демонстрационного опыта. 2. Качественный анализ изучаемого явления и выявление его связей с другими явлениями. На стадии качественного анализа: а) устанавливается связь данного явления с ранее изученными явлениями; б) фиксируется однородность определенных признаков и связей, но не выясняется конкретная структура этих связей. 3.Введение величин, характеризующих изучаемое явление. 4.Определение понятия. Дать определение физической величины 5. Физическая теория. Ознакомление с явлением и его объяснения с позиций существующей и уже изученной теории. Экспериментальный метод выступает как компонент физического образования, а также как источник знаний и как метод обучения.
|