Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы правового регулирования в экологическом праве.
предметом экологического права являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды, которая удовлетворяет экологические, экономические, эстетические, рекреационные, научные, культурные потребности. отношения: · собственности на природные объекты и ресурсы; · по природопользованию; · по охране окружающей среды от разных форм деградации; · по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Метод правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В науке права признается два метода – административно-правовой и гражданско-правовой. Суть административно-правового метода (ИМПЕРАТИВНОГО) правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечения государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах – нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве, запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, применении мер юридической ответственности и др. Гражданско-правовой метод (диспозитивный) правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают как равноправные субъекты, не зависимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними соглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые должны соответствовать закону, находиться в его рамках. В современном праве окружающей среды применяются оба метода правового регулирования. Причем в условиях перехода к рыночной экономике, с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства, гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко. И.А. Игнатьева полагает, что в экологическом законодательстве гражданско-правовой метод применяется в основном в случае возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением или источником повышенной опасности, а также в институте экологического страхования. Кроме того, развиваются новые институты: экологический аудит, общественная экологическая экспертиза, которые основаны на применении гражданско-правового метода правового регулирования. В природоресурсных отраслях законодательства использование гражданско-правового метода определяет право частной собственности на землю и другие природные ресурсы. О.И. Крассов подчеркивает доминирование диспозитивного метода «в области регулирования взаимоотношений собственников земельных участков между собой по поводу использования земли».
|