Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право лесопользования и его виды.






Лесопользование ― использование лесов в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики и населения в различных продуктах и полезностях леса.

Основные правила рационального лесопользования установлены Лесным кодексом РФ.

В лесном фонде осуществляются следующие виды лесных пользований (ст. 80): заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, дуба, коры и др.); побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, заготовка соков, ягод, плодов, грибов, мха, листа, камыша и др.); пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства; пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей; пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических, спортивных целей.

Участки лесного фонда могут быть предоставлены в краткосрочное пользование сроком до одного года (ст. 93) или в долгосрочное пользование – до 49 лет. Лесной кодекс РФ относит к сфере права лесопользования в основном лишь деятельность, связанную с потреблением полезных свойств лесов (в меньшей мере – пользование лесом в культурно-оздоровительных и научно-исследовательских целях).

Перечень видов права лесопользования (ст. 80 ЛК РФ) является исчерпывающим. Право лесопользования можно определить как совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок комплексного лесопользования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей, с учетом интересов общества, в получении древесных и недревесных видов продукции, использовании иных полезных свойств леса.

Известно, что осуществлять полное лесопользование силами одной отрасли хозяйства или одного предприятия практически невозможно. Поэтому функции лесовладения, пользования и воспроизводства лесных ресурсов, а также их охраны отделены от непосредственной промышленно-технической реализации права лесопользования. Лесным законодательством внесены принципиальные изменения в систему организации лесопользования. Установлено, что предоставление участков лесного фонда в пользование осуществляется на основании прямых переговоров, лесных торгов и конкурса (ст.ст. 41, 44, 45 ЛК РФ). Лесные торги и конкурсы организует и проводит районная (городская) администрация с участием местных органов МПР России.

Разрешительными документами на лесопользование являются: лицензия, лесорубочный билет (ордер), лесной билет.

Постановлением Правительства РФ от 24.03.98 № 345 утверждено Положение об аренде участков лесного фонда в РФ. Юридические и физические лица, желающие арендовать участки лесного фонда, направляют владельцу лесного фонда письменное заявление. В нем приводятся полное наименование, адрес, краткая экономическая и техническая характеристика будущего арендатора, указываются виды, цели и ежегодные объемы лесопользования, краткое обоснование сроков аренды, местоположение участков лесного фонда, предназначенных для передачи в аренду, а также обязательства по уплате всех расходов по подготовке и оформлению арендной документации. В заявлении могут быть указаны и другие данные, имеющие значение для определения содержания лицензии и договора аренды. Владелец лесного фонда в месячный срок рассматривает заявление на аренду участков лесного фонда и оформляет с участием лесопользователя лицензию, которая утверждается решением местных органов самоуправления. На основании лицензии составляется договор на аренду участков лесного фонда.

40. Обязанности каждого по охране окружающей среды.

 

Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, и бережно относиться к природным богатствам.
По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности.
Основной перечень общих экологических обязанносте й закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов.
Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать иные требования законодательства.
В соответствии со ст. 10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан-природопользователей.
Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»).
Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников - иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Различают два основных вида экологических обязанностей - позитивные и запретительные.
Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т.д.
Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал