![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура педагогического процесса.
Педагогический процесс - специально-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Знание структуры педагогического процесса помогает преподавателю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым — разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания. Структура педагогического процесса включает четыре компонента: -целевой (цели и задачи педагогической деятельности: от всестороннего развития личности до конкретных задач формирования отдельных качеств и их элементов), -содержательный (отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу), -процессуальный (деятельностный): отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без этого не может быть достигнут конечный результат -оценочно-результативный (отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью). Между компонентами системы существуют следующие связи, которые проявляются в процессе педагогического взаимодействия: - информационные, - организационно-деятельностные, - коммуникативные связи, - связи управления и самоуправления, регуляции и саморегуляции, - причинно-следственные связи, - генетические связи (выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании). В педагогическом процессе (как и в других трудовых процессах) выделяются: 1) объекты, 2) средства, 3) продукты труда. 1. Объектам педагогического труда (развивающаяся личность, коллектив воспитанников) присущи такие качества, как сложность, системность, саморегуляция, которые обусловливают вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов. Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека ЗУН, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, особенностям, становления воли и характера. 2. Средства (орудия) труда - это то, что педагог помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним относятся: знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, виды деятельности обучаемых, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния, духовные средства труда. 3. Продукты педагогического труда. Глобально - это воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек. Конкретно - это решение частных задач, формирование отдельных качеств личности в соответствии с общей целевой установкой.
|