![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические принципы изучения психики ребенкаСтр 1 из 12Следующая ⇒
Вопросы к экзамену 1. Детская психология в системе наук о человеке. 2. Детская психология в системе наук Детская психология — наука относительно молодая. Она зародилась в конце XIXв., и ее началом принято считать появление книги ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер приводит записи ежедневных наблюдений за развитием собственного сына. Несмотря на явную биологическую ориентацию этих наблюдений, Прейер впервые осуществил объективное исследование психики ребенка, поэтому он традиционно считается основателем детской психологии. На протяженииXXв. детская психология развивалась достаточно бурно и интенсивно. Однако, выделившись в отдельную область знаний, она имеет прочные связи с другими науками. Рассмотрим место детской психологии в системе других наук. Изучение психического развития ребенка возможно только при определенных общих представлениях о том, что такое человек и в чем состоят его сущностные характеристики. Такие представления дает философия. Можно напомнить, что психология первоначально возникла в рамках философии и долгое время существовала как ее составная часть. В дальнейшем она выделилась в самостоятельную область знания и сама разделилась на множество отдельных дисциплин. Но все же каждый ученый, пытающийся изучать человека, хочет он того или нет, обязательно опирается на определенную философскую базу, на определенное понимание сущности человека. Поэтому философия, или философская антропология, является фундаментом психологии вообще и детской психологии в частности. С другой стороны, вопросы, связанные с происхождением сознания, деятельности, личности человека, которые являются центральными для философов, конкретно и детально разрабатываются в детской психологии. Многие известные философы (В. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов и др.) постоянно обращались к материалам детской психологии и во многом строили на них свои философские концепции. Поэтому можно сказать, что детская психология, с одной стороны, опирается на философию, а с другой — дает ей необходимый эмпирический материал. Психология современного человека, в том числе и ребенка, коренным образом отличается от психологии человека средних веков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным развитием человечества, филогенезом, занимаются другие науки -история, культурология, антропология. Предметом детской психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза. Детскому психологу необходимо учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие. Вместе с тем онтогенетическое развитие имеет свои глубоко специфические закономерности. Качественные изменения в психической жизни, т. е. развитие, происходит не только в детстве, но и на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление новых потребностей и новых форм деятельности. Все эти изменения имеют свои психологические механизмы и закономерности. Они составляют предмет особой научной дисциплины — психологии развития, или генетической психологии. Конечно, детская и генетическая психологии имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно и эффективно психическое развитие человека происходит в детском возрасте. Генетическая психология в основном строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психологии. В свою очередь, детская психология использует закономерности психического развития человека, открытые в психологии развития. Но детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 до 7 лет) и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ребенком на протяжении детства. Детская психология опирается на понятия и методологию общей психологии. Выделение таких аспектов психической жизни ребенка, как деятельность, психические процессы, личность и др., стало возможным благодаря тому, что эти аспекты были выделены и описаны в общей психологии. Вместе с тем общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психологии. Особенности психической жизни взрослого нельзя понять без анализа их происхождения. Психика взрослого человека очень сложна, в ней одновременно существует в свернутом, сжатом виде множество процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невозможно без обращения к их генезису. Детская психология в этом отношении обладает неоспоримым преимуществом: здесь все только начинается, и все процессы зарождения новых форм деятельности, сознания, мышления можно проследить в открытом, развернутом виде. Поэтому детскую психологию можно рассматривать как своеобразный генетический метод общей психологии, который позволяет проследить становление сложнейших форм психической жизни взрослого человека. Вместе с тем детская психология является самостоятельной фундаментальной наукой, дающей научную основу для таких прикладных наук, как педагогическая психология и педагогика. Предметом педагогической психологии являются разработка и обоснование методов обучения и воспитания детей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. Только понимание возможностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных этапах детства позволяет педагогическому психологу разработать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обучения и воспитания детей. Вместе с тем педагогическая психология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического развития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психологии являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дошкольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей. Знание основ детской психологии необходимо для практической работы с детьми. Важнейшим условием успешной работы воспитателей и педагогов в яслях, детском саду, различных учебно-воспитательных центрах является знание закономерностей психического развития ребенка, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодолевать отклонения в их психическом развитии, выбирать адекватные для них формы общения и обучения.
1. Задачи детской психологии в свете развития образования на современном этапе. 2. Значение детской психологии в практической деятельности педагога детского сада.
3. Методологические принципы изучения психики ребенка. Стратегии исследования. Психология, как и каждая наука, пользуется как общенаучными, так и специфическими методами - способами, которые позволяют исследовать предмет науки соответствии с целями и цели исследования выбирают определенную совокупность (систему) методов, которые объединяют в методику исследования Методы науки, как правило, базируются на основных закономерностях предмета исследования Методологические принципы изучения психики ребенка Психика ребенка очень чувствительна и поддающаяся внешним неблагоприятным воздействиям, грубое вмешательство может затормозить или исказить психическое развитие ребенка Поэтому при изучении детской психологии пользуются ся такими принципами: 1) гуманизма и педагогического оптимизма Ведущий содержание его выражается в требовании \" Не навреди! \" нобливо относиться к ней, верить в ее будущее Психологическое исследование предполагает не только установление уровня развития, но и для изучения его скрытых резервовних резервів; 2) научности и объективности Этот принцип предусматривает изучение психического развития, его механизмов и закономерностей соответствии с принципами детской психологии, а не других наук или по аналогии к психическим их особенностей взрослого При этом важно учитывать законы и закономерности детского развития, особенности детской психики на каждом возрастном этапе Психология исходит из того, что ребенок является повноц Инной человеком с присущими ей собственным видением мира, составом мыслей, содержанием и проявлениями переживаний Перед изучением ребенка и его внутреннего мира необходимо усвоить основные идеи психологической науки овладеть специальными знаниями по детской психологиигії; 3) детерминизма Любое психическое явление взаимосвязано с другими, обусловливается комплексом внешних и внутренних причин: условиями жизни, воспитанием, особенностями социального окружения, характером спил лкування ребенка со взрослыми и сверстниками, спецификой ее деятельности и активности Не бывает \" хороших\" или \" трудных\" детей, а есть причины, обусловливающие проявление определенного качества, присущего конкретному ребенку Том в так важно понять причины становления психики ребенка, конкретных психологических фактовх психологічних фактів; 4) единства сознания и деятельности Сознание формируется в деятельности, \" руководит\" ею, а усложнения деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание Это означает, что изучать сознание мо ожна косвенно, через изучение деятельности ребенкаості дитини; 5) развития психики, сознания в деятельности Все психические особенности ребенка находятся в становлении, основным условием их проявления и развития является деятельность Она не только выступает одним из условий развития п психики, но и одним из путей ее изучения Поэтому для изучения психических особенностей ребенка нужно организовать соответствующую деятельность (творческое воображение, например, можно зафиксировать в рисовании или при ск ладан сказок)к); 6) историзма (генетический подход к изучению психики ребенка) При изучении явлений детской психологии необходимо выяснять, как они возникли, развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка с к орослим, его деятельности и общения со сверстниками Этот принцип направляет исследователя на анализ влияния конкретных культурно-исторических условий на развитие психики детей, становления их личностиі; 7) комплексности, системности и последовательности Изучение ребенка должнопроисходить последовательно, через определенные промежутки времени При этом необходимо исследовать не отдельные параметры, а прослеживать все аспекты раз свитка, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его переход, ставить педагогические задачи Важно также определить место каждого качества в структуре психики, ее взаимосвязь с другими сторонами псы хичного развития Ни свойство не возникает изолированно: появление одного непременно стимулирует появление другой Бессистемное исследование не дает целостной картины психического развития ребенка Это обязывает исследователь а не анализировать разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все аспекты развития психики ребенка в их взаимосвязяхязках; 8) тщательности и регулярности Соблюдение его предполагает детальное, системное отслеживание процесса формирования психики детей с использованием соответствующих методов исследования; 9) возрастного, индивидуального и личностного подхода Общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо Каждый ребенок усваивает речь, учится ходы ити, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальнымим.Важно помнить, что ребенок является специфическим объектом исследования Детская психика находится в становлении и развитии, изучая ее, необходимо руководствоваться методологическими принципами Три основные стратегии исследований в детской и возрастной психологии: исследование путем " поперечных срезов" " продольное изучение" и изучение развития отдельных сторон детской психики в процессе их активного формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания (экспериментально-генетическая, формирующая стратегия).Поперечный срез - массовые исследования, при которых полученные результаты суммируются и усредняются. Достоинство: за короткое время можно получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов, установить как влияет определённый фактор на основные тенденции псих. развития. Недостаток: почти ничего нельзя узнать о самом процессе развития, его природе и движущих силах, невозможно учесть индивидуальные особенности.
Продольный срез - изу. развития одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительных отрезков жизни; в основном ограниченное небольшим числом испытуемых. + даёт возможность установить качественные изменения в псих. развитии, личности ребёнка и выявить их причины. - результаты на изучении небольшого числа детей опасно распространять на всех детей. Экспериментально-генетическая стратегия - не просто описание и измерение того/иного псих. явления, а стремление его активно сформировать, исходя из предпосылок о закономерностях его возникновения и применения в обычных условиях. На основе - создаются эффективные методы обучения и воспитания детей. Изучение психики детей в процессе активного формирования тех или иных ее сторон (экспериментально-генетический путь исследования) основывается на теоретических положениях, выдвинутых Л.С. Выготским, согласно которым ведущую роль в психическом развитии играет обучение.
4. Эмпирические методы исследования. Эмпирические знания есть знания об основных параметрах исследуемых фактов, о функциональных связях между этими параметрами, о поведении объектов. “В качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений и экспериментов. Характерный признак эмпирического объекта – возможность его чувственного отражения. Результаты анализа эмпирических данных в ходе исследования выражаются не только в форме установления фактов, но и в виде эмпирических обобщений”.1
|