Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Муниципальное образование как объект управления






Муниципальное образование представляет собой городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Как объект управления муниципальное образование накладывает определенную специфику на управление им. Управление воспроизводством и развитием городского или сельского поселения не попадает ни под один из ранее сложившихся типов управления. Этот вид управления ориентирован на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с конкретной территорией. Муниципальное управление, как вид менеджмента, отличается от управления производственного, а также от менеджмента в сфере государственного управления. Это связано с характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, на обустройство территории, на создание условий для воспроизводства и развития человека. Из этого можно сделать вывод, что муниципальный менеджмент можно рассматривать как менеджмент социальный.

Первая особенность муниципального управления в том, что если муниципалитет – организация, преследующая социальные цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли. В хозяйственных организациях заработная плата – это расходы: чем она выше, тем будет ниже прибыль и эффективность работы предприятия. В муниципальном образовании повышение доходов населения - одна из важнейших задач управления.

Вторая особенность – роль человека как участника процесса управления. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель управления, как объект управления и как субъект управления.

Третья особенность – это опора на использование человеческого ресурса как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а нередко и на денежные средства отдельных людей. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходит иначе, чем на уровне производства или государства.

Четвертая особенность – это то, что муниципальное управление основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. Смена места жительства для человека намного сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя «привязанным» к месту проживания и поэтому заинтересован в обустройстве этого места, в получении качественных муниципальных услуг.

Пятая особенность – множество одновременно решаемых проблем. При постоянном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития для муниципальной власти является очень сложной задачей. И, на мой взгляд, обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: муниципальное управление - это более сложное и более рискованное занятие, чем какая-либо другая управленческая деятельность. Ни в одном другом виде управленческой деятельности нет такой большой зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления. За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения. Для муниципального управления все это нехарактерно: механизм принуждения здесь гораздо слабее и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.

Процесс управления и принятия управленческих решений предполагает управляющие воздействия субъекта управления (населения и органов местного самоуправления) на объект управления (муниципальное образование). В муниципальном управлении сами субъекты управления привносят в систему управления элементы неопределенности и субъективности принимаемых решений. Особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей самого муниципального образования как объекта управления, а также из особенностей муниципального управления как вида управленческой деятельности. Характеристики муниципального образования разделяются на устойчивые, изменение которых в процессе управления затруднено (географические и природно-климатические условия, состав населения, объем предметов ведения и полномочий, отношения собственности), и изменяемые, восприимчивые к управляющим воздействиям (профессиональные и иные качества трудовых ресурсов, взаимоотношения органов местного самоуправления с бизнесом и обществом, организационные структуры управления, мотивация работников). Процесс муниципального управления осуществляется, главным образом, через воздействие на изменяемые характеристики муниципального образования.

Процесс муниципального управления, как и всякий управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, планирование, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, контроль их осуществления. Для принятия более качественных решений и более эффективного контроля над их исполнением необходимо соблюдение следующих принципов:

· необходимость изучения мнения различных слоев населения при подготовке управленческих решений, затрагивающих интересы людей; коллегиальный характер принятия наиболее важных решений, установленный законодательством и уставом;

· необходимость отработки системы взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования – представительный орган – администрация) в процессе принятия управленческих решений;

· наличие, кроме обычных форм контроля над исполнением управленческих решений, дополнительного вида контроля – общественного, подконтрольность муниципальной власти местному сообществу.

Нарушение этих принципов приводит к сбоям в системе муниципального управления, порождая конфликты между ветвями муниципальной власти, недовольство граждан и, в конечном счете, обходится дороже, чем их соблюдение.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал