![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы установления цен в маркетинге
За основу расчета цены рекомендуется принимать: Ø данные контракта самого предприятия или иных фирм на аналогичные товары; Ø предложения иностранных фирм на поставку аналогичного товара (обычно их цены завышены); Ø справочные цены; разницу в конкурентоспособности товаров. Учитывая ее, вносят поправки в базисную цену, например, на различие в комплектации сравниваемых товаров, на разницу в основных технико экономических показателях, в коммерческих или иных условиях сделки (в сроках, условиях поставки, условиях расчетов, объеме сделки и т.д.). За базу расчетов рекомендуется принимать цены таких контрактов, в которых число вводимых поправок минимально, а расчетная цена отличается от исходной более чем на 25%. Следует учитывать международную практику изменения цены (Ц) оборудования в зависимости от его мощности (производительности) – П:
При расчете по уровню конкурентоспособности цену товара рекомендуется рассчитывать по формуле:
Расчеты по последней формуле позволяют получить продажную цену, отражающую уровень цены потребления и общую конкурентоспособность рассматриваемого товара. В зависимости от конкретной рыночной ситуации ценообразование может быть: Ø дифференцированным; Ø конкурентным; Ø ассортиментным; Ø географическим; Ø стимулирующим. При дифференцированном ценообразовании различают дифференциацию: o пространственную – цена устанавливается в зависимости от места нахождения покупателей по различным территориям; o временную – цена устанавливается в зависимости от времени суток, дней недели или времени года; o персонифицированную – цена устанавливается в зависимости от контингента потребителей (на товары для молодежи, пожилых, профессионалов и т.д.); o количественную – цена устанавливается в зависимости от объема продаваемой партии товаров. Конкретным выражением дифференцированного ценообразования являются стандартные и меняющиеся, единые и гибкие, дискриминационные, твердые и скользящие цены, характеристика которых приведена в табл. 4.3. Конкурентное ценообразование направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. При этом применяют следующие методы: «ценовые войны» – используются в основном на рынке монополизированной конкуренции. Если цены устанавливаются выше цен конкурентов, товар привлекает незначительное число покупателей; «снятие сливок»; «проникновение»; «кривая освоения» – компромиссный вариант между ценами «снятия сливок» и «проникновения». Предполагается быстрый переход от высоких цен к более низким для привлечения большего числа покупателей и нейтрализации действий конкурентов. Ассортиментное ценообразование основывается не столько на экономическом, сколько на психологическом восприятии цены покупателем. При этом устанавливаются: ценовые линии – диапазон цен в рамках одного товарного ассортимента, где каждый товар отражает определенный уровень качества; цена «выше номинала» – достаточно низкая цена на базовый товар и широкий круг дополнительных товаров к нему; цена «с приманкой» – цена на базовый товар, доступная массовому покупателю, и повышенные цены на широкий круг дополнительных товаров к нему; o цены на сопутствующие товары; o цена на комплект – единая цена набора продукции; o цены на побочные продукты; o психологические цены. Между отдельными товарами внутри ассортимента могут складываться различные связи: o взаимозаменяемость; o взаимозависимость. Изменение взаимосвязи между товарами производится с использованием метода перекрестной эластичности, позволяющего оценить переключения спроса с одного товара на другой. Географическое ценообразование учитывает особенности процесса купли продажи от производителей к потребителям. Применяется преимущественно при формировании экспортных цен. В российской практике, например, широко используются следующие цены: o «франко завод» (EXW) – продавец передает товар в распоряжение покупателя на своей территории, и покупатель несет все дальнейшие риски и расходы; o «свободно на борту» (FOB) – ответственность продавца заканчивается, когда товары погружены на борт (судна, самолета, автомобиля); o «свободно вдоль борта судна» (FAS) – продавец доставляет товары на пристань и несет все расходы до момента погрузки; o «цена, страхование, фрахт» (CIF) – продавец оплачивает транспортные издержки и страхует товары до порта назначения. Таблица 4.4 При расчете конечной продажной цены часто учитываются поправки к цене. Простейшая зависимость, которой пользуются при этом:
Виды и назначение скидок с цен в маркетинге При расчете цены на товар широко используется скидка с цены – уменьшение начальной цены товара, услуг. В маркетинге применяются различные виды скидок, представленные в табл. 4.5. Таблица 4.5 Методы расчета цены товара Методы, представленные в табл. 4.4, позволяют рассчитывать цены на товары. Алгоритм расчета цены представлен на рис. 4.2.
|