Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть 4: Процессы комплексообразования в литосфере ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Опыт 6. Разрушение минералов в результате образования аммиачных комплексов Поместите в пробирки по 1/5 микрошпателя каждого из указанных минералов – CuO, CdCO3, ZnCO3, прибавьте 2–3 мл аммиачной буферной смеси (NH4Cl+NH4OH) и встряхивайте 5–10 минут до растворения взвеси минералов. Объясните наблюдаемые явления и запишите уравнения реакций.
Опыт 7. Разрушение гипса в результате образования сульфатного комплекса кальция Поместите в пробирку 1/5 микрошпателя порошка гипса CaSO4∙ 2H2O, добавьте насыщенный раствор (NH4)2SO4 и встряхивайте пробирку до растворения взвеси гипса. Объясните наблюдения и запишите уравнение реакции.
Шаг 1: Поместите в пробирку 1/5 микрошпателя порошка гипса CaSO4∙ 2H2O Шаг 2: добавьте насыщенный раствор (NH4)2SO4 и встряхивайте пробирку до растворения взвеси гипса Вывод: аммиачный комплекс разрушает породы.
Опыт 8. Разрушение и трансформации компонентов литосферы вследствие образования фторидных комплексов Поместите в пробирки по 1/5 микрошпателя порошка каждого из указанных минералов – Al2O3, Fe2O3, AlPO4, FePO4, добавьте насыщенный раствор NaF или KF и встряхивайте пробирки до растворения взвесей. Объясните наблюдаемые явления и запишите уравнения реакций.
· Al2O3
После добавления NaF
Вывод:
· Fe2O3 · AlPO4
· FePO4
Опыт 9. Разрушение компонентов литосферы вследствие образования органических комплексов металлов Поместите в пробирки по 1/5 микрошпателей порошков каждого из указанных минералов – [CuOH]2CO3, Al2O3, Fe2O3, добавьте в каждую пробирку раствор лимонной или винной кислоты и встряхивайте пробирки до растворения взвесей. Объясните наблюдения, запишите уравнения реакций, укажите в окружающей среде источники органических кислот – комплексообразователей.
Опыт 10. Действие гуминовых кислот на минералы В пробирки поместите по 0, 5 мл окрашенных соединений катионов металлов: Fe(SCN)3 – кроваво-красный, [Cu(NH3)4]OH – васильково-синий, PbI2 – желтый осадок. В каждую из пробирок добавьте по 1–2 мл насыщенного раствора гумата натрия и встряхивайте пробирки в течение 5–8 минут, наблюдая происходящие изменения. Объясните их. Укажите источник гуминовых кислот в окружающей среде.
Вывод:
Опыт 11. Действие фенолов на минералы и руды В пробирки поместите по 1/5 микрошпателя порошков Fe2O3, CuO, (Bi(OH)2Cl), прилейте 0, 5–1 мл раствора фенола в воде и, встряхивая смесь в течение 5–8 минут, наблюдайте происходящие изменения. Объясните их и запишите уравнения реакций.
Часть 5: Реакции осаждения и изоморфного замещения в литосфере Опыт 12. Образование сульфидных минералов из оксидных и карбонатных руд В пробирки поместите по 1/5 микрошпателя порошка каждого из указанных минералов: Mn(OH)2, FeCO3, MnCO3, Fe2O3, [CuOH]2CO3, CdCO3, NiCO3, прибавьте в каждую из пробирок по 1 мл воды, 3–4 капли раствора Na2S и встряхивайте пробирки, наблюдая за изменением цвета взвесей. Объясните наблюдаемые явления, запишите уравнения реакций, укажите источник сульфидной серы в литосфере.
Опыт 13. Трансформация гипса в карбонат кальция Поместите в пробирку 0, 5 мл взвеси гипса CaSO4 в воде и пропускайте через нее ток углекислого газа до просветления. После этого на предметное стекло поместите каплю просветленного раствора, добавьте 1 каплю разбавленного раствора NaOH и наблюдайте под микроскопом форму частиц выпавшего осадка. Сравните эти частицы с кристаллами CaSO4, выпадающими из исходной взвеси. Запишите уравнение реакции. Опыт 14. Реакции изоморфного замещения в процессах образования минералов а) На один конец предметного стекла нанесите 1 каплю раствора NaCl, на другой конец этого же стекла нанесите каплю раствора KCl, а в середину – смесь 1 капли NaCl и 1 капли KCl. Подсушите все три капли в токе теплого воздуха над плиткой или батареей и рассмотрите форму кристаллов под микроскопом. Зарисуйте кристаллы. Сравните форму кристаллов чистых солей и смеси. Объясните наблюдения.
б) Повторите опыт, смоделировав образование минерала карналлита MgCl2∙ KCl∙ 6H2O из солей MgCl2 и (KCl).
в) Повторите опыт, смоделировав изоморфное замещение сульфат-иона на ион при образовании сульфата бария. Для этого на предметное стекло поместите 3 капли BaCl2 или Ba(NO3)2. К одной прибавьте 1 каплю K2SO4, к другой – 1 каплю разбавленного KMnO4, а к средней – смесь K2SO4 и KMnO4, предварительно полученной на часовом стекле. Подсушите капли в токе теплого воздуха до начала кристаллизации по краям и рассмотрите форму кристаллов под микроскопом. Сделайте заключение об образовании изоморфных кристаллов.
|