Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология проведения беседы с пациентом. Правила понимающего общения.
Беседа как один из ведущих методов исследования, принятых в психологии, играет важную роль в лечебно – диагностическом процессе. Основная задача беседы – расположить к себе больного, вызвать его на откровенный разговор. Поэтому не следует с первых секунд общения интересоваться жалобами, углубляться в профессиональный опрос. Беседа проводится в спокойной, неспешной обстановке. Желательно наедине с больным. Стиль беседы – взаимное знакомство, а не допрос. Диалогический стиль. Важнейшие психоэмоциональные качества, способствующие продуктивной беседе: доброжелательность, милосердие, терпимость. Обращаться следует по имени – отчеству, что является демонстрацией уважения к пациенту. Если больной уклоняется от прямого ответа на вопрос, необходимо его тактично прервать, ни в коем случае не уступая инициативы общения. Следует избегать специальной медицинской терминологии, в изложении проблемы учитывать интеллектуальный уровень собеседника, придерживаться одного с ним темпа общения. Правила начала беседы: - назвать больного по имени и отчеству; - выслушать жалобы больного со вниманием; - не употреблять медицинских терминов; - вести беседу на уровне, доступном больному; - не быть моралистом и оригиналом. Основные правила беседы: 1) вопрос должен формулироваться с предельной ясностью для больного, чтобы исключить возможность неправильного понимания и двусмысленного ответа; 2) удовлетворяться следует не любым ответом, а лишь совершенно ясным, однозначным и адекватным поставленному вопросу; 3) не дополнять симптомы теми качествами, которые не следуют явно, непосредственно из ответа больного. 28. Стресс: понятие, фазы, значение, влияние на здоровье. Стресс (по Г. Селье) – это неспецифическая ответная реакция организма на любое предъявленное ему требование. Стресс характерен для всех биологических организмов – это врождённый механизм поддержания внутреннего баланса. Сопровождается напряжением всех защитных сил организма, мобилизацией его ресурсов (прежде всего вегетативной, нервной и гормональной систем) для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникших жизненных задач. Стресс есть психофизиологическая реакция организма и личности. Как min 45% всех заболеваний связано со стрессом. Но стресс необходим для жизни, «как приправа к пище». По своим последствиям он может носить благоприятные – эустресс и неблагоприятные – дистресс последствия. Состояние стресса позволяет преодолевать возникшую угрозу. Имеет физиологические признаки: учащённое дыхание, тахикардию, покраснение или побледнение кожных покровов, увеличение адреналина в крови, потение. Психологические признаки: изменение динамики психических функций (мышления, внимания, памяти), уменьшения сенсорной чувствительности. Личностные признаки: снижение самоконтроля, стереотипность или пассивность поведения, повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное беспокойство. Медицинские признаки: повышенная нервозность, истерические реакции, обмороки, аффекты, головные боли, нарушения аппетита, бессонница. Традиционно стресс различают как физиологический и психический. Г. Селье выделяет следующие фазы стресса: 1. Реакция тревоги, отражающая процесс мобилизации резервов; 2. Фаза сопротивления, когда удаётся успешно преодолевать возникшие трудности без какого-либо видимого ущерба для здоровья. На этой фазе организм оказывается даже более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям (интоксикация, боль, ссоры), чем в обычном, исходном состоянии. 3. Фаза истощения, когда вследствие чрезмерно длительного или интенсивного напряжения истощаются приспособительные возможности организма, снижается его устойчивость к заболеваниям и появляются разнообразные признаки физического и психического неблагополучия.
|