Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Александр Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869) – стал первым русским композитором, который пошёл по пути Глинки, и стал его верным последователем. Однако, он придерживался порой, противоположных творческих установок, чем его предшественник. В отличие от Глинки, который старался в каждом образе выявлять общее и типическое, Даргомыжский останавливается на индивидуальных, частных чертах каждого образа. Благодаря этому, он вошёл в историю русской музыки как представитель критического реализма в музыкальном искусстве.

Творчество композитора очень разнообразно, обращался он и к хоровой музыке. Собственно хоровых сочинений у него мало. Среди них выделяется хоровой цикл «Петербургские серенады» на стихи русских поэтов. Цикл состоит из двенадцати трёхголосных хоров. Несколько позднее к циклу был прибавлен ещё один хор – «Вянет, вянет лето красно» на слова Пушкина[1].

Все хоры цикла исполняются без сопровождения, и написаны для разных хоровых составов. Здесь есть мужские хоры (тенора, баритоны, басы) и неполные смешанные (альты, тенора, басы или сопрано, тенора, басы).

Серенады не связанны между собой единым содержанием или единой циклической идеей. Скорее, это самостоятельные хоровые миниатюры. Однако, среди тринадцати пьес возможно объединение отдельных пьес по характеру и жанровой принадлежности.

 
 

К лирическим миниатюрам относятся «Где наша роза, друзья мои?» (А. Пушкин), «Приди ко мне» (А. Кольцов), «Прекрасный день, счастливый день» (А. Дельвиг), «На севере диком» (М. Лермонтов), «Буря мглою небо кроет» (А. Пушкин) (пример 31).

 

Серенады «Пью за здравие Мери», «Что смолкнул веселия глас?» (А. Пушкин), «Из страны, страны далёкой» (Е. Батюшков) – проникнуты жизнерадостным, вакхическим характером (пример 32).



«По волнам спокойным» (неизвестный автор) – баркарола. «Ворон к ворону летит» (А. Кольцов) – развёрнутая драматическая баллада. В сатирических хорах «В полночь леший» и «Говорят, есть страна» (А. Тимофеев) композитор продолжает линию речитативно-разговорного романса (пример 33).

 

 

В целом, хоры из цикла «Петербургские серенады» отличаются выразительной мелодией и ярким гармоническим языком, в том числе смелыми модуляциями и сопоставлениями далёких тональностей. Хоровое изложение очень удобно, каждая хоровая партия предельно вокальна. Этот цикл сыграл большую роль в становлении жанра хоровой миниатюры в творчестве русских композиторов.

Большое место занимает хоровая музыка в операх Даргомыжского. Им были написаны оперы «Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость», «Рогдана» (неоконченная) и кантата «Торжество Вакха» (позднее переработанная в оперу-балет).

Опера «Русалка» была закончена Даргомыжским в 1855 году и поставлена в Петербурге на сцене Мариинского театра 16 мая 1856 года. «Русалка» представляет собой тип бытовой лирико-драматической оперы. В центре сюжета находится интимная человеческая драма.

В своей опере, композитор сознательно стремится к драматической передаче народной жизни, отсюда и большое количество хоровых сцен. Сильный и напряжённый драматизм характеризует само построение либретто, в основу которого положена драматическая пьеса А. С. Пушкина. Уже в первом действии оперы драматическое напряжение достигает крайней точки – происходит трагическая гибель главной героини. По сути дела пьеса здесь могла бы быть закончена. Однако, композитор переносит центр тяжести с драмы дочери мельника, превратив её в фантастическую русалку, на трагедию старика-отца обезумевшего от горя.

Для хоровых сцен оперы характерна мягкая, напевная мелодика романсового типа, близкая по интонациям к городской песне. Кроме этого, композитор широко использует оригинальные народные мелодии, элементы подголосочной полифонии.

 
 

Три хора крестьян из первого действия объединяются в большую сцену и составляют своеобразную хоровую сюиту. Первый хор «Ах, ты сердце» - протяжная лирическая песня. Начальная мелодия гобоя напоминает наигрыши пастушьего рожка. Форма хора – куплетно-вариационная. Первый куплет начинается в тональности d-moll и модулирует в тональность a-moll. Изложение здесь гомофонно-гармоническое, хоровые голоса звучат на фоне мелодии солирующего гобоя (пример 34). Фактура второго куплета более насыщена, в первую очередь благодаря элементам имитации. На звучание четырёхголосного мужского хора накладываются реплики Мельника и хора девушек, более плотным становится оркестровое сопровождение. Куплет начинается в тональности a-moll и модулирует в тональность d-moll, таким образом, тональный план хора становится замкнутым.


Второй хор «Заплетися плетень» - жемчужина русской хоровой литературы. Мелодия написана в стиле русских хороводных песен и звучит в сопровождении лёгкого и прозрачного акомпонимента. Хор написан в сложной трёхчастной форме. Первая часть звучит в тональности A-dur (пример 35).

 

Вторая часть тонально неустойчива – E-dur – D-dur – G-dur – C-dur. Реприза звучит в тональности C-dur. В средней части хора варьируются элементы основной темы. В репризе, хор и оркестр сливаются в фанфарном звучании, подготавливая заключительный хор этой сцены – «Как на горе мы пиво варили». В основе хора лежит народная песня «Среди двора, из-под дерева». Это яркий образец хора-пляски (пример 36). Форма хора куплетно-вариационная, в сочетании с трёхчастностью.

В этой сцене, Даргомыжский создаёт различные характеристики народа с помощью классических приёмов гармонического и полифонического изложения. Вместе с этим, композитор мастерски стилизует плясовые и протяжные песни.

Хор гостей из второго действия, «Как во горнице светлице» – написан в духе славянских обрядовых мелодий. Торжественное звучание четырёхголосного смешанного хора складывается благодаря аккордовому изложению, дублированию оркестром хоровых голосов, чёткому ритму (пример 37). Форма хора трёхчастная с кодой. Крайние части звучат в тональности As-dur. Реприза полностью повторяет первую часть, варьируется только оркестровое сопровождение, которое становится более пышным и орнаментальным. Кода основывается на отдельных попевках главной темы. Здесь широко применяются секвенции, повышается тесситура хоровых партий.


Звучание хора и оркестра в средней части значительно мягче, чем в крайних частях. Исчезает пунктирный ритм, диапазон мелодии становится меньше, в теноре появляются подголоски. В этой части, композитором применяются очень смелые и свободные модуляции. Первый период звучит в тональностях Es-dur и g-moll (доминанта к d-moll), за тем, без перехода, второй период звучит в тональности E-dur. В конце периода доминанта к Gis-dur энгармонически заменяется на трезвучие Es-dur, тем самым, подготавливая основную тональность в репризе.


 

Хор «Сватушка», из второго действия написан для трёхголосного женского состава. Это обрядовая свадебная игра – девушки требуют у свата выкуп за невесту. В подвижной и изящной мелодии слышны элементы танцевальности – размер 2/4, акценты на второй доле (пример 38). Форма хора двухчастная с кодой. В первой части дважды повторяется основная тема, в хоре точно, в оркестре варьировано.

 
 

Тональность первой части – B-dur.

 

Вторая часть - развивающая. В хоровом изложении появляются элементы подголосочности. Меняется гармоническая окраска, происходят отклонения в тональности c-moll, Es-dur. В коде утверждается основная тональность хора – B-dur. В хоре появляется движение мелкими длительностями и многочисленные синкопы.

 

 


[1] Необходимо отметить, что композитор задумывал сочинения, вошедшие в цикл, как вокальные ансамбли. Однако, в современной исполнительской практике «Петербургские серенады» чаще всего исполняются хором.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приложение. Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, | Исследовательские работы принимаются до 5 октября 2015 года
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал