Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тематика и проблематика современной русской прозы
Современная русская литература представляет собой произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1990х годов ХХвека и до начала второго десятилетия ХХIвека. Девяностые годы ХХвека вошли в историю русской литературы как период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм, «состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя».(Н.Иванов) Современные русские писатели реализуют себя в самых различных творческих направлениях и жанрах. Широко представлена в литературе современная проза. Особенности развития современной прозы: 1.Абсолютная свобода писателя (бесцензурнон пространство)2.Переходность, перекличка с литературой «Серебряного века; 3.Жанротворчество (мемуары, документальные хроники, исторические романы, автобиографии); 4.Диалог культур; 5.Многоголосие – отсутствие единого метода, стиля, лидера; 6.Современная литература – это представители разных поколений: -писатели шестидесятники (В.Аксенов, В.Войневич, А.Солженицын); - авторы 70х (С.Довлатов, А.Битов, В.Маканин, А.Петрушевская и др.); -поколение «перестройки» (В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, В.Сорокин, А.Слаповский); -молодые современные писатели (А.Уткин, А.Гостева, И.Стогофф, Е.Радов, И.Денежкина и др.); 7.Ключевая проблема современной прозы – поиск нового героя. 8.Язык – ключевой символ современного социума – порождает дискурсивность, диалогичность, недосказанность, семантическую многослойность. Основные направления современной прозы: 1.Неоклассическое (реалистическое) направление – обращение к социальным и этическим проблемам жизни; продолжает традиции русской классической литературы) 2.Условно-метафорическое направление – построение художественного мира на основе различных типов условностей (сказочный, фантастический, мифологический); сильное игровое начало. 3.Постмодернизм – направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных науках – обесценивание реальности, разрушение иерархичности, смешение стилей, интертекстуальность, игровой момент. Яркие представители: В.Ерофеев, Саша Соколов, В.Пелевин, Л.Петрушевская, А.Битов и др. Тематика современной поэзии: 1.Обращение к мифу и его трансформации (В.Орлов, А.Ким, В.Сорокин, Л.Улицкая, Т.Толстая) 2.Деревенская проза (Е.Носов, В.Белов, В.Распутин) 3.Военная тема (В.Астафьев, О.Ермаков, А.Проханов) 4.Историческая тематика (Б.Акулин, Ю.Давыдов, А.Иванов) 5.Тема фэнтази 7.Политическая тематика (А.Проханов «Господин Гексон», И.Стогофф «Камикадзе», 8.Детективная тематика (А.Маринина, Б.Акунин, П.Дашкова, М.Юденич) 9.Женская тематика Ярким представителем современной русской прозы является Людмила Улицкая, автор рассказов, повестей, романов, лауреат премии Русский Букер за роман «Казус Кукоцкого». Жанр рассказа доминирует в творчестве Л.Улицкой: циклы «Бедные родственники», «Детство сорок девять», «Девочки». Особенности рассказов: 1.отсутствие героя-рассказчика; написаны в форме безличного повествования; 2.отсутствие внешнего сюжета; 3.использование одних и тех же героев (Анна Марковна, Берта, Матиас) 4.в центре – женские образы; 5.возвращение героев к прошлому; 6.основной интерес – частный человек в частной жизни. В центре рассказа «Бедные родственники» - жизнь двух женщин: Аси и Анны Марковны. Они родственницы, учились в одном классе, но между ними есть грань. Анна Марковна – зажиточная женщина, а Ася – бедная родственницы, слабоумная. Каждый месяц двадцать первого числа Ася приходила к Анне Марковне, чтобы попросить денег. Женщины болтали о чем-нибудь, Ася слушала рассказы Анны Марковны о том, что происходит в их доме. Беседа между героинями происходит натянуто, чего-то не хватает. Здесь наступает кульминационный момент: Анна Марковна достает свои поношенные вещи и каждую отдельно передает в руки Аси; затем, как обычно, Ася получает конверт со сторублевкой, прощается и уходит. Деньги и вещи она передает полупарализованной старухе и сияет от радости. Ася всегда это делала тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна. Таким образом, современная русская проза представляет собой целостную систему, которая характеризуется многожанрованностью, тематическим многообразием, выстраивается на стыке реализма и постмодернизма.
|