Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оптимум реверберации
Основным, хотя и не единственным, критерием акустических качеств помещения является частотная характеристика стандартного времени реверберации (времени, в течение которого средний уровень звукового давления в помещении снижается на 60 дБ после выключения источника звука). В дальнейшем термин «время реверберации» подразумевает стандартное.
Обеспечение акустического комфорта предполагает архитектурные решения, создающие условия для расчетного ожидаемого времени реверберации в пределах рекомендуемых нормами частотных характеристик оптимума (ЧХО) установленных в зависимости от функционального назначения помещения и его воздушного объема.
Расчет рекомендуемых пределов ЧХО выполняется для частот 125, 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц по формулам
; (7.1)
, (7.2)
где и – верхний и нижний пределы ЧХО, с, для частоты , Гц;
– оптимум реверберации, с, для частоты 500 Гц, рассчитываемый по формуле
, (7.3)
где и – коэффициенты, принимаемые по таблице 7.1; и – коэффициенты масштабирования ЧХО, принимаемые по графикам рис. 7.1 в зависимости от назначения помещения (табл. 7.1).

М – для музыкальных залов; Р – для речевых залов; СМ – для музыкальных студий; СР – для речевых студий
Рисунок 7.1 – Масштабирование оптимума реверберации по частотам
Графики рис. 7.1 построены по рекомендуемым в [3], [5]-[7] значениям с учетом допускаемый отклонений расчетного времени реверберации от оптимума ±10%.
Таблица 7.1 – Параметры оптимумов реверберации
№
п/п
| Назначение помещения
| Ссылки
| Коэффициенты формулы (7.3)
| ЧХО
рис. 7.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Органная и хоровая музыка, оратории
| [1]
| 0, 59
| -0, 18
| М
|
| Симфоническая музыка
| -«-
| 0, 45
| -0, 03
| М
|
| Оперная, камерная, сольная музыка
| -«-
| 0, 37
| 0, 07
| М
|
| Залы многоцелевого назначения, музыкально-драматические театры
| -«-
| 0, 31
| 0, 10
| М
|
| Лекционные залы, залы заседаний, драматические театры
| -«-
| 0, 28
| 0, 02
| Р
|
| Многоцелевые залы, оборудованные системами звукоусиления
| [2]
| 0, 25
| 0, 15
| М
|
| Универсальные залы с кинопоказом
| -«-
| 0, 34
|
| Р
|
| Кинотеатры с многоканальным звуковоспроизведением (Dolby Surround)
| [3]
| 0, 40
| -0, 65
| Р
|
| Залы судов, залы собраний
| [4]
| 0, 37
| -0, 14
| Р
|
| Учебные аудитории (кроме музыкальных). Групповые детских садов
| -«-
| 0, 32
| -0, 17
| Р
|
| Репетиционные аудитории музыкальных учебных заведений
| -«-
| 0, 37
| -0, 14
| М
|
| Помещения с воспроизведением малых музыкальных форм (рестораны, варьете, кафе и т.п.)
| -«-
| 0, 31
| 0, 10
| М
|
| Помещения для использования только электроакустической музыки (дискотеки, танцзалы и т.п.)
| -«-
| 0, 32
| -0, 17
| М
|
| Спортзалы без зрителей объемом
400≤ V< 2000 м3
| [5]
| 0, 14
| 0, 94
| Р
|
| То же объемом 2000≤ V< 10000 м3
| -«-
| 0, 43
| -0, 02
| Р
|
| Спортзалы игровых видов спорта со зрителями объемом V≥ 10000 м3
| -«-
| 0, 46
| -0, 14
| Р
|
| Залы для видов спорта, требующих музыкального сопровождения со зрителями объемом V≥ 10000 м3
| -«-
| 0, 46
| -0, 14
| М
|
Продолжение таблица 7.1
|
|
|
|
|
|
| Залы плавательных бассейнов со зрителями V≥ 10000 м3
| -«-
| 0, 37
| 0, 07
| Р
|
| Радио- телестудии для концертных программ
| [3]
| 0, 50
| 0, 10
| СМ
|
| То же для малых музыкальных форм
| -«-
| 0, 45
| 0, 30
| СМ
|
| То же для речевых программ
| -«-
| 0, 40
| 0, 40
| СР
|
| Концертные студии звукозаписи 1500≤ V≤ 3000 м3
| [6]
| 0, 22
| -0, 03
| СМ
|
| Малые музыкальные студии звукозаписи 200≤ V≤ 500 м3
| -«-
| 0, 21
| -0, 10
| СМ
|
| Речевые студии звукозаписи, дикторские, комментаторские и т.п.
| -«-
| 0, 19
| -0, 14
| СР
|
|