Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К. Н. Вентцель






 

Имя Константина Николаевича Вентцеля современном У учителю известно мало, так как, дав ему (1857 1947) характеристику «мелкобуржуазного ученого», «идеалиста» (Е.Н.Медынский), ученые молчали о его эксперименте и интересных педагогических исканиях Позднее на одной страничке учебника «История педагогики» (М., 1982) сообщалось, что был такой мечтатель.

К.Н.Вентцель с 1875 г. учился в Петербурге в технологическом институте, на юридическом факультете университета, затем в институте путей сообщения, который также не окончил. Жил в Воронеже (с 1884 г.), был сослан под надзор полиции в Боровск. В Москве с 1891 г. начинает педагогическую деятельность, принимает участие в работе педагогического общества при университете.

С октября 1906 г. по 1913 г. он проводит эксперимент по воплощению в жизнь своей идеи свободного воспитания и создает «Дом свободного ребенка».

В «Доме.» предполагалось построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребенок смог получить разностороннее, гармоничное развитие в соответствии со своими задатками и способностями.

Наряду с «Домом свободного ребенка», «Обществом друзей естественного воспитания» были открыты «Родительский клуб» и «Музей образцовых детских игрушек» Это были новые учебно-воспитательные учреждения, где осуществлялось социальное образование и воспитание, где было сотрудничество детей, родителей и воспитателей, попытка осуществления свободного воспитания.

Планировалось весь процесс строить в тесной связи с потребностями жизни, очень внимательно изучить задатки и способности каждого ребенка, всячески развивать детское самоуправление

Уже при подготовке «Дома.» шли споры: предоставлять ли детям полную свободу в получении знаний, создавать ли классы или группы по интересам.

Определились, что классы должны создаваться и распадаться сами собой. Интерес, любознательность, потребность знаний — вот что соединит вокруг учителя группу детей. Преподавание «примет форму свободной беседы, свободного, непринужденного духовного общения, обмена мыслями. Воспитатель должен быть лишь другом, старшим товарищем, к которому дети обращаются по мере надобности за помощью».

В «Доме свободного ребенка» не было учебных планов и учебников, ребенок должен был сам искать знания, сам из добытых знаний составлять учебник, книгу своих знаний.

Суть концепции состояла в том, чтобы создать ребенку условия для развития дремлющих в нем творческих сил, «развития воли путем свободного действия и путем самостоятельного творчества, потому что воля является центральным фактором душевной жизни, благодаря которому вся эта жизнь получает единство и гармоническое развитие и вместе с тем является венцом и высшей точкой развития душевной жизни».

Вентцель писал, что воспитатель в его «Доме.» должен «освободить в ребенке творческие силы методом пробуждения в нем духа искания, исследования, творчества».

Предполагалось создать педагогическую общину, которая состояла бы из детей, родителей и педагогов. Объединенная идеей братства и справедливости, эта община должна была стать ячейкой идеального общества. О таких воспитательных общинах писали социалисты-утописты (Ш.Фурье, Р.Оуэн, Этьен Кабе), надеясь детскими общинами перевоспитать взрослых и просвещением преобразовать общество.

Предполагалось, что главным в жизни этого общества станет производительный труд, как «фактор в воспитании и образовании детей, который, по мнению Вентцеля, должен радикально перевернуть всю существующую систему воспитания и образования».

Началом эксперимента стало создание небольшого семейного детского сада, который со временем должен был преобразоваться в семейную школу.

В 1905 г. Педагогическое общество и его комиссия по организации семейных школ прекратили свою деятельность, но сад работал, а группа педагогов разрабатывала теоретические положения устройства «Дома свободного ребенка». Привлечением средств на содержание «Дома.» занималось созданное «Общество друзей естественного воспитаниям

1 октября 1906 г. «Дом.» был открыт, но с закрытием Лиги образования (1907 г.), куда он входил, он стал членом нового общества «Кружок совместного воспитания и образования детей», изменив свое название, став Детским садом с частной школой.

Воспитательная работа строилась вокруг одной темы, и ребята на занятиях выражали ее понимание рисованием, лепкой, рукоделием, различными видами ручного труда. Экскурсии, игры и беседы развивали детскую любознательность. Этот семейный детский сад стал первоначальной ячейкой «Дома свободного ребенка».

Через год «Дом.» был вновь открыт. Руководили «Домом» поочередно родители детей. Созданное для педагогического руководства педагогическое бюро контролировалось собранием родителей, а в 1907 г. был создан единый орган — Комиссия.

Это был единый орган управления школой. Родители вели занятия, дежурили, оплачивался труд только преподавателя естествознания и столяра. Родители и дети работали вместе на уборке, вместе оборудовали кухню, библиотеку, двор и сад. Так как дети были маленькие, вынуждены были привлекать прислугу, хотя на первых порах все осуществлялось самообслуживанием.

Учение по программам и планам отменялось, но счету и письму учились по мере надобности возникающих потребностей. Но результаты первого года показали, что свобода обучения превратилась в празднветтроведение времени. Чтобы сломить «свободу безделья», было принято решение, чтобы во время занятий никто нелегал, начатая работа доводилась до конца. Было создано единое расписание, первоначально оно создавалось только для воспитателей.

Постепенно отступали от принципа «интересность» к принципу «полезность». В мастерских ребята занимались столярным делом, лепкой, рисованием, картонажными работами.

На третий год работы проанализировали методы обучения и воспитания, решив изменить распределение детей по группам, больше стали привлекать к работе «Дома» родителей. Главным в воспитательном процессе стал труд. Вместе со взрослыми ребята изготовляли вешалки, ткацкие станки для нужд «Дома». У Было решено соединить труд производительный и труд умственный, связать его с ремеслом и искусством.

Но развернуть дальше эксперимент свободного воспитания не удалось, «Дом» был закрыт.

Школа просуществовала три года и показала недостатки свободного воспитания. В то же время была обоснована важность в воспитании свободного творческого, производительного труда, детского самоуправления, изучения детских задатков и способностей, развития детских талантов.

В 1905 г. Вентцель поднимает вопрос о создании в России для защиты детей Великой Хартии Свободы. В 1918 г. он пишет статью «Задача молодого человека», в которой говорит о борьбе детей против взрослых, о их защите. В период гражданской войны он выдвигает лозунг. «Учащиеся всех возрастов и всех стран, соединяйтесь между собою, образуйте одно международное братство учащихся, образуйте Интернационал учащихся».

Выход из катаклизма гражданской войны он видит в том, чтобы вместо культа взрослых был объявлен культ детей. В этом -же году (1918) Вентцель формулирует права ребенка в России. Вот часть из них:

«.3. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью.

4. Каждый ребенок, какого бы он возраста ни был, есть определенная личность и ни в каком случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни общества, ни собственностью государства.

5. Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями.

10. Воспитание и образование на всех его ступенях является свободным даром ребенка. Каждый ребенок имеет право уклоняться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью.

12. Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества».

Вентцель надеялся, что Учредительное собрание примет его Декларацию прав ребенка, но Собрание было разогнано большевиками, и Декларация осталась на бумаге.

И еще одна проблема детства, которая волновала К.Н.Вентцеля — семья. Ученый анализирует, как в семье «цепи невидимого рабства» накладываются на маленького человека отцом и матерью с раннего детства.

Участвуя в работе Педагогического общества при Московском университете, он возглавил комиссию по организации семейных школ. Впоследствии он высказал мысль, что воспитание достигнет успеха, когда будет сформирована свободная семья. Такая семья, писал он, возможна, если родители откажутся от власти над детьми. В своей книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», формулируя теорию свободного воспитания, Вентцель выделяет главное: ребенок должен рассматриваться как творческая индивидуальность, которая собственными усилиями, при активной помощи взрослых становится личностью.

В 1913 г. на Всероссийском съезде по семейному воспитанию в докладе «Семейное воспитание и семья» Вентцель выдвигает идею реорганизации семьи, в которой дети и родители были бы равноправны в решении всех семейных проблем.

Еще в 1908 г. при Кружке совместного воспитания и образования детей был создан Родительский клуб, цель которого — «содействовать перевоспитанию современных родителей, поднять их до более высокого педагогического уровня».

В работе «Свободный родительский авторитет» (1917) ученый говорит о знаниях, которые необходимы родителям для воспитания детей.

После. 1917 г. идеи талантливого педагога не были востребованы. Да и как могла правящая партия с ее революционными принципами принимать объяснения Вентцеля происходящих событий в России: жестокость классовой борьбы и бескомпромиссность политических вождей вытекает из нравственного и интеллектуального состояния русского, а потом и советского общества: зависимость от идей, высказанных в другую историческую эпоху заставляет их «топтаться на одном месте и повторять зады».

По поводу слепой веры теории Маркса сохранилась его дневниковая запись (1.ХП.1930):

«Ничто так не чревато губительными последствиями и для теории, и для практики, как возведение мыслей того или другого учителя жизни, мыслителя, политического деятеля в непреложную абсолютную истину, в догмат, не подлежащий критике. Такие догматы наделали человечеству много вреда, и пагубное влияние преклонения перед ними продолжает сказываться и теперь, и, вероятно, будет сказываться еще долго».

К.Н.Вентцель — мыслитель. От проблем ребенка в обществе, идеала семейных отношении родителей и ребенка неоднократно обращался к идеалу общественных отношений, который можно достичь только путем компромиссов и соглашений различных политических партий. Такой путь приведет к нравственному совершенству человека.

Придавая огромное значение роли православия в нравственном становлении человека, он считал, что «крушение религиозных верований означает также и крушение нравственности».

Вентцель считал, что детям нужно дать возможность самим в процессе деятельности вырабатывать нравственные нормы поведения.

Роль педагога, воспитателей и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку понять существующие отношения. Насилие родителей только навредит.

Оставаясь верен идее свободного воспитания, несмотря на неудачный эксперимент «Дома свободного ребенка», Вентцель надеялся, что в советской школе будет развиваться детское самоуправление, свободное от политизации. В новой советской школе самоуправление и производительный труд детей должны быть центральным ядром, вокруг которых «организовывались бы занятия детей наукой и искусством и изучение ими производительного труда в целом. На этой основе строилась бы их здоровая общественная жизнь и всестороннее гармоническое развитие личности».

Отвергая существующую школу, построенную на механическом приобретении знаний, он предлагал создать такую, в которой можно было бы готовить ребенка к жизни, воспитывать у него стремление к знаниям, где преобладал бы процесс самообразования и самовоспитания.

Нужно отдать должное вкладу в педагогику ненасилия замечательного педагога XX в. В.А.Сухомлинского. Вера в ребенка, любовь к детям были основными в его педагогической практике. «Мы, — писал он, — творим Человека, как скульптор творит свое изваяние из бесформенного куска мрамора: где-то в глубине этой мертвой глыбы лежат прекрасные черты, которые нужно добыть, очистить от всего лишнего».

Отсюда его принципы педагогики ненасилия: знание ребенка, изучение его задатков и способностей, любовь к детям, которая дает возможность педагогического творчества.

Идея ненасилия, идея сотрудничества четко прослеживается в практике педагогов-новаторов (И.П.Волков, Е.Н.Ильин, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, Т.И.Гончарова, Ш.А.Амонашвили).

Сформулированные Ш.А.Амонашвили принципы педагогики ненасилия мы найдем у каждого из этих педагогов: строить процесс обучения с позиций интереса ребенка; в процессе обучения сотрудничать с ребенком, уважать его достоинство; каждый урок должен обязательно нести что-то новое и включать в процессе изучения каждого ребенка.

Учеными сформулированы главные принципы ненасильственного общения учителя с учеником.

1. Открытость учителя.

2. Свободный выбор содержания, форм и методов деятельности, предоставление свободы выбора ученику.

3. Умение учителя увлечь учеников творчеством.

4. Умение преодолеть у ученика тревогу, страх, чувство неполноценности.

5. Умение разрешить конфликт между учителем и учеником.

6. Умение учителя опираться на личность ученика.

Воспитание в духе ненасилия смыкается с воспитанием в духе мира.

В практике отечественной современной школы — это проведение уроков мира, тогда как в школах Европы в учебные программы введены проблемы не только анти войны, но и проблемы экологии, борьбы с загрязнением окружающей среды, правонарушениями школьников и т.д.

Проблема ненасильственного отношения к природе обязательно должна раскрываться перед детьми. Здесь следует упомянуть Арнольда Швейцера, в философии которого любая жизнь — это ценность мироздания. Трактаты восточной философии, восточных религий в далекой древности провозглашали единство природы и человека. Современные ученые в воспитании ненасильственного отношения к природе отдают приоритет воспитанию экологической совести и экологического долга. Первостепенным в этом плане является экологическое образование.

Гуманное отношение к людям как часть социального воспитания предполагает воспитание культуры общения. Это значит научить ребенка слушать, слушать внимательно, сопереживать собеседнику. А главное — говорить искренне и правдиво.

 

Вопросы и задания

 

1. Теория свободного воспитания в начале XX в.

2. Яснополянская школа Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой о свободном воспитании.

3. В чем успех и в чем неудача эксперимента свободного воспитания К.Н.Вентцеля.

 

Литература к лекции

 

1. Антология ненасилия. — Москва; Бостон, 199.

2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей Положение детей в мире. — ЮНИСЕР, 199.

3. Вентцель К.Н. Новые пути воспитании и образования детей. — М., 192.

4. Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка Как создать свободную школу. — М., 192.

5. Кистяковский М.В., Горбунова-Посадова Е: Е. Первый опыт свободной трудовой школы Дом свободного ребенка. — М.; Пг., 192.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 199.

7. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия. — М., 199.

8. Толстой Л.Н Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы Пед. соч. — М., 1989.

9. Киреев Т.Н. Сущность ненасилия. — М., 1990.

10. Толстой. Дневники Собр. соч.: В 22-х т. - М., 198.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал