Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа с семьей где дети-инвалиды
Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, педагог составляет рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка отдельно. В центре с детьми-инвалидами работают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог, инструктор по лечебной физкультуре. Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, плохо знают то, что их окружает, социальный педагог выделяет ряд проблем, которые ребенок решает только с ним. Составляются программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится к личности ребенка, его поведению («Личная гигиена», «Я в быту») и часть — к его поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магазине»). Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми детьми педагог составляет программу, по которой ребенок подготавливается к такому общению. Это может быть конкурс, обсуждение книг и фильмов, участие в днях рождения. Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фото, швейное дело, ремонт обуви, работы по дереву) также ложится на плечи социального педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профессии, дать необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, чтобы они разбирались в вопросах экономики, планировании труда, умели содержать инструменты в надлежащем состоянии. Важно, чтобы в процессе труда они проявляли свои творческие способности. Для этого их следует учить рисовать, лепить, знакомить с народным творчеством, народными узорами на тканях, деревянных и глиняных игрушках. Привлечь ребят к росписи на тканях, дереве, глине. Выставки работ этих ребят, их участие в праздниках, в концертах и спектаклях помогают в утверждении каждого как личности. Чтение книг, создание библиотеки развивает ребенка, расширяет его кругозор. В семье важно, чтобы больной ребенок не раздражал остальных членов семьи. Оранжерейное отношение к такому ребенку приводит к формированию иждивенца, но и другая крайность, когда родители раздражаются болезнью ребенка, приводит к усугублению его болезни. Долг родителей — успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом только социальный педагог. В работе социального педагога с детьми-инвалидами полезно обратиться к опыту лечебной педагогики А.АДубровского1. Несмотря на то что в своей книге «Жемчужина России» он рассказывает о лечении детей в санаторном пионерском лагере у моря, разработанные им методы пригодятся социальному педагогу в любых условиях. Дубровский обосновывает лечебное воздействие различных деревьев на психику детей. Это воздействие может быть разным в зависимости от формы кроны, конфигурации дерева. На детей с нарушенной, заторможенной психикой благоприятно влияют деревья с крупными кронами конической или пирамидальной формы и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта). В парке санатория были посажены щадящие, успокаивающие деревья с раскидистыми, повислыми, зонтикообразными, шарико-образными, плакучими кронами, со светлой, бледной листвой. Дубровский пишет, что дети любили собираться под платанами, их притягивали к себе и радовали «кругленькие, на длинной ножке, мягкие пушистые шарики. Шаровидная, округлая, овальная форма всегда успокаивает. И недаром люди для устроения добрых дел садятся за круглый стол»2. Успех лечения зависит от того, будет ли во время лечения преодолено одиночество и подавленность ребенка. На первом этапе это доверительная беседа с ребенком, из ко-горой воспитатель выясняет «главные желания ребенка». Перво-: тепенной является задача педагога отвлечь ребенка от «ухода в юлезнь» и поверить в свое выздоровление. «Нередко, — пишет Дубровский, — причиной болезни является неразвитость души, безделье, скука, праздность, черствость и бездушие, грубость и непонимание, холодность и безразличие, ограниченность и агрессивность, Поэтому мы и видим основную свою задачу в том, чтобы уважением и доверием к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить среди людей. Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка — вот наши главные лекарства. И еще полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других жизнь. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком. «Учись быть активным, невзирая на болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!» — внушаем мы постоянно детям»1. Он пишет о «труде-заботе», которым был увлечен весь санаторий, каждый ребенок, о традициях совместного труда, традиции всем вместе поговорить, вместе попеть, помечтать. Он пишет о «труде-радости», труде больных ребят, который вносит в их жизнь романтику. Парк был посажен воспитателями вместе с ребятами. Ребята сажали, собирали сушняк, вскапывали землю под цветы. В этой заботе ребята взрослели. Внесение романтики в жизнь больных детей также необходимо. Во время игры «Морская эскадра» ребята с приподнятым настроением выбирали названия кораблей, готовились к встрече гостей моряков-пограничников, отглаживали морскую форму, изучали азбуку Морзе, историю флота, жизнь замечательных флотоводцев, героев морских сражений. Торжественная линейка, выход детских экипажей, рассказы моряков о славе российского флота — все это имеет воспитывающую роль для больных ребят. Этическому воспитанию в санатории служат комнаты для размышлений. Цель создания такой комнаты — побудить ребенка к раздумью о своих отношениях с окружающими, проверить себя и свое поведение. На двери комнаты надпись: «Зайди и призадумайся — выполняешь ли ты " 10 нельзя"»2. Вот эти «10 нельзя»: 1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся позорно придаваться увеселениям. 2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — этовеличайшее святотатство. 3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослымилюдьми, особенно стариками. 4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той илииной веши. 5. Нельзя допускать, чтобы матьдавалатебето, что не дает себе. Умей отказаться от подарка, если знаешь, что в вещи, которуютебе дарят, мать отказывает себе. 6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни в стороне. 7. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и советау старших,.не простившись с ними, не дождавшись у них пожеланий счастливого пути, не пожелав им счастливо оставаться. 8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего,.нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, особенно женщина. 9. Нельзя ожидать, когда с тобой поздоровается взрослый, тыдолжен первым приветствовать его встречаясь, а расставаясь, пожелать доброго здоровья. 10. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя. Помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другойрадости, кроме человеческого общения, у него уже не может быть. Лечебная педагогика А.А.Дубровского направлена на то, чтобы помочь ребенку справится о болезнью, выйти из нее стойким, умеющим жить среди людей. Он ставит задачу увлечь больных детей самосовершенствованием и «творением добра», привить любовь к природе, развивать тягу к творчеству и самовоспитанию. Решать эти задачи можно, по его мнению, вовлекая ребят в труд и общение. Дубровский формулирует основные направления работы социального педагога с больными детьми1. Это: — проведение этических бесед; — организация детского самоуправления; — обязательное участие детей в труде, занятие гимнастикой; — сотрудничество детей и воспитателей; — всем коллективом играть с детьми; — помочь заняться творчеством; — организовать отдых на стадионе, в комнате сказок, в библиотеке, с музыкой, в парке; — создать «Комнату размышлений»; — проводить занятия по психотерапии и аутогенной тренировке. Из всех проблем, с которыми сталкивается социальный педагог в работе с семьей, выделяется проблема подготовки подростка к семейной жизни.
|