![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и виды форм права. Источники права.
Право – это система общеобязательных формально-определенных создаваемых или санкционируемых государством и им обеспеченных юридических норм, регулируемых поведение людей в соответствии с выраженной в нем государственной воли. Формальная определенность права, как один из его основных признаков, означает форму его внешнего выражения. Юридические нормы содержатся в тех или иных формах, зафиксированы в них. В таком виде они становятся общеобязательными, приобретают юридическую силу.
Правила поведения становятся юридическими предписаниями с момента их формального закрепления.
Форма права – внешнее выражение правовых предписаний связанное с их закреплением в определенных официальных актах.
В формах права упорядочивается его содержание, придается юридическая сила, т.е. государственно – властный характер. Совокупность всех форм права составляет внешнюю структуру права.
Форма права: 1) фиксирует, закрепляет право 2) является источником правовой информации об особенностях регулирования экономических, политических, трудовых и т.п. отношений; 3) организует, синтезирует, приводит в порядок содержание права; 4) благодаря официальным реквизитам гарантирует от возможной подмены, минимизирует возможность проявления субъективизма при вынесении конкретизирующих юридических решений.
Источники права. В литературе сложилось две точки зрения по поводу соотношения формы права и источников права: 1) Это одно и тоже 2)Источник права – это более широкое понятие, чем форма права, при этом форма права – это один из элементов источников права.
Источники права – истоки формирования права, т.е. его основания и причины, факторы предопределяющие его содержание и формы выражения.
Виды источников права: - в материальном смысле слова – это экономические отношения, т.е. способ производства материальных благ (материальные условия жизни общества, интересы и потребности людей), - в идеологическом смысле – это правосознание законодателя, правовые доктрины, традиции, религиозные представления, - источники в юридическом смысле – это формы права, т.е. формы внешнего документального закрепления права.
Виды форм права: - Правовой обычай — исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного и длительного использования обычное правило поведения, санкционированное государством. - Правовой прецедент — такое решение государственного органа, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Его разновидностями являются судебный и административный прецедент. - Нормативный договор - добровольное нормативное соглашение между равноправными правотворческими субъектами по поводу деятельности, представляющее их общий интерес. - Нормативно-правовой акт — принятый в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
45.Правотворчество: понятие, принципы и виды.
Правотворчество — это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на создание, изменение и отмену юридических норм. Признаки правотворчества: 1. Это — особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение отношений. 2. Это — государственно-властная деятельность, составляющая монополию Государства, иные субъекты участвуют в ней лишь с согласия и под контролем государства. 3. Это — интеллектуально-волевая деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования. 4. Это — процедурная деятельность, детально регламентируемая законом. 5. Содержание этой деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм.
Функции правотворчества: • обновление нормативного материала; • восполнение пробелов в праве; • упорядочение, систематизация нормативных актов.
Принципы правотворчества: 1. Демократизм проявляется в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности. 2. Научность. При разработке и издании нормативного акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины. Должны просчитываться последствия принятия акта. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Обязательно проведение правовой и лингвистической экспертиз, проводят и экономическую экспертизу. 3. Законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, то есть осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов. Кроме того, содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы. 4. Национальное равноправие. При формировании правотворческого органа, а также при подготовке и издании нормативного акта должна предоставляться реальная возможность всем заинтересованным нациям и народностям на равных началах участвовать в этих процессах. 5. Системность. Принятый нормативный акт не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами. Иногда в литературе выделяют еще такие принципы, как плановость, гуманизм и профессионализм, гласность, справедливость. Виды правотворчества: 1. Непосредственное правотворчество народа - референдум. 2. Правотворчество государственных органов. 3 уровня: - федеральный - региональный - локальный 3. Санкционированное правотворчество негосударственных организаций, выражается в правотворчестве: - органов местного самоуправления; - профессиональных и политических организаций (профсоюзы, и т.д.); - коммерческих и иных негосударственных производственных организаций и товариществ. 4. Совместное правотворчество государственных органов и иных учреждений. 5. Нормативные договоры.
|