Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава XII
1. " О, безгрешный Единый, тобой был поведан полный Священный закон для четырех сословий; объясни нам, по правде, конечное воздаяние за дела". 2. Великим Решителям правдивый Бугор (Бхригу), отпрыск Пра - Мужа (Ману), ответил: " Слушайте решение, касающееся всех взаимосвязей этого с поступками 3. Действие, которое вырастает из ума, из речи и из тела, производит либо добрый, либо злой плод; действием вызваны условия существования людей: высшие, средние и низшие. 4. Знай, что ум является зачинателем всюду, даже в том, что связано с телом, имеющее три вида*, три местоположения* и подпадает под десятку глав*. 5. Желание собственности других, утаивание в сердце того, что нежелательно*, и приверженность к заблуждению* являются тремя видами умственной деятельности. 6. Оскорбление, ложь, принижение заслуг всех людей и празднословие должны быть четырьмя видами действий словами. 7. Взятие того, что не было дано, вреждение без разрешения закона* и поддерживание преступных связей с женой другого мужа считаются тремя видами действий тела. 8. (Человек) получает от доброй и злой мысли — в уме, слов — в своей речи, телесного — в своем теле. 9. Вследствие греховных поступков, совершенных своим телом, человек становится чем-нибудь неодушевленным*, вследствие совершенного речью — птицей или животным, и из-за умственного — низким сословием. 10. Тот муж зовется тридубинный (Тридандин)*, в чьем уме эта тройка: владение своей речью, владение своими мыслями и владение своим телом — крепко укоренилась. 11. Тот человек, который обладает этой трехсоставной властью (над собой) в отношении ко всем живым существам и полностью укротил злобу и желание, наверняка этим достигнет полного успеха*. 12. Того, кто побуждает эту Самость* к действию, называют Вкусознай (Кшатраджьня)* (познающий поле); но того, кто совершает действия, мудрые зовут Быточмень*. 13. Другая внутренняя Самость, которая развивается всеми воплощенными Вкусознай (Кшетраджьняс), называется Жива*, через которые он воспринимает все радости и печали в рождениях. 14. Эти двое: Великий Единый * и Вкусознай (Кшетраджьня)*, неразрывно связанные с составом, наполняют ее, пребывающую в разнообразных живых существах*. 15. От ее тела* распространяются бесчисленные образы*, которые постоянно побуждают разнообразные существа к действию. 16. Другое сильное тело, составленное из частиц пятерки, предназначенное испытывать мучения, рождается после смерти у злых людей. 17. Когда из-за этого тела испытывают здесь мучения, наложенные Ёмой (Ямой), объединяются — каждое согласно своему роду — как раз с тем местом (откуда вышли). 18. Она*, приняв мучения за свои ошибки, которые были вызваны привязанностью к предметам чувств, и плод которых — бедствие, приближается, незапятнанная, к тем двум* могучим. 19. Эти оба вместе неустанно взвешивают заслуги и вины этой (Души), в зависимости от чего она получает блаженство или горе, как в этом мире, так и в следующем. 20. Если, в основном, совершались добродетели, а порок лишь в малой степени, она получает блаженство на небесах, одетая теми самыми Сутями*. 21. Но если она в основном склонялась к пороку, и правды там было мало, она страдает, оставленная содержанием, — мучениями, наложенными Ёмой (Ямой). 22. В отдельную душу, претерпевшую мучения от Ёмы (Ямы), опять невидимо входят точно те же пять Сутей, каждая в должной пропорции. 23. Пусть, даже узнав посредством своего разума эти превращения отдельной души из-за заслуг и вин, навсегда устремит свое сердце на заслуги. 24. Знай, Сутьва, Существо (Сатва), Раж (Раджьас) и Тьма (Тамас) являются тремя свойствами Самости, которой Великий Единый наполняет всегда все существование. 25. Когда одно из этих свойств целиком преобладает в теле, тогда это делает воплощенную (душу) значительно выдающуюся этим свойством. 26. Существо, считается (имеет облик)знания, Тьма — невежества, Раж — любви и ненависти; такова природа этих, которые всеобъемлющи и присущи каждому созданию. 27. Когда испытывает в своей душе полное блаженство, глубокое спокойствие, и кристальную ясность, тогда знай — из этих трех, это — Сутьва, Существо (Сатва). 28. Что смешано с мучением и не дает удовлетворения душе, известно как Раж (Раджьас), который трудно победить, и который всегда влечет воплощение. 29. Что связано с заблуждением, имеет вид неразличимых глыб, что не может быть уточнено размышлением, что не может быть полностью узнано, следует считать Тьмой (Тамас). 30. Кроме того, я полностью опишу последствия, которые происходят от этих трех свойств: превосходного, среднего и нижайшего. 31. Изучение Вед, подвижничество, знание, чистота, самообладание, исполнение благих поступков и размышления о душе — знаки существенного свойства. 32. Удовлетворение предприимчивостью, желание крепости, совершение греховных поступков и постоянная подверженность чувственным удовольствиям — знаки свойства Ража. 33. Зависть, сонливость, малодушие, жестокость, неверие, тяга к злому образу жизни и обычай стремления к известности, нетерпение являются знаками свойства Тьмы. 34. Кроме того, узнай следующее описание трех свойств, каждый по порядку, как они являются втроем. 35. Когда сделав, делая или собираясь делать что-либо чувствуешь стыд, знаток должен понимать, что все это Тьма. 36. Но, когда жаждет дел большой славы в этом мире и не чувствует раскаяния при неудаче, знай, что это Раж. 37. Но то отмечено свойствами сущности, что он сам по себе хочет узнать, что он не стыдится исполнить и при котором радуется его душа. 38. Страсть к чувственным удовольствиям считается знаком Тьмы, приобретение — знак Ража, духовная заслуга — знак Существенности; каждый последующий — лучше*. 39. Я кратко объясню в должном порядке, какие перевоплощения при этом получаются через эти свойства. 40. Те, кто наделен Сутью, достигают Богов, те, кто наделен Ражем — состояния людей, и те, кто наделен Тьмою, всегда опускаются до состояния животного — это трехсоставной путь перевоплощения. 41. Но знай, этот трехсоставной путь перевоплощения опять зависит от трех свойств: низкий, средний и высокий, согласно отдельной природе действий и знаний. 42. Неподвижные*, насекомые, как малые, так и большие, рыбы, змеи, черепахи, скот и дикие животные являются низшими состояниями, к которым ведет Тьма. 43. Слоны, лошади, Работники и презренные дикари, львы, тигры и вепри — среднее состояние, вызванное свойством Тьмы. 44. Вчераны (прошлецы) (Чаранас)*, пернатые (супарнас) и лицемеры, Рогши (Ракшасас) и Пышачи (Пищачас) — высшее состояние среди тех, что произведены Тьмой. 45. Гхалас, Малас, Натас (бойцы на палицах, борцы, акробаты, лицедеи) — люди, существующие презренными занятиями и те, кто привержен к игре, пьянству — нижайшее состояние, вызванное Ражем. 46. Цари и князья, домашние жрецы царей и те, кто проявляет воинственность в спорах — среднее состояние, вызванное Ражем. 47. Гудари (Гандхарвы), Гухъяки* (скрытые, полубоги, слуги Губеры (Куберы)) и слуги Богов, подобные Плясуньям (Апсарас) — высшее состояние, производимое Ражем. 48. Отшельники, духовные подвижники, сонмы Вайманика — божеств (движущихся по среднему небу в повозках Виманас, планет), лунные " дома" и Датья (Дайтьяас) — первые существования, вызываемые Сутью. 49. Жрецы, мудрецы, Боги, Веды, небесные огни, годы, Предки и Судьбы (Садхис) — второй слой существований, вызываемых Сутью. 50. Мудрые объяснения Славы (Брахмо)*, Создателя, Закона, Великого Единого и неопределимого Единства* — высший слой существ, производимых Сутью. 51. Так была полностью объяснена картина перевоплощений от трехсоставного действия, — и из трех частей состоящая, и трех подразделений, и которая включает всю живую Тварь. 52. Вследствие чувственной привязанности и из-за невыполнения своих обязанностей, глупцы*, нижайшие из людей достигают нижайших рождений. 53. В какие чрева эта отдельная душа входит, и из-за каких действий — узнай особенности этого, по порядку. 54. Те, кто совершил смертные грехи, пройдя по истечению многих лет через ужасающие ады, получает после претерпевания следующие рождения: 55. Убийца волхва входит в чрево собаки, свиньи, ослицы, верблюдицы, коровы, козы, овцы, оленихи, птицы, Исчадья (Чандала) и Волкасов (Пулкаса)*. 56. Волхв, пьющий горилку (суру), должен будет войти в малых и больших насекомых, мотыльков, птиц, питающихся нечистотами и хищных животных. 57. Волхв, который крадет, тысячу раз в пауков, змей, ящериц, водных животных и хищных Пышачей (Пищакас). 58. Осквернители ложа Гораздого (Гуру) — сотни раз в травы, кустарник и лианы, также и в плотоядных животных, животных с бивнями и тех, кто совершает жестокости*. 59. Люди, наслаждающиеся вреждением, — в плотоядных; те, кто ест запретную пищу — в червей; воры — в тварей, которые пожирают собственное потомство; те, кто совершают совокупления с женщинами низших сословий — Противными (Претас)*, 60. Тот, кто общается с отверженными, тот, кто вступает в связь с женами других мужей, и тот, кто украл собственность волхва, становится котом 61. Человек, который из жадности украл драгоценные камни, жемчуг или коралл, или что-либо из множества других драгоценностей, рождается среди ювелиров*. 62. За кражу зерна становится крысой, за кражу желтого металла гусем (хамса), за кражу воды — уткой (плава), за кражу меда — жалящим насекомым, за кражу молока — вороной, за кражу приправ — собакой, за кражу сливочного масла — мангустом. 63. За кражу мяса — ястребом, за кражу жира — бакланом, за кражу постного масла — крылатым животным тайлапака (маслопивом), за кражу соли — сверчком, за кражу простокваши — птицей балака. 64. За кражу шелка — куропаткой, за кражу льна — лягушкой, за кражу хлопковой одежды — журавлем, за кражу коровы — игуаной, за кражу патоки-- летающей лисицей. 65. За кражу тонких благовоний — мускусной крысой, за кражу овощей, состоящих из листьев, -- павлином, за кражу приготовленной пищи разного вида — дикобразом; за кражу неприготовленной пищи — ежом. 66. За кражу огня — цаплей, домашней утвари — осой, украв окрашенную одежду — становится рябчиком. 67. За кражу оленя или слона — волком, за кражу лошади — тигром, за кражу фруктов и кореньев — обезьяной, за кражу женщины — медведем, за кражу воды — черно - белой кукушкой, за кражу повозки — верблюдом, за кражу скота — козлом. 68. Тот человек, который силой отбирает собственность, принадлежащую другому, или кто съел жертвенную пищу, которой не был оделен, неизбежно становится животным. 69. Женщины, так же, кто подобным образом совершил кражу, должны быть обвинены; они станут самками тех самых существ. 70. Но (кто из) сословия изменит без вынужденной необходимости свои занятия, станут слугами Дащьюс*, после переселения в жалкие тела. 71. Волхв, который отворотился от выполнения своей обязанности (станет) Улкамукха (Противным (Прета), который питается блевотиной); и князь — Катапутака (Противным (Прета), который ест нечистоты и трупы). 72. Барин, который отворотился от своей обязанности, становится Майтракшаджьйотика (могильным светляком), который питается гноем, служивый — Чайшлака*. 73. Насколько люди подвержены чувственным удовольствиям, ровно настолько у них растет охота к этому. 74. Повторением своих греховных действий те люди, слабого разумения, подвергаются страданиям здесь и в различных рождениях; 75. Брошенные в ужасные адские пекла, Тьмищу (Тамишра) и остальные*, лес с листьями - мечами и подобное, заточенные и искромсанные; 76. В различных мучениях, терзаемые воронами и совами; жаром раскаленного песка и варом в чанах, которые трудно вынести; 77. Рожденные в чревах презренных (существ), влекущие за собой постоянную нищету, подверженность холоду и жаре и ужасам разного рода. 78. Повторяющиеся попадания в различные чрева и судорожные рождения, заключение в невыносимые узы, как нищие существа, порабощаемые другими*. 79. В разлуке со своими родными и дорогими, обитание вместе со злыми, достижение богатства и его потеря, приобретение друзей и врагов, 80. Старость, от которой нет лекарств, приступы болезней, разные невзгоды, непобедимая Смерть. 81. Но, с какой умственной предрасположенностью совершается какое-нибудь действие, — он пожинает его плод* в теле, наделенном тем же свойством. 82. Все плоды, происходящие от действий, таким образом, были указаны; узнай те действия, которые сохраняют высшее блаженство для духовного. 83. Изучение Вед, подвижничество, знание, самообладание, воздержание от вреждения и служение Гораздому (Гуру) являются лучшими средствами для состояния высшего блаженства. 84. Есть ли среди этих добродетельных действий одно, которое считалось бы самым мощным для спасения высшего счастья человека? 85. Знание Высочайшей Души (Атамана, Очня, (Атмана))* считается самым превосходным из них, так как это является первой из всех наук, потому что через это достигается бессмертие. 86. Среди тех шести действий - поступков, которым учит Веда*, нужно придерживаться всегда этого, чтобы быть наиболее способным обеспечить счастье в этом мире и следующем. 87. Так как в выполнение поступков, предписанных Ведой, все, поочередно, и различные правила для обрядов. 88. Действия, предписанные Ведой, существуют двух видов; такие, как обеспечивающие увеличение счастья и влекущие продолжение, а также, как достигающие высшего блаженства и вызывающие прекращение (жизни)(ниврта). 89. Действия, обеспечивающие желания в этом мире и в следующем, называются Праворот (Праврта); но действия, выполненные без какого-либо желания, предваряемые знанием, считаются Неворотом (Ниврта). 90. Тот, кто старательно выполняет действия, ведущие к будущим рождениям, становится равным Богам; но тот, кто намеревается выполнять то, что ведет к прекращению, на самом деле, приходит к пяти Сутям*. 91. Тот, кто жертвует Самости, одинаково видя Самость во всех живых Тварях, и всех живых Тварей в Самости*, становится Самовластным и сиятельным. 92. Даже отвергнув вышеупомянутые обряды жертвоприношений, волхв должен подвизаться в знании Души (Атамана, Очня (Атмана)), угашении своих страстей, и в изучении Вед. 93. Так как это обеспечивает достижение предмета существования, особенно в случае волхва, потому что достижение этого, и ничем иным, дваждырожденный достигает своих пределов. 94. Веда — это вечное око Предков (Манов), Богов и людей; Веда — порядок, который принадлежит как области силы, так и области понимания; это определенно так. 95. Все те обычаи*(Смрти) и все жалкие разумения*, которые не основаны на Веде, не производят награды после смерти; так как они считаются основанными на Тьме. 96. Все то, отличающееся от (Вед), которое то пропадает, то появляется, является неистинным и заблуждением, потому что оно нового времени. 97. Четыре сословия, три мира, четыре порядка, прошлое, настоящее и будущее — становятся все в разной степени известны, посредством Вед. 98. Звук, касание, цвет, вкус и пятое — запах известны, единственно, через Веды, через вторичные действия. 99. Вечное собрание Вед поддерживает всех живых существ; отсюда я заключаю, что это — высшее, что является путем для всех Тварей*. 100. Армию, царскую власть, судейскую обязанность и владение всем миром тот обретет, кто знает науку Вед. 101. Как огонь, который, набрав силу, пожирает даже деревья, полные сока, точно так — тот, кто знает Веды, выжигает пятна из своей души, которые появляются от действий. 102. Каким только уставом тот, кто знает правильный смысл Веды - науки, может жить, точно таким он соединяется с Величьем (Славой (Брахмо)), пока он находится в этом мире. 103. Ученик - книжник является более выдающимся, чем невежа; те, кто помнят (Веды), превосходят учеников, те, кто владеет знанием, еще более выдающийся, чем те, которые помнят; мужи, которые следуют, превосходят знающих. 104. Подвижничество и Священное знание* являются лучшими средствами, которыми волхв сохраняет высшее блаженство; подвижничеством он уничтожает вину, Священным знанием он добивается прекращения смертей. 105. Три: восприятие, вывод и установление*, которые включают обычаи многих, должны быть полностью понимаемы тем, кто хочет совершенного соответствия Священному закону. 106. Только тот, и никто иной, знает Священный закон, кто использует мудрости* и положения Святого закона*, размышления, не противоречащие собранию Вед. 107. Итак, полностью описаны действия, сохраняющие высшее блаженство; будет преподана тайная часть этих установлений, провозглашенных Пра - Мужем (Ману): 108. Если спросят, как быть в отношении законов, которые не были упомянуты, то волхвы — проповедники Учености (Щиштас), и, без сомнения, должны быть законодателями. 109. Те волхвы должны считаться Учеными (Щиштас), которые, в соответствии со священным законом, изучили Веды вместе с дополнениями и способны приводить четкие доказательства из сокровенных писаний. 110. Что только собрание, состоящее, по крайней мере, из десяти, или хотя бы из трех особ, которые следуют своим законным занятиям, ни объявит как закон, законность этого не нужно обсуждать. 111. Трое, каждый из которых знает одну из трех главных Вед, следователь, исследователь (Мимансака), тот, кто знает Нирукта* (толкователь), тот, кто читает Священный закон и три мужа, принадлежащие к первым трем уставам*, должны составлять собрание, состоящее, по крайней мере, из десяти членов. 112. Тот, кто знает Реч (Рик) - Веду, тот, кто знает Ячер (Яджьур) - Веду и тот, кто знает Само - Веду, следует знать, — собрание, состоящее, по меньшей мере, из трех особ для решения сомнительных положений закона. 113. Даже то, что один волхв, сведущий в Веде, объявит законом, должно считаться законом больше, чем то, что провозглашается тьмой невежд. 114. Даже если тысячи волхвов, не выполняющих своих священных обязанностей, несогласных с Ведами и существующих лишь названием своего сословия*, — им не подобает (быть) собранием; 115. Грех того, чьей тупостью, воплощением тьмы и несоответствием закону наставляется, падает, увеличиваясь в сто раз, на того, кто проповедует это. 116. Все то, что наиболее способствует сохранению высшего блаженства, было вам, таким образом, объяснено; волхв, который не отойдет от этого, достигнет самых превосходных состояний. 117. Так это, достойное поклонения, Божество* раскрыло мне, желая помочь человечеству, всю эту тайну Священного закона. 118. Пусть, сосредоточив ум, полностью различит в Самости* все существа, как существующие, так и несуществующие, так как тот, кто различит все в Самости, не предаст свое сердце неправедности. 119. Самость единственная является обителью Богов, все почиет в Самости, так как Самость производит связь этих воплощенных с действиями. 120. Пусть сосредоточится на пространстве, однородном с вратами - раковинами (ушей) (тела), на воздухе, как однородном органам движения и касания, на самом превосходном свете, как однородном с органами переваривания и зрения, на воде, как однородной жидкостям, на земле, как однородной твердым телам. 121. На Луне, как единой с сердцем, сторонах света, как единых с чувством слуха, на Вышнем (Вишну)*, как едином с движением, на Хорсе (Хара)*, как едином с его силой, на Огне (Агни), как однородном с речью, на Мете (Митра)*, как однородном с его выделениями, и на Пращуре (Праджьапати), как едином с его порождающим удом. 122. Пусть знает, Прок (Пуруша) будет верховным правителем всем им, малейший из малых, сверкающий, как золото, и воспринимаемый разумом во сне. 123. Некоторые называют его Огонь (Агни), другие Пра - Муж (Ману), Создатель, третьи Е(н)дрила (Ярила, Ндра, (Перун), (Индра) Утро, Гидра, Годарь, Водарь, Одра), четвертые Живой Дух, и пятые вечный Велес (Слава (Бранитель, Время) (Брахмо)). 124. Он проницает всю живую Тварь в пяти обликах и постоянно творит ее через рождение, рост и разрушение, вращаясь как колеса. 125. Тот, кто так различает Самость, через Самость всех живых существ, станет равен всем и войдет в высшее состояние Величия(Славы (Брахмо)). 126. Дваждырожденный муж, который читает эти Положения, произнесенные Пра - Мужем (Ману), будет всегда честен в поведении и достигнет такого состояния, какого только пожелает*. УМ
Один из древних литературных источников " Влесова книга", упоминает дату в двадцать тысяч лет до нашей эры.
|