![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления комплексной поддержки молодой семьи ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
На современном этапе развития российского общества реализация социально-биологических функций молодой семьи как социального института во многом зависит от ее статуса в государстве и от партнерских взаимоотношений с государственными органами. В отношениях молодой семьи с государством можно констатировать стремление не к социальному иждивенчеству, а к самостоятельности, поскольку более половины молодых семей выражают желание получить кредиты на получение образования, приобретение жилья, земли и средств производства. В услугах по уходу и присмотру за детьми нуждается незначительная часть молодых супругов, что также свидетельствует о стремлении воспитывать детей самостоятельно. Нормативно-правовой основой реализации комплексной поддержки молодой семьи являются: Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 " Об основных направлениях государственной семейной политики"; Концепция реализации государственной семейной политики по становлению и стабилизации молодой семьи, утвержденная распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике от 28 марта 2000 г. № 21; постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 " О подпрограмме " Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы " Жилище", рассчитанной на 2002-2010 гг. В настоящее время отношения государства и молодых семей в той или иной степени слабо определены нормативно. Именно поэтому подавляющее большинство молодых семей выражают мнение о необходимости принятия специальных законов, направленных на поддержку молодой семьи. Принятие таких законов окажет положительное влияние на укрепление социального статуса молодой семьи, повысит ее социальную значимость в российском обществе, что положительно скажется на повышении рождаемости и уровне благополучия значительной части молодых семей. Государство призвано создавать молодой семье условия для достижения уровня социального благосостояния, закрепленного в Конституции РФ, необходимого для самостоятельного существования семьи и реализации ее основных функций. Важно гарантировать институциональные права и интересы, обеспечивающие суверенитет молодой семьи как субъекта социальных отношений, поддержку особо нуждающихся семей. Решение обозначенных задач, в свою очередь, связано с необходимостью: общей стабилизации рождаемости и укрепления семьи, в том числе путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей; всестороннего укрепления института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации в обществе; социальной защиты и поддержки семей в выхаживании, воспитании и развитии детей; создания условий для активной самореализации молодежи, в том числе и в демографическом поведении. Значительный потенциал современных молодых семей очевиден, но для его реализации в полной мере требуется существенная активизация действий по комплексной поддержке таких семей в решении жизненно важных для них проблем, стимулированию репродуктивного поведения молодых и помощи в воспитании детей. Основные направления социальной поддержки молодой семьи отражены в Концепции реализации государственной семейной политики по становлению и стабилизации молодой семьи. Они включают адресную поддержку и гарантии в сфере занятости членов молодых семей, оказание социально-экономической помощи, совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья, решение жилищных проблем молодых семей и оказание социально-психологической помощи молодым родителям. Осуществляя комплексную поддержку молодой семьи, важно направлять усилия на реализацию принципа дифференцированного подхода к различным типам семей, учитывать особенности социально-экономического развития различных субъектов Российской Федерации и их социокультурные традиции, определяющие специфические потребности молодых семей в данных регионах, а также структуру семей и образ жизни, источники доходов и разновидности потребностей, возможности реализации интересов молодых семей. Реализация государственной комплексной программы по становлению и стабилизации молодой семьи основывается на принципе единого социально-экономического, образовательно- воспитательного и правового пространства в Российской Федерации, что предполагает единые социальные гарантии, юридическую защиту прав и свобод молодых семей в равной степени на всей территории России. В качестве ориентира для становления молодой семьи следует принять тип благополучной семьи, которая сама в состоянии решать возникающие перед ней проблемы и в полной мере выполнять свои социальные функции. В этом реализуются принцип субъектности, самодостаточности молодой семьи как самостоятельного элемента социальной структуры российского общества и принцип паритета во взаимоотношениях с государством. Семья сама должна выступать субъектом социальной жизни, проявлять активность при решении всех своих проблем, а государство призвано создавать необходимые условия, в которых молодая семья может проявлять свою самостоятельность и активность. Принцип субъектности, предполагающий саморазвитие и самообеспечение, активное проявление жизненного потенциала семьи, должен выступать в качестве исходного и основополагающего в идеологии молодежной семейной политики. Одним из направлений поддержки молодых семей является помощь в области занятости, которая предусматривает: установление гарантий занятости на рынке труда путем стимулирования создания рабочих мест, осуществление (при необходимости) профессиональной подготовки или переподготовки молодых супругов; оказание государственной поддержки развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства, фермерства и других видов предпринимательства; создание условий для фактического равенства прав и возможностей на рынке труда для мужчин и женщин, оплаты мужского и женского труда; совершенствование налоговой политики в отношении членов молодых семей, занятых трудовой деятельностью, путем установления налоговых льгот и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей молодой семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного развития, коммунального хозяйства. Кроме того, в рамках данного направления необходимы совершенствование системы выплаты пособий для молодых семей, имеющих несовершеннолетних детей, увеличение доли расходов на семейные пособия, включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет; кредитование и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья, обеспечение льготности получения жилья для многодетных семей и семей с детьми-инвалидами. Важно обеспечить эффективный государственный контроль за соблюдением законодательства РФ в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов семьи независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе и в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы; расширять сеть учреждений социального обслуживания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи. В настоящее время одним из направлений работы с молодыми семьями является оказание адресной поддержки в первую очередь таким категориям молодых семей, как неполные семьи, состоящие из отцов или матерей-одиночек (в том числе вдов) с несовершеннолетними детьми, разведенных матерей (отцов) с несовершеннолетними детьми; семьи военнослужащих с малолетними детьми; многодетные семьи; студенческие семьи с детьми; семьи с детьми-инвалидами. Важным направлением комплексной поддержки является развитие системы охраны репродуктивного здоровья, санитарного просвещения по вопросам безопасного материнства и профилактики заболеваний, передающихся половым путем. Необходимы оказание помощи молодой семье в воспитании детей путем издания и распространения литературы по воспитанию детой и проблемам семейных отношений при государственной поддержке нравственно-этического и экологического просвещения; выделение в планах социально-экономического развития регионов раздела " Поддержка молодой семьи"; разработка региональных программ комплексной поддержки молодой семьи, особенно молодых семей из сельской местности, студенческой среды; оказание содействия молодым семьям в создании и деятельности клубов молодой семьи, общественных организаций " Молодая семья"; учет статистических данных, характеризующих состояние молодой семьи в Российской Федерации; разработка программы реабилитации молодых семей, члены которых находились или находятся в местах лишения свободы. Для реализации этих задач требуется усиление координирующей роли Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России в создании условий для реализации интересов молодой семьи. Направлениями координации могут стать: совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы поддержки молодой семьи; выделение в системе социального обслуживания населения, семей, детей и молодежи отдельного сектора — оказания услуг молодой семье; объединение усилий по созданию, материальному, организационному обеспечению и развитию центров и клубов молодой семьи; формирование в обществе и особенно среди молодежи уважительного отношения к семейному образу жизни. Другим направлением поддержки молодых семей является обеспечение их доступным жильем, так как жилищные условия и доходы молодых семей относятся к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. Поэтому эта проблема является одной из самых актуальных на сегодняшний день. По данным на конец 2002 г., число молодых семей, состоявших на официальном учете по улучшению жилищных условий, в целом по Российской Федерации составляло 254 675. Из указанного числа 34 564 молодых семей участвовали в 2008 г. в региональных и муниципальных программах обеспечения их жильем. К тому же особенности современного этапа социально- экономических преобразований в стране определили такое текущее соотношение между уровнем доходов основной части молодежи и уровнем цен на жилье, при котором большинство молодых семей не в состоянии оплатить жилье ни в процессе его строительства, ни в рассрочку. Таким образом, поддержка молодых семей при улучшении жилищных условий должна более полно соответствовать их материальным возможностям, стимулировать воспроизводство населения и территориальную миграцию исходя из интересов общества в целом. Общий объем финансирования подпрограммы в 2003-2010 гг. составляет 216, 05 млрд рублей. На I этапе реализации подпрограммы (2003-2005 гг.) общий объем финансирования составил 51, 05 млрд рублей. На II этапе реализации подпрограммы (2006-2010 гг.) общий объем финансирования составит 165 млрд рублей. Суть подпрограммы заключается в том, что предусмотренные в федеральном бюджете финансовые средства направляются государственным заказчиком в субъекты Российской Федерации для оказания адресной помощи молодым семьям, которые участвуют в региональных программах улучшения своих жилищных условий. Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей является предоставление им при рождении ребенка субсидии (за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение или строительство жилья. В Федеральном Законе от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ " О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" на реализацию подпрограммы " Обеспечение жи-льем молодых семей" запланировано 165 млрд рублей, что существенно превышает лимиты, ранее предусмотренные на эти цели в федеральной целевой программе " Жилище". Прогнозные показатели средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — 43, 0 млрд руб.; личные средства молодых семей — 4, 237 млрд рублей, средства предприятий и других внебюджетных источников — 4, 895 млрд рублей. Условия участия молодых семей в федеральной программе определены Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям — участникам подпрограммы " Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы " Жилище" на 2002-2010 гг., в случае рождения (усыновления) ребенка (приложение к приказу Минобразования России от 10 июля 2003 г. № 2975). В результате молодые семьи получат реальную финансовую помощь при строительстве или приобретении жилья: до 40% его стоимости будет оплачиваться за счет средств областного бюджета в виде безвозмездных целевых субсидий. Кроме того, они получат возможность стать участниками федеральной программы: при рождении (усыновлении) ребенка получить субсидию за счет средств федерального бюджета на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья. В денежной форме размер предоставляемой субсидии в среднем будет равен стоимости 18 кв. м общей площади жилья. Таким образом, подпрограмма " Обеспечение жильем молодых семей" предполагает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивающей развитие и закрепление положительных демографических тенденций, укрепление семейных отношений, снижение социальной напряженности в обществе. Одним из направлений работы с молодой семьей является оказание социально-психологической помощи молодым родителям в воспитании детей. Основными задачами для специалистов по реализации данного направления являются:
Просвещение молодых родителей в области возрастной психологии и психологии воспитания (методическое обеспечение). Психологическое сопровождение молодых родителей (индивидуальное консультирование, психологические тренинги). Социальная поддержка молодых родителей (помощь в организации совместного досуга родителей и детей). В плане методического обеспечения программы комплексной поддержки молодой семьи определенную помощь могут оказать буклеты серии " Мир вашему дому" (рекомендации психолога молодым родителям), методические пособия серии " Школа для родителей", разработанные Департаментом государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России. В реализации комплексной поддержки молодой семьи важную роль играют различные социальные службы помощи молодой семье, такие как центры социальной поддержки, центры помощи семье и детям, кризисные центры для женщин и мужчин, центры планирования семьи и репродукции, однако многие не знают о деятельности этих служб либо не обращались в них за помощью. Это свидетельствует о недостаточной информированности молодежи о существовании таких служб в регионах. Учитывая это, важно наладить работу по ознакомлению населения с работой этих служб. Необходимо повышать уровень информированности граждан, их юридическую грамотность. Большую помощь в реализации основных направлений поддержки молодых семей оказывают региональные программы " Поддержка молодой семьи", основанные на имеющемся в регионе ресурсном обеспечении: организационно-управленческом, информационно-аналитическом, кадровом и финансовом. В деятельности муниципальных органов по делам молодежи финансируются в основном защищенные статьи бюджета, тем самым средств на развитие материально-технической базы практически не остается. К сожалению, из-за дефицита
финансовых средств в ряде регионов программа " Обеспечение жильем молодых семей" недостаточно профинансирована либо отсутствует вообще. Целью комплексной поддержки молодой семьи является обеспечение государством необходимых условий для реализации ее функций и повышение качества жизни. Основными направлениями комплексной поддержки таких семей являются: осуществление адресной поддержки, оказание социально-экономической помощи, совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья, решение жилищных проблем молодых семей и оказание социально-психологической помощи молодым родителям.
|