Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бондарева, Е.А. 2002

Понятие, структура.

Полный текст документа:

Становление конституционного законодательства, его развитие происходит в связи с уточнением его функций в общей системе российского законодательства, а также путем структурирования его норм в подотрасли, институты конституционного законодательства.

Конституционный институт основ экономического строя Российской Федерации является составной частью подотрасли конституционного законодательства, регулирующей сферы жизнедеятельности гражданского общества и государства, в которой преобладают смежные нормы, дающие импульс для развития таких отраслей законодательства как гражданское, финансовое, трудовое, земельное, экологическое, международное.

Одной из основных задач современного конституционного законодательства, регулирующего общественные отношения, составляющие институт основ экономического строя, является четкое определение пределов допустимого вмешательства государства в экономику, оптимизация отношений государства и общества.

Вариант, при котором конституция полностью оставляет регулирование экономики текущему законодательству, в российских условиях – неприемлем. Регулирование рассматриваемого блока общественных отношений представляет собой правовой массива нормативных актов, в котором конституционные положения составляют небольшую часть, но по своей значимости они выделяются среди других норм и являются исходной правовой базой, на которую опирается текущее законодательство.

В справочной юридической литературе и монографических работах рассматриваемое понятие не являлось предметом самостоятельного исследования. Целью настоящей работы является разработка понятия «конституционного института основ экономического строя», определение его структуры.

В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «основа» имеет несколько значений:

1. внутренняя опорная часть предметов, остов;

2. источник, главное на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь;

3. исходные, главные положения чего-нибудь [1].

В юридической справочной литературе под основами конституционного строя понимается находящаяся под защитой государства система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно-правового регулирования. Общие основополагающие начала правовой регламентации отдельных подсистем конституционного строя[2], который представляет собой систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства[3].

Рассматриваемое понятие определяет характер отношений власти, формы правления и политического режима, стороны правовой регламентации общественных отношений, порядок функционирования основных систем общества (политической, экономической, социальной), одновременно представляя собой базовые концепции их жизнедеятельности.

Предписания, входящие в основы конституционного строя образуют своего рода нормативную «платформу» этого строя [4], а основные положения Конституции, являются первичной нормативной базой как для остальных положений Конституции, так и для всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов [5].

Основы конституционного строя основополагающая система принципов, закрепленных в Конституции, регламентирующих и охраняющих наиболее значимые общественные отношения и являющиеся источником для всей системы законодательства, действующей в государстве.

Исследуемое понятие позволяет на базе заключенных в нем исходных принципов определять содержание их последующей регламентации, развивать тот или иной институт или целое направление конституционного законодательства.

Рассмотренные выше понятия основ конституционного строя позволяют выделить две его стороны объективную и субъективную:

во-первых, это реальные общественные отношения, существующие объективно и на которые накладывается конституционный строй, т.е. организованная форма проявления верховенства права. В этом случае, исследуемое понятие выступает как объективная категория;

во-вторых, это особый конституционно-правовой институт, т.е. её субъективное отражение, поскольку устанавливается законодателем и является не всегда адекватным объективным отношениям.

В юридической литературе распространено определение правового института как совокупности правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, образующие отдельную, обособленную группу [6]. Институты как структурно-нормативные образования «скрепляют» отрасли, проникают в них, придавая им устойчивость и социальную ориентацию [7].

Конституционный институт - обусловленная общностью регулируемых общественных отношений, значительно обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных конституционных норм[8]. В рассматриваемое структурно-нормативное образование включаются устойчивые группы конституционных норм, имеющие единый предмет регулирования [9]. Помимо общности внутреннего содержания регулируемых отношений, в качестве основания для разделения конституционных норм на институты рассматриваются объективные закономерности экономического и политического развития общества [10].

Обязательным условием выделения той или иной группы норм в отдельный институт является наличие в рамках однородного предмета конституционного регулирования таких общественных отношений, которые обладают спецификой, обуславливающей особенности указанных норм и придающей им внутреннее единство.

Конституционный институт - обусловленная общностью регулируемых общественных отношений и объективными закономерностями политического, экономического, социального и культурного развития общества, обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных групп конституционных норм, имеющих единый предмет регулирования.

Действующая Конституция Российской Федерации (статьи 8, 34, 74, 75) закрепляет следующие принципы регулирования рыночных отношений, позволяющих сформировать понятие конституционного института основ экономического строя:

· единого экономического пространства;

· свободы экономической деятельности;

· многообразия и равенства различных форм собственности;

· поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Отсутствие нормативного закрепления понятия «единое экономическое пространство», не относит его к числу ясных правовых. Оно выражается в стремлении народа видеть территорию России как своеобразный общий рынок с едиными правилами игры.

В преамбуле Конституции провозглашается необходимость «сохранения исторически сложившегося государственного единства», которое обеспечивается единством власти, территории и закона.

В справочной экономической литературе рассматриваемое понятие определяется как «интегральное единство экономико-географического и экономического факторов развития общества и государства»[11].

Объединение интересов производителей и собственников, направленное на реализацию их хозяйственных интересов составляет основу функционирования единого экономического пространства. Указанная интеграция возможна только в условиях свободного движения товаров, денежных средств, рабочей силы и информации, что и гарантируется следующими положениями Конституции:

· на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом (статья 74);

· правило о единой денежной единице, осуществлении денежной эмиссии исключительно Центральным банком Российской Федерации (статья75);

· общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливается федеральным законом (часть 3 статьи 75).

Из указанных норм Конституции следует обязанность государства по созданию и защите единого экономического пространства, которая конкретизируется пунктом «ж» статьи 71 Конституции, относящий к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка. Без обеспечения приоритетного действия законов, закрепляющих данные правовые основы (Гражданский, Кодекс законов о труде, законы в области антимонопольной политики и защиты конкуренции, валютного, таможенного регулирования, о регистрации юридических лиц и другие) на территории всего государства, единое экономическое пространство не сформируется.

Интеграция интересов производителей и собственников, направленных на реализацию их экономических интересов основывается не только на свободном движение товаров, услуг, финансовых средств и рабочей силы, но и информации. Указанное положение прямо не закрепляется в Конституции как гарантия единого экономического пространства, но часть 4 статьи 29 Основного закона относит право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию к числу основных, регулирование этого вопроса находится в ведении Российской Федерации (подпункт «в» статьи 71 Конституции). Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении № 4-П от «04» марта 1997 года «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995года «О рекламе» отметил, что единство экономического пространства не достичь без создания единой информационной системы рынка[12].

Единое экономическое пространство – конституционный принцип регулирования экономических отношений, представляющий собой объединение географических, экономических, политических, культурных факторов развития общества, обеспеченное правовым регулированием со стороны государства.

В Конституции, наряду с существующими принципами экономической политики государства (единого экономического пространства; свободы экономической деятельности; многообразия и равенства различных форм собственности; поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности), необходимо закрепить следующие:

· государственного планирования (прогнозирования);

· принцип обеспечения экономической безопасности.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в рыночных отношениях недостаточно лишь элементов саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регулируемых средств и рычагов. В качестве методов регулирования экономических отношений применяется планирование.

В экономике России существует два противоположных подхода к планированию: от оценки его в качестве главной базы организации социалистической экономики до полного отказа от планирования как метода тоталитарного руководства и управления экономическими процессами, не совместимого с рыночными отношениями.

Конституция РФ 1993 года в отличие от Конституций советского периода отказалась от идеи государственного планирования, но изучение зарубежной практики организации производства показывает, что процесс экономического развития не только совместим с планированием, но и практически невозможен без определения целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов и т.д. Данная идея при правильном ее применении имеет положительные стороны. Впервые сформулированная в марксизме и начавшая осуществляться в странах тоталитарного социализма, она оказала огромное влияние на страны с рыночной экономикой. Перспективные планы и программы со сроком на 5 лет принимались в Великобритании, Франции, Японии и других странах. Планирование (программирование) в этих странах не носит жесткого характера, основывается на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование); имеет рекомендательный характер по отношению к частным производителям и частным собственникам и сочетает взаимные интересы общества, государства и отдельных товаропроизводителей. Планирование позволяет видеть перспективу развития общества, тенденции его движения, своевременно вносить коррективы, упорядочивает деятельность. Изменив формы и методы государственного планирования, использовать этот принцип не для директивного руководства, а для ориентации экономического развития страны.

Задача обеспечения экономической безопасности исторически и логически возникает одновременно с формированием государственности, осознанием экономических интересов общества.

Единый законодательный акт, регулирующий вопросы национальной безопасности и экономической в том числе, отсутствует[13]. Понятие «экономическая безопасность» определяется как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям[14].

Раскрытие содержания рассматриваемого принципа следует осуществлять по следующим направлениям: объекты экономической безопасности; показатели (критерии и параметры) состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности страны; угрозы экономической безопасности; механизмы и меры экономической политики государства, направленные на обеспечения экономической безопасности.

Необходимость закрепления рассматриваемого принципа в качестве самостоятельного в Конституции Российской Федерации и в Конституциях (Уставах) субъектов Федерации объясняется тем, что состояние экономики имеет первостепенное значение для национальной безопасности страны, а экономическая безопасность выступает её материальной основой. Это подтверждается положениями Концепции национальной безопасности Российской Федерации, где отмечается, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, поэтому интересы государства в этой сфере являются ключевыми[15]. Содержание принципа обеспечения экономической безопасности необходимо закрепить в Федеральном законе «Об экономической безопасности».

Конституционные нормы о едином экономическом пространстве, свободе экономической деятельности, гарантиях прав собственности, поддержки конкуренции, обеспечении экономической безопасности должны получить закрепление в Конституциях (Уставах) всех субъектов Федерации без исключения[16], а также получить развитие в законодательстве Федерации и её субъектов.

С учетом вышеизложенного, под экономическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют единство экономического пространства, свободу экономической деятельности, гарантии права собственности и равенства правовой защиты всех её форм, поддержка конкуренции и ограничения монополистической деятельности, а также соотношение регулирующей экономической роли государства и свободы хозяйственной деятельности, в целях обеспечения экономической безопасности государства.

Таким образом, конституционный институт основ экономического строя представляет собой обособленную и внутренне устойчивую систему взаимосвязанных групп конституционных норм, регулирующих важнейшие отношения в сфере собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ норм и обусловленную объективными закономерностями экономического развития общества.

В заключении следует отметить, что Конституцию не стоит сопоставлять с программой экономического развития, с перечнем конкретных целей и задач, политико-экономическими документами. Пределы конституционного закрепления основ экономической системы общества обуславливаются конкретно-историческими факторами, закономерностями конституционного развития. Основной закон определяет лишь систему координат, в которой государство играет свою экономическую роль. К их числу относятся общепризнанные ценности, основные цели общественного развития, принципы демократии и господства права, инструменты государственного регулирования (бюджет, налоги, экспортно-импортные льготы, кредитование и другие). Координация усилий всех ветвей власти на федеральном и региональном уровнях будет способствовать эффективной государственной политике, направленной на экономическую стабилизацию и подъем российской экономики.

 

[1] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 396.

[2] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 404.

[3] См. Там же. С. 275.

[4] См.: Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в конституции. // Государство и право. 1993. № 10. С. 7.

[5] См.: Конституционное право. Учебник. Отв. Ред. А.Е. Козлов. М.: Издательство БЕК, 1996. С. 47.

[6] См.: Юридический энциклопедический словарь /Под ред. А.Я. Сухарева, М.М. Богуславского. 2-е доп. изд. М., 1987. С. 160.; Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 231.

[7] См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты. // Государство и право. 1996. № 1. С. 6.

[8] См.: Мартыненко П.Ф. К вопросу о применении некоторых философских категорий при изучении конституции // Методологические проблемы советской юридической науки. Киев, 1965. С. 112.

[9] См.: Тихомиров Ю.А. Конституционные нормы // Теоретические основы Советской Конституции. М., 1981. С. 139.

[10] См.: Михалёва Н.А. Социалистическая конституция. Проблемы теории. М., 1981. С. 144.

[11] Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 273.

[12] См.: Российская газета. № 53 от 18 марта 1997 года.

[13] Рассматриваемые вопросы регулируются подзаконными нормативными актами. См.: Указ Президента Российской Федерации от 10.01.00г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст.; Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 18. Ст. 2117.; Постановление Правительства Российской Федерации № 1569 от 27.12.96г. «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положений)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 240.

[14] Статья 2 Федерального Закона РФ от 13.10.95г. № 157-ФЗ (в ред. от 10.02.99г.) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923.

[15] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10.01.00г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета № 11 от 18 января 2000 г.

[16] Например, в Уставах Брянской, Орловской, Калужской, Новгородской, Тульской областей не содержатся даже принципы основ экономических отношений, закрепленные в Конституции РФ.

Источник информации:
Научно-практическая конференция ¨ Конституционные чтения¨. (https://www.law.vsu.ru/cr/docs/d3.htm)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обеспечение библиотечного фонда дисциплины | ДПТ с последовательным возбуждением
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал