![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образцы карточек к упражнению
Самораскрытие — «Я помню, как я испытывала чувство вины перед своей на — «Честно говоря, меня тоже раздражает, когда люди звонят — «Я тоже всегда расстраиваюсь, когда опаздываю на электрич Техника нормализации — «Я думаю, что это нормально, когда человек отказывается — «Мне кажется, что вполне приемлемо говорить о подобных — «Я считаю, что вполне оправданно интересоваться тем, как Конфронтация — «Я нахожусь в растерянности. Я помню, что в начале сессии — «Мне кажется, что я не совсем верно понимаю вас. Я заме Часть II. «Структура сессии» путешествовать вместе, у вас на лице появляется напряжение, как будто бы что-то сильно беспокоит вас. Как вы думаете, с чем это может быть связано?» — «Я не могу до конца понять... Вы говорите, что все хорошо, Активизация сильных сторон клиента — «Как вы сказали, в вашем коллективе трудно не стать объ — «Вы говорите, что вам трудно ладить с этим человеком, и — «Что вы делали, чтобы не довести ваши отношения до край — «Как вы справлялись с вашим чувством безысходности все — «Насколько я вас поняла, рассудительность — это одно из Совет — «А что, если вы и вправду познакомитесь с техникой само — «Я ничего не могу вам сказать в этой ситуации. Мы с вами — «Я думаю, что ответить на это вопрос — наша с вами основ Прерывание затянувшейся паузы — «Вы о чем-то задумались? Не могли бы вы поделиться со — «С чем связано ваше молчание?» — «Что останавливает вас продолжить рассказ?» Информирование — «Это лекарство при необходимости назначает врач. Я не имею 254 Глава 4. Программа тренинга Направление клиента от разговора о других к рассказу о себе — «Я думаю, что теперь я имею достаточно полное представление о ваших родственниках и о том, как они постоянно нуждаются в помощи, но при этом я ничего не знаю о том, как это отражается на вашей жизни». Упражнение «Воспоминания о клиентах» Цель. Предоставление участникам возможности обобщить полученный в ходе тренинга опыт взаимодействия с клиентом. Содержание. Упражнение проходит в кругу. Перед его началом тренер предупреждает участников о том, что в ходе упражнения необходимо делать записи, которые будут носить конфиденциальный характер. Поэтому можно использовать любые сокращения, аббревиатуру и знаки, понятные только автору. Затем тренер просит каждого участника вспомнить те сессии, которые он проводил в ходе тренинга, и выделить из них (делая пометки на листе бумаги): О самые интересные, на его взгляд; П самые скучные; О самые трудные; П самые продуктивные, то есть те, где был достигнут положительный результат и/или получен большой опыт. Затем тренер просит участников вспомнить тех клиентов, с которыми каждый из них имел дело в процессе консультирования на тренинге, и выделить среди них: О самого интересного клиента; О самого скучного клиента; П самого трудного клиента; П самого запоминающегося клиента. Далее упражнение может проходить по-разному — в виде психологического консультирования (работа в парах) или в кругу в свободной форме. Обсуждение. Если обсуждение проходило в кругу, то, как правило, оно не требует дополнительного обсуждения. Если упражнение про- Часть II. «Структура сессии»
ходило в парах, то по возвращении в круг участники могут поделиться своими мыслями и эмоциями. Комментарии для тренера. В данном упражнении мы говорим не об участниках, которые были в роли консультантов, а о тех ролях, которые они играли. Это следует подчеркнуть при объяснении выполнения упражнения. Так, например, один и тот же участник мог сыграть одновременно роль самого скучного и самого интересного клиента, самого трудного и самого запоминающегося. Упражнение «Я обо мне» Цель. Осознание каждым участником своих сильных и слабых сторон в процессе консультирования. Содержание. Участники получают экземпляры приведенного ниже бланка или листы бумаги, на котором они должны перечислить свои навыки, умения и личностные качества, помогающие и мешающие им в процессе психологического консультирования. Семь пунктов должны содержать положительные, сильные качества (это те навыки, которыми участник овладел и использует их уверенно), а остальные три — те, над которыми он хотел бы еще поработать. Прежде чем участники начнут делать свои записи, тренер предупреждает их, что все, что они напишут, будет зачитываться группе, поэтому следует писать понятным почерком и рекомендуется не упоминать то, что они хотели бы сохранить в тайне. Для того чтобы участники могли быть более объективными к себе, тренер предлагает им постараться взглянуть на себя со стороны и написать так, как будто бы это писал кто-либо из членов группы. Когда все участники готовы, тренер просит их сложить листы с записью в четыре сложения (с тем, чтобы было невозможно определить автора написанного) и положить в специально подготовленную коробку. Затем каждый участник достает из коробки по одному листу. Первый участник разворачивает лист и зачитывает его содержание. Прочитав анкету, участник пытается отгадать ее автора, группа помогает ему. Затем участник, читающий анкету, добавляет от себя то, что он считает нужным (например, те навыки и умения, которыми обладает автор анкеты, но о которых он не упомянул, делая записи). Если он затрудняется, группа помогает ему снова и анкета возвращается к ее автору. Глава 4. Программа тренинга Таким образом, выявив автора письма и высказав свое мнение, группа переходит к рассмотрению следующей анкеты и т. д. Упражнение продолжается по кругу, пока не будут рассмотрены записи всех участников. Обсуждение. Тренер просит участников поделиться своими впечатлениями от упражнения, рассказать о том, насколько их оценка своих положительных качеств и качеств, которые следует развивать, совпадает с мнением группы. Услышали ли участники что-то неожиданное или необычное о себе? Комментарии для тренера. Если группа насчитывает более 14-16 человек и при этом участники очень активны в обсуждениях, упражнение можно проводить в двух одинаковых по численности подгруппах. При этом обсуждение всего упражнения проводится в кругу, где присутствуют все участники. Данное упражнение лучше всего проводить во время одной из последних встреч, когда, с одной стороны, участники уже хорошо знакомы друг с другом и уже осознали свои положительные качества, которые помогают им проводить встречи с клиентом, а с другой стороны, они уже готовы к тому, чтобы услышать конструктивную критику в свой адрес.
|