![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного художественного труда
2.1. Диагностика уровней развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Первый этап нашего исследования был посвящён изучению и анализу развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе ДОУ №152 г. Тулы. В нем принимали участие 10 детей из старшей группы. Цель данного этапа - выявить уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для этого были использованы предложенные Торренсом Е., Дьяченко О.М. и Кирилловой А.И. критерии Таблица 2.1. Критерии и показатели развития творческого воображения.
Методика " Разрезные картинки" автор Е.Е. Кравцова (приложение 1). Цель методики: конкретизировать основную функцию воображения - видение целого раньше частей. Задача методики установить три основных компонента, которые характеризуют функцию воображения: 1) опору на наглядность, 2) использование прошлого опыта, 3) наличие особой внутренней позиции. Детям предъявлялись несколько картинок с изображёнными на них игрушками, а потом показывались те же картинки в разрезанном виде. Дети должны были по " кусочку" догадаться, от какой он картинки, что на ней было изображено. Обработка результатов проводилась по трёх балльной системе: · 3 балла (высокий уровень). Дети пытались осмыслить и обыграть предложенное задание. Испытуемым этой группы безразлично, по какому кусочку отгадывать рисунок. Дети не стараются придерживаться точного соответствия реальности. Их ответы представляют или гибрид знакомых им рассказов и личных впечатлений, или поток фантазии от начала и до конца. · 2 балла (средний уровень). Дети практически сразу брались за дело. Они выбирают любой кусочек, долго его разглядывают, затем смотрят на лежащие перед ними картинки и дают какой-то ответ. · 1 балл (низкий уровень). Дети данной группы не сразу принимались за задание. Они вначале отказывались от него, мотивируя своё поведение тем, что их этому не учили Результаты диагностики представлены в таблице 2.2. Таблица 2.2. Результаты диагностики " Разрезные картинки"
По данным таблицы видно, что 40% детей (4 человека) имеют высокий уровень развития воображения, 40% (4 человека) – средний и 20% (2 человека) – низкий. Так же необходимо отметить, что дети с низким и средним уровнями развития воображения отличаются наибольшей застенчивостью, они мало инициативны и недостаточно эмоциональны. Эти дети пока еще не способны в полной мере творчески мыслить. Методика №2. " Дорисовывание фигур" автор Е. Торренс, модификация О.М. Дьяченко (приложение 2). Цель методики: определение способности детей к достраиванию заданного элемента как способу образования новой целостности. Материалы: набор из 10 карточек с нарисованными на них фигурами (контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами, и простые геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник), карандаш. Методика проведения: ребенку необходимо дорисовать каждую фигуру так, чтобы в итоге получилась какая-нибудь картинка. После выполнения задания выявляли степень оригинальности, необычности нового изображения. Для этого подсчитывается количество изображений, которые ребёнок не повторил. Затем проводится сравнение различных изображений, созданных каждым из детей на основании одного и того же эталона: отбрасываются рисунки, где эталон используется двумя и более детьми в качестве одного и того же элемента изображения. Например, отбрасываются изображения медведя, чебурашки, человека, в которых разные дети один и тот же элемент - круг - превращают в голову. После этого подсчитывается коэффициент оригинальности (КОР). У каждого ребёнка он равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования для дорисовывания эталона) ни у кого из детей группы. КОР соотносится с одним из типов решения тестовой задачи " на воображение". Обработка результатов: - 5 баллов (высокий уровень развития воображения). Исходная фигура используется ребёнком в принципиально новой функции, то есть в отличие от предыдущих этапов, исходная фигура становится второстепенным элементом создаваемого образа (например, кружок используется не только для изображения головы, но и как узор-горошек на одежде человечка, и т.п.) - 4 балла (высокий уровень развития воображения). Изображается несколько объектов по воображаемому сюжету (например, человечек гуляет с собакой и т.п.). - 3 балла (средний уровень развития воображения). Изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например, изображается не просто человечек, а человечек, который машет рукой и т.п.). - 2 балла (средний уровень развития воображения). Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. - 1 балл (низкий уровень развития воображения). Ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (человечек, дерево и т.п.), но изображение контурное, схематичное, лишённое деталей. - 0 баллов (низкий уровень развития воображения). Ребёнок ещё не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то своё (" свободное фантазирование"). Данные полученные в ходе проведения данной методики представлены в таблице 2.3. Таблица 2.3. Результаты уровня развития воображения по методике " Дорисовывание фигур".
Анализируя работы детей можно сказать, что высокий уровень развития творческого воображения показали 2 человека – 20%, средний результат показало – 6 человек (60%), и 2 человека (20%) показали низкий результат. Двое детей с высоким уровнем развития – Оля Б. и Сережа К. – при выполнении задания не отвлекались, каждое задание обдумывали, в среднем, 3-4 минуты. Картинки, дорисованные ими отличаются тем, что они имеют некий сюжет. Так, Сережа К., дорисовав собачке туловище, нарисовал еще ошейник, поводок и человека – человек гуляет с собакой. Оля Б. к кружку пририсовала лепесточки и по середине нарисовала божью коровку, которая села на цветок. Дети со средним уровнем развития при выполнении заданий добавляли в рисунки больше деталей, старались сделать их более приближенными к реальности, некоторые (например, Олег П.) старались включить предложенную часть рисунка в какой – то сюжет. Так, на предложенной Кате Е. карточке с головой собачки, она постаралась дорисовать собачке туловище и рядом с собачкой будку. Олег П. на такой же предложенной картинке нарисовал собачке туловище, рядом с собачкой нарисовал косточку, таким образом создав действие – собачка кушает. Выполняя задания, дети были сосредоточенны, практически не отвлекались (один раз Света Б. отвлеклась от выполнения задания – ей показалось, что ее позвали). На обдумывание задание каждый ребенок тратил в среднем 2-3 минуты. Дети с низким уровнем развития творческого мышления свои рисунки изображали схематично. Например: - Таня С. на картинке с квадратиком пририсовала сверху треугольник – получился домик. Девочка выполняла задания спокойно, не отвлекалась на посторонние предметы. - Руслан О. под треугольником подрисовал еще два треугольника друг под другом – елочка. Во время выполнения заданий отвлекался несколько раз (на шум за окном и на ребят играющих в группе). Большинство рисунков детей нарисованы по стандартной схеме – кружок - это голова (у человека или животного), а треугольник - платье у девочки и т.д. В основном, дети рисовали отдельные объекты, не включая их в сюжет. Именно поэтому в данной группе коэффициент оригинальности низкий. Методика №3 " День рожденья гномика" авторы В.Т. Кудрявцева, Г.К. Уразолиева (приложение 3). Цель: оценка способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Методика проведения: Перед ребёнком на столе располагают следующий материал: верёвочка, маленький игрушечный самолётик, платочек, кусочек пластилина, небольшая трубочка, мыльница с мылом. Воспитатель рассказывает ребенку историю про гномика. " В одной комнате жили два весёлых гномика: один жил внизу, на полу, а другой - на самой верхней полке большого книжного шкафа. Поэтому, когда гномики беседовали, им приходилось громко кричать, чтобы услышать друг друга…." (приложение 3). Дойдя до того места в истории, где фея предлагает гномику несколько вещей на выбор, чтобы попасть к другу, воспитатель прерывает рассказ и предлагает ребенку самому придумать каким именно предметом гномик должен воспользоваться. В ходе обследования фиксируется характер ответов ребёнка и способы их обоснования. Оценивается результат по трехбалльной шкале, где: - 3 балла (высокий уровень развития творческого воображения). По мнению ребёнка, гномик должен выбрать либо кусок пластилина, либо трубочку и мыльницу с мылом. Первое решение заключается в том, чтобы с помощью из пластилина сделать " ступеньки", которые надо прикрепить к стенке шкафа. Второе решение состоит в том, чтобы надуть мыльный пузырь и использовать его как воздушный шар. У ребёнка возникает установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается им в задачу на преобразование. - 2 балла (средний уровень развития творческого воображения). Предлагается выбрать платочек и использовать его в качестве " ковра - самолёта", т.е. имеет место элементарное умственное преобразование объекта на основе его символического замещения. При этом ребёнок проводит внешнюю аналогию с хорошо известным ему по сказкам предметом - ковром-самолетом, вновь не выходя за пределы ситуации выбора. - 1 балл (низкий уровень развития творческого воображения). Ребёнок считает, что гномик должен выбрать верёвочку или самолётик. Ребёнок, пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию, не выходя за рамки простого выбора. На оценку уровня развития творческого воображения влияет также и время, за которое ребенок придумал продолжение рассказа и применение предложенным ему предметом. Чем дольше ребенок думал над ответом, тем красочнее и сказочнее он звучал, и предметы, которые он использовал в заключение рассказа, наделялись более волшебными свойствами. Это означает, что творческое воображение хорошо развито. И, напротив, о недостаточной развитости воображения можно судить по быстрым, непродуманным ответам, таким ответам, при которых используемому предмету выбрана реально существующая функция. Результаты проведенной методики представлены в таблице 3. Таблица 2.4. Результаты исследования развития воображения по методики " День рождения гномика"
По результатам проведенной методики можно сделать следующие выводы: - Двое детей (20%) показали высокий уровень развития творческих способностей. Их выбор нестандартен, отличается творческим подходом. - Шесть детей (60%) показали средний уровень развития творческих способностей. Их выбор основан на наделении предмета сказочными способностями на основе уже имеющихся у них знаний (услышанные ими ранее сказки) – все они в качестве способа добраться до друга гномика использовали платок в качестве ковра-самолета. - Двое детей (20%) показали низкий результат. Характер их ответов имеет низкий уровень оригинальности - они пытаются использовать предметы в готовом виде, механически переносят их свойства в новую ситуацию, не выходя за рамки простого выбора. Так же следует отметить, что дольше всего над ответом думали дети с высоким уровнем развития воображения – они как бы продумывали каждую деталь своего изобретения. Методика №4 " Придумай рассказ " автор Дж. Родари[64]. Цель методики: проанализировать уровень развития творческого воображения детей старшей группы. Методика проведения: Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка. Оценка результатов. Таблица 2.5. Критерии постановки баллов.
Таблица 2.6 Шкала оценки уровней развития воображения.
Полученные данные представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7. Результаты проведения методики " Придумай рассказ".
По результатам проведенной методики можно сделать следующие выводы: - Двое детей (20%) показали высокий уровень развития творческих способностей. Их выбор нестандартен, отличается творческим подходом. - Шесть детей (60%) показали средний уровень развития творческих способностей. - Двое детей (20%) показали низкий результат. Характер их ответов имеет низкий уровень оригинальности - они пытаются использовать предметы в готовом виде, механически переносят их свойства в новую ситуацию, не выходя за рамки простого выбора.
Методика №5 " Нарисуй что-нибудь" автор Немов Р.С. Цель методики: проанализировать уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Материал: лист бумаги, набор фломастеров. Методика проведения: ребенку предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты (для детей младшего дошкольного возраста можно увеличить время проведения до 6 минут). После этого оценивается качество рисунка по определенным критериям, и на основе оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка Оценка ребенка производится в баллах по следующим критериям: 10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны. 8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. 5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное. Причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. 0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. Выводы об уровне развития: 8-10 баллов – высокий 5-7 баллов – средний 0-4 балла – низкий Полученные данные представлены в таблице 2.8. Таблица 2.8. Результаты проведения методики " Нарисуй что-нибудь".
Анализируя работы детей можно сказать, что 2 человека (20%) показали высокий результат, средний результат показало 6 человек (60%), низкий уровень развития творческого воображения показали 2 человека – 20%. Дети с низким уровнем развития творческого мышления свои рисунки изображали схематично. Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9. Общие результаты контрольного эксперимента
Анализ полученных данных показал, что высокий уровень развития творческого воображения показали 2 человека – 20%, средний результат показало 6 человек (60%), и 2 человека (20%) показали низкий результат. Необходимо разработать комплекс занятий ручным художественным трудом для того, чтобы повысить уровень развития творческого воображения у детей в группе. 2.2 Содержание и методы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного художественного труда Цель формирующего этапа эксперимента: выявить и опытно-экспериментальным путём проверить психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного художественного труда. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи: - организовать обучение детей с целью накопления необходимого опыта, умения использовать различные материалы и инструменты; - использовать специальные приемы, направленные на развитие творческого воображения детей (гибкость, беглость, оригинальность); - стимулировать проявление творческого воображения посредством использования музыкальных и литературных произведений, репродукций картин. Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 20-30 минут. Условия реализации. Творческое отношение к работе самого педагога. Необходимые материалы и помещение для проведения занятий. Предполагаемый результат: повышение уровня развития творческого воображения, стимуляция детской активности и самостоятельности. Работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста проводилась в III этапа (автор Пономарев Я.А.) [48; с. 58]. I этап - обогащение опыта организации ручного труда (работа по образцу). Дети воспроизводят образец без малейших изменений. Такой приём имеет большое значение в обучении старших дошкольников. Он не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали, наблюдать их взаиморасположение. Но, при воспроизведении готовых образцов дети лишены возможности создавать изделие самостоятельно и по замыслу, т.е. активизировать мышление и развивать воображение. II этап – развитие умения вносить элементы нового - работа с внесением изменений в основные детали, в технологию или конструкцию изделия. Такое задание даёт учащимся возможность внести в изделие что-то своё, отличительное от других, способствует расширению представлений о конструктивных возможностях данного материала и развитию творческого воображения. III этап - развитие навыков выполнения творческих работ с внесением изменений в основные детали - творческая работа по содержанию своего варианта изделия. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя своё воображение, выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях. На основе поставленных целей и задач, а так же обозначенных этапов работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста был разработан перспективный план занятий ручным художественным трудом, состоящий из 6 занятий. Таблица 2.8. Перспективный план.
Во время выполнения творческих работ каждый ребенок по - разному проявлял интерес и готовность к выполнению того или иного задания. Различался и уровень выполнения задания. Так, вовремя первого занятия " Сирень в вазе", Таня С. несколько раз переспрашивала задание, постоянно волновалась и переживала, что делает что-то не так. В конце занятия ее поделка отличалась от образца количеством и цветом стеблей у сирени (стебли были салатовые, а не темно зеленые как на образце из-за наличия у девочки только салатовой бумаги), а так же формой вазы (вырезая по контуру девочка немного ошиблась). Различия в поделках расстроили девочку. Она спрятала свою поделку в шкафчик, хотя остальные дети оставили поделки на столиках, а Сережа К., чья поделка была в точности выполнена по образцу (он даже сделал узоры цветными карандашами на вазе), попросил повесить свою поделку на стенку возле его кроватки. Некоторое время после занятия Таня была хмурая и неразговорчивая, но в итоге ее удалось убедить, что ее поделка уникальная и тоже красивая, и она достала ее из шкафчика и отдала воспитателю. Другой ребенок с низким уровнем развития творческого воображения – Руслан О. – на первом занятии вел себя спокойно, старательно выполнял работу, но особого интереса к поделке не проявил – после окончания занятия своей работой не хвастал как другие дети, просто отодвинул в сторонку и начал играть в машинку. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сам процесс создания поделки интереса у ребенка не вызвал. Свою работу ребенок выполнял, так как (по словам воспитателя) является очень послушным. Отсутствие интереса и к процессу и к поделке говорит о том, что уровень развития творческого воображения у данного ребенка ниже, чем у остальных. На втором занятии " Божья коровка" Руслан О. долго капризничал, не хотел выполнять задание, так как у него была бумага не красного, а розового цвета. Нежелание выполнять работу из той бумаги, которая у него есть, объяснил тем, что " тогда божья коровка не будет похожа на Вашу" (то есть на образец). Ребенка больше всего волновало именно подражание образцу, а не то существует ли в реальности такое насекомое. С мальчиком была проведена беседа о том, что мы делаем такую божью коровку, которая нам нравиться, и она может быть любого цвета. После беседы Руслан спокойно приступил к занятию, и сделал божью коровку из желтой бумаги. Таня С. задание выполняла спокойно, не волновалась, была сосредоточена, работу делала строго по образцу. Услышав разговор с Русланом, решила внести немного отличий от образца в свою поделку, и нарисовала на спине божьей коровки украшения фломастером в виде сердечек и разных геометрических фигур. Сережа К., который показал высокий уровень развития творческого воображения, сделал свою божью коровку с белыми (а не черными) пятнышками, наклеив ее на белый картон, рядом с насекомым наклеил зеленый листик (" листочек с дерева, чтоб ей было что кушать"). А Оля Б. (то же высокий уровень развития творческого внимания) наклеила божью коровку сразу на зеленый картон (" лужок"), дырочки зарисовала черным фломастером и дорисовала насекомому усики. Дети, которые во время диагностики показали средние результаты уровня развития творческого воображения, в ходе первого и второго занятий выполняли работу практически строго по образцу, исключениями стали Света П. (на сирени нарисовала бабочку, а божьей коровке сделала усики), Настя М. (сделала одну из веток сирени белой, так как ее маме нравиться белая сирень и ей тоже, а божьей коровке нарисовала глазки и улыбку) и Саша В. Он сделал композицию " Сирень в вазе" в точности по образцу, а божьей коровки приклеил лапки белого цвета, так как " видел, что у божьих коровок есть лапки, но они черные. А так как картон черный, лапки будет не видно, и поэтому сделал их белыми". Во время занятий " Птица дивная" и " Крошки - осьминожки" дети, с изначально высокими показателями развития творческого воображения, внесли в поделки большее число изменений. Так, например, Оля Б. в своей поделке «Птица дивная» крылья птицы не стала делать гармошкой. Для крыльев она взяла плотный картон, вырезала из него два сильно вытянутых овала (девочка попросила воспитателя нарисовать на картоне, как приблизительно выглядит крыло птицы, и вырезала по контуру). Затем девочка взяла несколько белых перьев из тех, что дети собирали по заданию воспитателя летом, покрасила перья разными красками, после чего приклеила к заготовленным из картона крыльям. Узкий конец «крыла» девочка немного подогнула и получившимся отворотом приклеила к туловищу птицы. Дети, показавшие самый слабый результат во время диагностики творческого воображения - Таня С. и Руслан О. - выполняли работу спокойно, не переспрашивали задание. То, что в поделке надо придумать какой-то свой элемент, не напугало детей, а, напротив, воодушевило и заинтересовало. На протяжении обоих занятий дети увлеченно занимались поделкой. Так, при работе над поделкой " Птица дивная" Таня С. вместо цветной бумаги для хвоста выбрала красочный фантик от конфеты, а по краям крыльев она сделала надрезы - бахрому - как бы перышки у птицы. Так же Таня вырезала из золотистой фольги корону и приклеила к голове птицы. Для украшения девочка использовала краски и цветные карандаши. Руслан О. свою птицу сделал из желтой бумаги. В процессе занятия мальчик попросил показать, можно ли сделать, чтобы хвост у его птицы попугая (а именно его делал мальчик) был какой-нибудь необычной формы или с необычными узорами. Ему было предложено на сложенной гармошкой заготовке для хвоста вырезать ножницами какие-либо узоры. После того как хвост был прикреплен, мальчик взял несколько кусочков цветной бумаги и приклеил в разных частях туловища птички, а на голову приклеил " шапочку" (" иначе птичка замерзнет пока долетит к Деду Морозу") При работе над поделкой " Крошки - осьминожки" Таня С. сделала осьминожку из вырезанного контура своей руки (девочке понравилось вырезать по контуру), приклеила заготовку на голубой лист бумаги. После этого с помощью красок и фломастеров нарисовала осьминожке глазки и рот, волны и узоры на осьминожке. После этого она слепила из пластилина звездочку и прикрепила ее к поделке. Так же из собранных летом природных материалов Таня выбрала несколько ракушек и украсила ими свою поделку. Руслан О. не стал вырезать обведенную ладонь, просто перевернул листок вверх ногами. Для поделки он выбрал белый лист. Потом мальчик раскрасил осьминожку в фиолетовый цвет, а фон вокруг сделал голубым, нарисовал водоросли и несколько осьминожек поменьше. Так же Руслан использовал несколько маленьких пуговок желтого (" монеты") и красного (" драгоценные камни") цвета, несколько маленьких ракушек, и нарисовал сундук " с сокровищем". Тему " пиратского сокровища" в поделке использовало еще несколько мальчиков - Сережа К. и Антон Л. Девочки, в основном, делали поделку более спокойного характера (например, Света П. и Олеся В. приклеили к поделкам вырезанные цветочки, а Настя М. попыталась изобразить рыбок и коралл). В поделках на свободу творческого воображения - " Кто живет в траве? " и " Путешествие на морское дно" - дети проявили весь максимум творческого воображения, на какой были способны. Так, Катя Е. в поделке " Кто живет в траве? " на зеленом картоне сделала несколько кустиков травы из пластилина, сделала гусеницу из веточки с ножками из пластилина, вырезала из бумаги цветочек и бабочку и прикрепила их на веточку, которую вертикально поставила с помощью пластилина. Из каштана был сделан ежик (носик и глазки - пластилин), и несколько жуков из желудей. Руслан О. в своей поделке изобразил муравейник, а рядом с ним на картоне нарисовал муравья. Жучков мальчик тоже сделал из желудей, но рядом с ними рассыпал немного пшенных зернышек (" чтоб им было что кушать"). В поделке " Путешествие на морское дно" дети, в основном, изображали разных рыбок. Несколько детей вспомнили об осьминожках (Таня С. и Олеся В.). Некоторые дети нарисовали затонувшие корабли с ракушками и водорослями на них (Сережа К., Оля Б. и Света П.). Дети в поделках приклеивали ракушки, делали морские звезды из пластилина. Антон Л. вылепил из пластилина якорь от корабля, и, попросив зеленые нитки, нарезал их на несколько кусочков и приклеил к поделке.
2.3. Анализ результатов исследования
Контрольный эксперимент проводился в марте 2014 года со всеми детьми, которые участвовали в констатирующем эксперименте. Цель контрольного эксперимента: сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов и выявить динамику в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного художественного труда. Методика " Разрезные картинки" (приложение 1). Цель методики - конкретизировать основную функцию воображения - видение целого раньше частей. Задача методики: установить три основных компонента, которые характеризуют функцию воображения: 1) опору на наглядность, 2) использование прошлого опыта, 3) наличие особой внутренней позиции. Детям предъявлялись несколько картинок с изображёнными на них игрушками, а потом показывались тебе же картинки в разрезанном виде. Дети должны были по " кусочку" догадаться, от какой он картинки, что на ней было изображено. Обработка результатов проводилась по трёх бальной системе: · 3 балла (высокий уровень). Дети пытались как-то осмыслить и обыграть предложенное задание. Испытуемым этой группы безразлично, по какому кусочку отгадывать рисунок. Дети не стараются придерживаться точного соответствия реальности. Их ответы представляют или гибрид знакомых им рассказов и личных впечатлений, или поток фантазии от начала и до конца. · 2 балла (средний уровень). Дети практически сразу берутся за дело. Они выбирают любой кусочек, долго его разглядывают, затем смотрят на лежащие перед ними картинки и дают какой-то ответ. · 1 балл (низкий уровень). Дети данной группы не сразу принимались за задание. Они вначале отказывались от него, мотивируя своё поведение тем, что их этому не учили Результаты диагностики по методике " Разрезные картинки" представлены в таблице 2.9. Таблица 2.9. Результаты диагностики " Разрезные картинки"
По данным таблицы видно, что 60% (6 человека) – высокий уровень развития творческого воображения, 40% детей (4 человека) имеют средний. При этом следует отметить, что дети, у которых на констатирующем этапе был выявлен средний уровень развития творческого воображения, показали высокий уровень. Методика №2. " Дорисовывание фигур" (приложение 2). Целью методики является определение способности детей к достраиванию заданного элемента как способу образования новой целостности. Материалы: набор из 10 карточек с нарисованными на них фигурами (контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами, и простые геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник), карандаш. Методика проведения: ребенку необходимо дорисовать каждую фигуру так, чтобы в итоге получилась какая-нибудь картинка. После выполнения задания выявляли степень оригинальности, необычности нового изображения. Для этого подсчитывается количество изображений, которые ребёнок не повторил. Затем проводится сравнение различных изображений, созданных каждым из детей на основании одного и того же эталона: отбрасываются рисунки, где эталон используется двумя и более детьми в качестве одного и того же элемента изображения. Например, отбрасываются изображения медведя, чебурашки, человека, в которых разные дети один и тот же элемент - круг - превращают в голову. После этого подсчитывается коэффициент оригинальности (КОР). У каждого ребёнка он равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования для дорисовывания эталона) ни у кого из детей группы. КОР соотносится с одним из типов решения тестовой задачи " на воображение". Обработка результатов: - 5 баллов (высокий уровень развития воображения). Исходная фигура используется ребёнком в принципиально новой функции, то есть в отличие от предыдущих этапов, исходная фигура становится второстепенным элементом создаваемого образа (например, кружок используется не только для изображения головы, но и как узор-горошек на одежде человечка, и т.п.) - 4 балла (высокий уровень развития воображения). Изображается несколько объектов по воображаемому сюжету (например, человечек гуляет с собакой и т.п.). - 3 балла (средний уровень развития воображения). Изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например, изображается не просто человечек, а человечек, который машет рукой и т.п.). - 2 балла (средний уровень развития воображения). Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. - 1 балл (низкий уровень развития воображения). Ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (человечек, дерево и т.п.), но изображение контурное, схематичное, лишённое деталей. - 0 баллов (низкий уровень развития воображения). Ребёнок ещё не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то своё (" свободное фантазирование"). Данные полученные в ходе методики " Дорисовывание фигур" представлены в таблице 2.10. Таблица 2.10. Результаты исследования уровня развития воображения по методике " Дорисовывание фигур".
Анализируя работы детей можно сказать, что 6 человек (60%) показали высокий результат, средний результат показало 4 человека (40%). Рисунки детей, которые показывали на констатирующем этапе низкий уровень развития творческого воображения, уже не отличались схематичностью. Например: - Таня С. на картинке с квадратиком пририсовала сверху треугольник (домик), в квадратике нарисовала квадратик поменьше (окошко), над домиком нарисовала кружок (солнышко) с палочками (лучики) Девочка выполняла задания спокойно, не отвлекалась на посторонние предметы. - Руслан О. на предложенной карточке с головой собачки дорисовал собачке туловище, рядом с собачкой будку, миску и косточку. Методика №3 " День рожденья гномика" (приложение 3). Цель: оценка способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Методика проведения: Перед ребёнком на столе располагают следующий материал: верёвочка, маленький игрушечный самолётик, платочек, кусочек пластилина, небольшая трубочка, мыльница с мылом. Воспитатель рассказывает ребенку историю про гномика. «В одной комнате жили два весёлых гномика: один жил в внизу, на полу, а другой - на самой верхней полке большого книжного шкафа. Поэтому, когда гномики беседовали, им приходилось громко кричать, чтобы услышать друг друга….» (приложение 3). Дойдя до того места в истории, где фея предлагает гномику несколько вещей на выбор, чтобы попасть к другу, воспитатель прерывает рассказ и предлагает ребенку самому придумать каким именно предметом гномик должен воспользоваться. В ходе обследования фиксируется характер ответов ребёнка и способы их обоснования. Оценивается результат по трехбалльной шкале, где: - 3 балла (высокий уровень развития творческого воображения). По мнению ребёнка, гномик должен выбрать либо кусок пластилина, либо трубочку и мыльницу с мылом. Первое решение заключается в том, чтобы с помощью из пластилина сделать " ступеньки", которые надо прикрепить к стенке шкафа. Второе решение состоит в том, чтобы надуть мыльный пузырь и использовать его как воздушный шар. У ребёнка возникает установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается им в задачу на преобразование. - 2 балла (средний уровень развития творческого воображения). Предлагается выбрать платочек и использовать его в качестве " ковра - самолёта", т.е. имеет место элементарное умственное преобразование объекта на основе его символического замещения. При этом ребёнок проводит внешнюю аналогию с хорошо известным ему по сказкам предметом - ковром-самолетом, вновь не выходя за пределы ситуации выбора. - 1 балл (низкий уровень развития творческого воображения). Ребёнок считает, что гномик должен выбрать верёвочку или самолётик. Ребёнок, пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию, не выходя за рамки простого выбора. На оценку уровня развития творческого воображения влияет также и время, за которое ребенок придумал продолжение рассказа и применение предложенным ему предметом. Чем дольше ребенок думал над ответом, тем красочнее и сказочнее он звучит, и предметы которые он использовал в заключение рассказа наделяются более волшебными свойствами. Это означает, что творческое воображение хорошо развито. И, напротив, о недостаточной развитости воображения можно судить по быстрым, непродуманным ответам, таким ответам, при которых используемому предмету выбрана реально существующая функция. Результаты проведенной методики " День рождения гнома" представлены в таблице 2.11. Таблица 2.11. Результаты исследования развития воображения по методике " День рождения гномика".
По результатам проведенной методики можно сделать следующие выводы: - Шестеро детей (60%) показали высокий уровень развития творческих способностей. Их выбор нестандартен, отличается творческим подходом. Так, например Настя М., показавшая на констатирующем этапе средний результат уровня развития творческого воображения, после проведения развивающих занятий показала высокий результат. Свой ответ она обдумывала уже дольше, чем в первый раз. Ее ответ был более красочным, чем в первый раз. Вещи, которые она использовала в рассказе для помощи гномику, были наделены волшебными способностями, придуманными именно девочкой, а не заимствованными из каких-либо ранее виденных ею сказок. - Четверо детей (40%) показали средний уровень развития творческих способностей. Их выбор основан на наделении предмета сказочными способностями на основе уже имеющихся у них знаний (услышанные ими ранее сказки). Так, например, Таня С. в качестве способа как гному добраться до друга предложила заколдовать платок и использовать его в качестве ковра самолета такого же, как у Алладина из мультика. А Руслан О. предложил заколдовать веревку, чтобы она выпрямилась и стояла вертикально. Необходимо отметить, что эти двое детей изначально показали низкий уровень развития творческого воображения. Методика №4 " Придумай рассказ " автор Дж. Родари. Цель: проанализировать уровень развития творческого воображения детей старшей группы. Методика проведения. Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка. Оценка результатов. Таблица 2.12. Критерии постановки баллов
Таблица 2.13. Шкала оценки уровня развития воображения
Полученные данные представлены в таблице 2.14.
Таблица 2.14. Результаты проведения методики " Придумай рассказ"
|