![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пути достижения качества образования в начальных классах
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования. Из чего оно складывается? · Из высокого уровня профессионализма педагогов · Из создания комфортности в обучении школьников · Прочности знаний учащихся · Соблюдение санитарно-гигиенических норм · Из материально-технического обеспечения школы. Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования. Составляющие качества образования: Ø качество обученности школьников по образовательным областям; Ø качество сформированностиобщеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.); Ø качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам); Ø качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.); Ø качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе). Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный» Нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения. Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять: • целеполаганием учащихся; • мотивацией их деятельности; • формированием умений учащихся; • созданием обратных связей «учитель – ученик»; • созданием проблемных ситуаций; • комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса. Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Методическая работа в начальной школе: Ø следование традициям и внедрение новации; Ø повышение компетентности учителя; Ø освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий; Ø определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция; Ø выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся; Ø накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио; Ø организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся. Ø Целевые направления: Ø совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения; Ø создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений; Ø обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне; Ø создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; Ø совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования; Ø обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий; Ø совершенствование материально-технической базы школы. Ø Задачи: Ø обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта; Ø формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника; Ø создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса; Ø организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся. Ø Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом. Ø Технологии и методики, применяемые в начальной школе: Ø технология личностно-ориентированного образования; Ø технология уровневой дифференциации; Ø технология игрового обучения; Ø технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение); Ø проектная деятельность; Ø здоровьесберегающие технологии; Ø информационно-коммуникационные технологии. 1) Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением. 2) В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению. В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся. Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы. Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Таким образом, для повышения качества образования необходимо: Ø использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий; Ø продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма; Ø активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.
|