![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные виды нарушений речи в онтогенезе при органических поражениях мозга и функциональных нарушениях его деятельности.
Нарушения речи могут возникать при поражении разных уровней речевой системы. Они могут быть следствием как органических повреждений мозга, так и функциональных изменений в работе мозга. Детский невропатолог Л. О. Бадалян (1984) выделяет следующие группы речевых расстройств у детей в зависимости от причин их возникновения. 1. Речевые нарушения, связанные с поражением нервной системы: ♦ дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры; ♦ алалии — системное недоразвитие речи вследствие поражения корковых речевых зон; ♦ афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон. 2.Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы: ♦ заикание; ♦ мутизм (отсутствие речевого общения с окружающими). 3.Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия). 4.Задержка речевого развития различного генеза (при недоношенности, соматической ослабленности, педагогической запущенности и т. д.). Дизартрии Это одно из наиболее тяжелых речевых расстройств, которое связано с нарушением артикуляции. Возникает как часть сложного комплекса органических нарушений ЦНС, среди которых ведущее место занимает ДЦП. Характеризуется параличами и парезами. В отношении речи эти органические поражения приводят к парезу мышц артикуляционного аппарата, то есть органов человека, участвующих в речевом акте (язык, губы, небо, голосовые связки, диафрагма). Существуют разные формы дизартрий, в зависимости от того какая часть мозга повреждена. Общий их признак — неразборчивая речь, нечеткое произнесение звуков, слов, фраз. Речь может быть гнусавой, монотонной, невыразительной, голос либо напряженный, хриплый, либо очень тихий, слабый. Крайний вариант выраженности дизартрии — отсутствие развития устной речи. Возникает при параличе артикуляционных мышц и носит название — анартрия. В этом случае возможны только отдельные голосовые реакции, отдаленно напоминающие звуки речи, а также передача голосом приблизительной ритмической структуры фразы. Голос, как правило, носит гнусавый оттенок. При дизартрии (и даже анартрии) возможно сохранение нормального интеллекта. Алалии Алалии возникают в связи с органическим поражением мозга, часто после родовых травм и в раннем постнатальном периоде до начала формирования речи. В этом случае нет параличей и парезов артикуляционного аппарата. Имеет место общее недоразвитие речевой функции. Ребенок не может породить слово, плохо понимает чужую речь. При этом у него сохранен слух. При разных формах алалии возможно преимущественное нарушение экспрессивной (моторные алалии) или импрессивной речи(сенсорные алалии). При сенсорной алалии дети не могут распознать звуков речи, при моторной — нарушается «знание» того, как оперировать органами артикуляции (куда поставить язык, как сложить губы и т. д.). Органы артикуляции при возможности двигаться теряют управление движением, то есть либо перестают двигаться, либо движутся в неправильном направлении, что делает невозможным произнесение звуков. В результате ребенок не может овладеть речью, но может выработать невербальные навыки. Отличие от афазии — не связано с нарушением работы уже сформированной системы (Визель Т. Г., 1995). Афазии Обследование детей сразу же после операций на структурах левого полушария показывает, что симптомы нарушения речевых функций поразному проявляются в зависимости от локализации зоны хирургического вмешательства. Особенностью симптомов речевых нарушений, возника. ющих у детей непосредственно после операции, является то, что они полностью совпадают с расстройствам, которые наблюдаются у взрослых больных при той же локализации мозгового повреждения. Однако, в отличие от взрослых, речевые расстройства у детей являются нестойкими и быстро регрессируют. Быстрое спонтанное восстановление речевых функций после операций на левом полушарии наблюдается у детей и младшего и старшего (до 16 лет) возраста, то есть, как считается, после завершения функциональной специализации мозга. На проявление речевых расстройств у детей оказывает влияние такой фактор, как характер патологического процесса. Высокая пластичность мозга приводит к тому, что медленно растущие, доброкачественные опухоли также протекают без видимых расстройств. Описываются случаи, когда опухоли занимали практически все левое полушарие, и при этом даже сенсибилизированные нейропсихологические пробы выполнялись больными безошибочно. Напри. мер, у больного 15 лет с опухолью левой височной области размером 15× 14× 13 см отмечались лишь замедление темпов речи и единичные забывания названий предметов (Симерницкая Э. Г., 1985). Поэтому зафиксировать отчетливые нарушения речи удается только при быстро развивающихся процессах или сразу после оперативного вмешательства, то есть в «острый» период заболевания. Только в этом случае можно видеть симптомы, относящиеся к разным формам афазии (амнестической, акустико.мнестической, афферентной моторной и др.). В более отдаленном, «холодном» периоде нарушения речи у детей практически не наблюдаются, и их можно выявить только в специализированном нейропсихологическом обследовании. Другим фактором, оказывающим влияние на особенности афатических нарушений у детей, является возраст, в котором ребенок заболел. Если заболевание начинается в возрасте 3–4 лет, когда речевые функции уже сформированы, но еще недостаточно закреплены, то речь может быть утеряна полностью (Трауготт Н. Н., Кайданова С. И., 1975; Храковская М. Г., 2001)
|