![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика процедуры нейропсихологического обследования детей.
Нейропсихологическое обследование проводится детям с различными нарушениями: (1) с тяжелыми очаговыми поражениями головного мозга с целью создания индивидуальной программы восстановления высших психических функций (последствия тяжелых нейроинфекций, черепно-мозговой травмы); (2) с тяжелыми последствиями перинатальных поражений головного мозга (детский церебральный паралич, эпилепсия); (3) с различными проявлениями минимальной мозговой дисфункции, в том числе с синдромом гиперактивности и дефицита внимания – с целью оценки развития высших психических функций, выявления нарушений, степени компенсации патологического процесса, разработки индивидуальной, эффективной программы развития отстающих высших психических функций; (4) с трудностями школьного обучения, особенно с такими феноменами, как феномен зеркальной деятельности, нарушения внимания, памяти; а также для оценки готовности ребенка к школьному обучению; (5) с различными медицинскими проблемами, требующими длительной терапии (сахарный диабет, аллергические заболевания и т.д.) с целью своевременной коррекции нарушений развития; (6) с эмоциональными расстройствами. Нейропсихологическому обследованию подвергаются дети, как правило, начиная с 5-летнего возраста. Особенности нейропсихологической оценки детей
Во-вторых, детскому нейропсихологу не стоит полагаться только на известные модели нарушения у взрослых. Необходимо также опираться на знания о развитии и организации способностей здорового ребенка. В-третьих, детский нейропсихолог должен четко дифференцировать влияние социальных факторов на поведение ребенка и выполнение им теста. Неоправданно интерпретировать результаты выполнения тестов без учета факторов окружающей среды, в которых находится ребенок. В-четвертых, детский нейропсихолог должен попытаться учесть при выполнении тестов и уровень развития ребенка. Анализ уровня развития ребенка требует внимательной оценки проявлений исследуемого нарушения с учетом разных проявлений этого нарушения в зависимости от возраста. Функциональный подход к нейропсихологическому обследованию детей Учитывая возрастной фактор, а также приняв во внимание влияние социальных факторов на изучаемое нарушение, нейропсихолог должен оценить непосредственное влияние биологического фактора. Среди установленных нейропсихологических подходов к детям широко известен функциональный подход, который в конечном итоге позволяет оценить роль биологических факторов в формировании нарушений у ребенка. Функциональный подход не является альтернативой другим нейропсихологическим подходам, а представляет собой объединение известных стандартных процедур обследования детей (нейропсихологических, интеллектуальных и т.д.). В соответствии с функциональным подходом основной задачей нейропсихологической оценки детей является анализ развития познавательных и поведенческих навыков, связанных с исследуемым нарушением. При обследовании каждого ребенка необходимо учитывать его индивидуальный уровень развития и принимать во внимание относящиеся к нему социальные факторы. 1. Выявление имеющихся нарушений (например, затруднения при счете, чтении, нарушения внимания и т.д.). В ходе тестирования выявляются нейропсихологические симптомы и синдромы. На основании их совокупности определяется топика поражения, то есть, где находится очаг дисфункции. 2. Оценка степени развития высших психических функций и соответствие их возрасту ребенка. Диссоциация развития характерна для многих детей с отклонениями.
Информация относительно имеющихся нарушений у ребенка Первый способ заключается в сборе данных о ребенке до проведения процедуры оценки. К этим данным можно отнести опрос учителей и родителей, медицинские показатели и показатели успеваемости в школе, а также результаты предыдущих исследований. требования, которые необходимо соблюдать при проведении нейропсихологического исследования: требования к отдельным тестам: качественный анализ имеющегося у ребенка нарушения: количественный анализ имеющегося у ребенка нарушения: после комплексной оценки имеющихся нарушений у ребенка нейропсихолог предоставляет:
|