Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 27. Понятие земель населенных пунктов. Понятие и порядок установления и изменения границ населенных пунктов.
Прежний Градостроительный кодекс 1998 г. предусматривал классификацию поселений в зависимости от численности населения: сверхкрупные города (свыше 3 млн. человек), крупнейшие города (от 1 до 3 млн. человек) и т. д. Сельские поселения делились на крупные среВ новом Градостроительном кодексе РФ 2004 г. такая классификация отсутствует. Поскольку все поселения (кроме г. Москвы и г. Санкт-Петербурга) являются муниципальными образованиями, то понятие и виды поселений урегулированы в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Закон называет два типа поселений: сельские и городские. Вся территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. " Бесхозных" территорий теперь нет. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Кроме того, в РФ могут создаваться городские округа под которыми понимаются городские поселения, не входящие в состав муниципального района. Городскими округами должны становиться относительно крупные города и поселки с развитой инфраструктурой. Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях. В ЗК гл. 15 Земли населён. пунктов Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Таким образом, это земли, находящиеся внутри этих поселений. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. 1. Границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются: 1) генеральным планом городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) схемой территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях). 2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (ст.84 ЗК РФ) Основное целевое назначение земель населенных пунктов состоит в том, что они служат территориальным операционным базисом для размещения жилых, производственных, социально-культурных зданий, сооружений и объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения. Особое место занимает градостроительное регулирование развития этой категории земель. Поэтому ценность земель населенных пунктов определяется по иным критериям, нежели плодородие почв, и зависит от месторасположения участка, его рельефа, грунтов основания, возможности просадки грунта, возможности свободного доступа на участок, обеспеченности его коммуникациями и т.п. В последние годы при оценке земельных участков на землях населенных пунктов все чаще используется и такой критерий как состояние окружающей среды. Рассматривая правовой режим земель поселений, необходимо также учитывать, что эти земли и расположенные на них строения являются наиболее ценными объектами недвижимости, которые могут служить источником стабильных высоких налоговых поступлений в бюджет. Земли населенных пунктов были приватизированы в меньшей степени, чем, например, земли сельскохозяйственного назначения. Необходимо отметить еще одну тенденцию в развитии законодательства, регулирующего правовой режим земель населенных пунктов, - оно направлено на сближение правового режима земельных участков и прочно связанных с ними зданий и сооружений как единых объектов недвижимого имущества в городах и других поселениях в целях их регистрации, налогообложения и осуществления сделок с недвижимостью. Кроме того, происходит процесс унификации регулирования правового режима земель населенных пунктов нормами земельного и градостроительного законодательства. Об этом свидетельствует принятый Градостроительный кодекс РФ.
|