Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 38: Гос. контроль за охраной атмосф. воздуха. Гос. мониторинг атмосф. воздуха.
Прав. основа – ФЗ о ОАВ, ФЗоООС, ФЗоСЭБН, Постановление Правительства РФ от 15.01.2001 N 31 " Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха" Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха направлен на обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется: Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами - на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, - на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и другими организациями и гражданами. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает инструктивные и методические документы, а также дает разъяснения по вопросам осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль за охраной атмосферного воздуха во взаимодействии: с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - по вопросам соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения при строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на качество атмосферного воздуха, а также при проведении производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; нормативов вредных физических воздействий; выполнения федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха; с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - по вопросам использования данных о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха и прогнозах изменения его качества при установлении предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в ходе производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, обеспечения информирования государственных органов надзора и контроля об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде; регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; контроля за действиями, направленными на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений.
Право на осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха имеют: должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, являющиеся государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы; должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по охране природы. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за: а) соблюдением стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, б) выполнением программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха; г) выполнением заключений государственной экологической экспертизы; д) проведением инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработкой предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух; е) внедрением малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; ж) осуществлением мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; з) осуществлением мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; и) осуществлением учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников; л) обеспечением своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с территорий объектов хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; н) проведением и эффективностью мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях; с) соблюдением иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке: а) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения установленного образца посещать объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, в установленном для их посещения порядке, знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, иными материалами, необходимыми для осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха; б) проверять соблюдение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами; в) проверять выполнение программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха; г) проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух; д) определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха; е) вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности; ж) проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом; и) проверять соблюдение лицензионных требований и условий, касающихся вопросов охраны атмосферного воздуха, установленных в лицензиях на виды деятельности в области охраны окружающей природной среды, вносить в лицензирующий орган предложения об аннулировании или приостановлении действия лицензий при невыполнении лицензионных требований и условий; к) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих работ, анализов, выполнения измерений и выдачи заключений; л) аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия этих разрешений не соблюдаются; м) направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях; н) давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; Ранее ГАИ была наделена правом контроля за соблюдением нормативов выбросов в АВ автотранспотром, но на смену пришла ГИБДД, ктр уже не была наделена таким правом. Было бы целесообразно внести измен-я, т.к уже в СРФ ГИБДД начинает выполнять такие функции: в АК – операция «Чистый воздух», организовывались посты инструментального экологич. контроля.
Мониторинг атмосферного воздуха – составная часть мониторинга окр. среды в целом, - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. Из определения можно выделить цели мониторинга атмосф. возд.: наблюдение за загрязнением атм. возд.; комплексная оценка состояния атм. возд.; выработка прогнозов состояния атмосф. возд.; обеспечения органов, организаций и населения информацией о загрязнении атмосф. возд. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В пределах своей компетенции мониторинг непосредственно осуществляют специально уполномоченные фед. органы исполн. власти в области: гидрометеорологии (Росгидромет и его территор. органы) - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответсвии с Положением о ней осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции), охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов и экологии устанавливает порядок осуществления мониторинга АВ) санитарно-эпидемиологического надзора (Министерство здравоохранения и соц. развития в лице Фед. службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения). + др. исполнительные органы в пределах своих компетенции. Первичный мониторинг осуществляют владельцы источников загрязнения атмосф. воздуха.
|