Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 68. Публичная собственность на землю






К публичной относится государственная собственность и собственность муниципальных образований.

Гос.собственность - это земли, не находящиеся в собственности граждан, юр.лиц или муниципальных образований.

В федеральной собственности находятся земельные участки (ст.17 ЗК):

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки (ст.18):

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

ЗК не определяет понятия муниципальной собственности (ст. 19), а дает лишь перечень земельных участков (ЗУ), которые могут находиться в муниципальной собственности. Это ЗУ, которые: признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами СРФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Это также ЗУ, от которых собственник отказался, и которые перешли в муниципальную собственность по наследству, приобретены у граждан и юр.лиц и т.п.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Приведенные критерии отнесения земель к той или иной форме собственности не решают вопроса о реальном разграничении земель, а это затрудняет управление и распоряжение земельным фондом.

Сейчас разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ(федеральную собственность), собственность СРФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии со ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Ранее действовал ФЗ «О разграничении гос. соб-ти на землю» до 2006 г., но был отменён.

В ст. 3.1 Вводного закона содержит критерии. (3 перечня земель)

1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

2. К собственности субъектов РФ относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности СРФ;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти СРФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

3. К собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами СРФ земельные участки.

 

Основной критерий разграничения земельных участков – это расположение на этих земельных участках недвижимого имущества, находящегося в собственности РФ, собственности СРФ или муниципальных образований.

Изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, СРФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно РФ, СРФ и муниципальных образований на такие земельные участки.

В ст. 30.1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ определен порядок Государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю

1. Государственная регистрация права собственности РФ, СРФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, СРФ или муниципального образования на земельный участок.

В соответствии с ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, указанными выше в ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим ФЗ или другим ФЗ не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) СРФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих СРФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти СРФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

ст. 17 ЗК предусматривает приобретение земельных участков в собственность РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего земельные участки приобретаются в государственную или муниципальную собственность из собственности граждан или юридических лиц на основании различных сделок.

Кроме того, земельный участок может перейти в публичную собственность принудительно, без согласия гражданина или юридического лица, например, для государственных или муниципальных нужд или в случае нарушения собственником требований по использованию земельного участка.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал