Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность науки ее структура и функцииСтр 1 из 59Следующая ⇒
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ Сущность науки ее структура и функции Изучение науки покалывает, что она является богатым по содержанию явлением общественной жизни. По мнению ученых она одновременно выступает как элемент- духовной культуры общества, как форма общественного сознания, разновидность человеческой деятельности, направленной на производство, хранение и передачу научной информации, как система проверенных знаний, добытых в ходе научных исследований, социальный институт, включающий в себя систему учреждений, организаций. Иными словами, наука представляет собой организованную с помощью специальных средств и учреждений сферу деятельности людей по выработке, систематизации, хранению, передаче и реализации знаний в практике. Система развивающегося знания выступает как продукт познавательных усилий ученых. Особенность науки как сферы деятельности заключается в том, что она призвана постоянно генерировать новые знания на основе углубления изучения свойств и закономерностей исследуемых объектов и включать их наряду со старыми знаниями в процесс решения новых проблем. Научные знания вырабатываются людьми как общественными существами, субъектами социальных отношений, деятельность которых стимулируется общественными потребностями и интересами. Решение новых задач, выдвинутых перед наукой современной практикой, требует дальнейшего развития науки, которое происходит как вследствие обновления организации науки как социального института, так и благодаря расширению представлений о предметной области научных исследований, а также совершенствованию средств и нормативных основ научного познания. Важную роль в деле постижения сущности науки играет осведомленность о ее функциях. Можно выделить четыре основных группы функций науки. Первая группа функций отражает ее эмпирическую сторону и соответствует первой ступени познавательной деятельности человека. В нее входят следующие функции: собирательная (установление, подбор и накопление фактов); описательная (изложение фактов); система-тизаторская (первичная группировка материала, предоставляемого опытом, его приведение в определенный порядок): информационная (передача сообщений о найденных результатах). Эти функции по мере развития науки совершенствуются. Вторая группа функций науки раскрывает в основном абстрактно-теоретическую сторону познавательной деятельности человека. Эта группа функций возникает в том случае, когда наука занимает следующую после первой ступень. К ней относятся такие функции, как объяснительная, функция синтезирования (обобщения) знаний, осуществляемого с целью установления повторяющегося, закономерного в явлениях и проникновения в их сущность; прогностическая (предсказательная) и др. На уровне реализации функций второй группы наука обращается уже не к прошлому опыту, а к текущему и пытается найти способы решения проблем исходя из постижения формирующихся обстоятельств. Человек вооруженный такой наукой, получает возможность активно воздействовать на текущие события. Третья группа функций науки выражает углубление ее связи с производством. К этой группе относятся функция выявления недостатков производственной практики; функция поиска возможностей обновления этой практики; функция прокладки путей совершенствования производственной практики и др. Четвертая группа функций науки связана с реализацией ею своей общегуманитарной направленности. Она включает в себя мировоззренческую, идеологическую и культурно-воспитательную функции. В реализации этих функций науки важная роль принадлежит общественным наукам. Сложность и многогранность феномена науки и значительность ее роли в общественной жизни стимулируют внимание к ней исследователей разных специальностей. Сформировалась особая гуманитарная научная дисциплина - науковедение, представляющая систему знаний об общих закономерностях развития и функционирования науки как явления общественной жизни. Данная дисциплина направлена на выявление механизмов выработки, систематизации, хранения, передачи знаний и анализ способов их применения на практике1. Науковедение -это самопознание науки. Оно выясняет влияние на науку взаимодействующих политических, правовых, экономических, религиозных, моральных, эстетических факторов. Исследователи выделяют в науковедении несколько составных частей: 1) общее науковедение, в рамках которого выявляются механизмы функционирования и тенденции развития науки как социального феномена и вырабатываются на этой основе нормы управления процессом развития науки; 2) история науки, с одной стороны, освещающая возникновение и совершенствование науки, а с другой - исследующая развитие взглядов на нее; 3) социология науки, которая исследует наук}' как компонент социальной системы (социальный институт), выясняет воздействие науки на общество и влияние общественной жизни на науку, раскрывает природу и характер социальных взаимосвязей между учеными, научными коллективами и обществом, психологию науки, изучающую психологию ученых, психологическую жизнь исследовательских коллективов и т. д.; 5) экономика науки, которая изучает связь науки и экономики, раскрывает влияние экономических отношений на функционирование науки, освещает проблемы ее инвестирования, вырабатывает методы экономического стимулирования деятельности ученых и т.д.; 6) теория правового обеспечения науки, очерчивающая параметры правового поля научно-исследовательской деятельности и применения ее результатов; 7) организация науки, которая выявляет и устанавливает принципы и методы организации научно-исследовательских разработок и управления процессами их применения1; 8) наукометрия, занимающаяся изучением науки с помощью математики и статистики; 9) философия науки, исследующая проблемы науки, среди которых центральное место занимают те, которые относятся к гносеологии, методологии, диалектике развития, социальной философии, этике и эстетике науки3. Наука — одна из форм общественного сознания, ориентированная на получение и систематизацию знаний об объективной реальности, включая деятельность по выработке нового знания, а также и ее результат. Наука есть исторически развивающаяся система знаний о свойствах и отношениях изучаемых объектов, каковыми являются природа, человек и социокультурная среда его обитания. К XX столетию сложилась следующая структура науки: — естествознание (естественные науки) — система научного знания о природе; — техникознание (технические науки) — система научного знания о технических системах; науки, ориентированные на реализацию естественно-научного знания; — человекознание (социальные и гуманитарные науки) — система научного знания о человеке и обществе и социо-культурной среде его обитания. В этом случае речь идет о «горизонтальном» измерении феномена науки. В рамках " вертикального" измерения выделяются науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные — система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности, связанная с формированием научной картины мира, не имеющая, практической направленности. Прикладные науки, напротив, рассматриваются как система знаний, имеющая выраженную предметно-практическую ориентацию. Функции науки: исследовательская, обучающая, коммуникационная, социокулътурная и мировоззренческая. Исследовательская функция. Наука, изучая конкретную реальность, открывает ее новые стороны и качества, выявляет все более эффективные методы познания и др. Цель научного исследования — анализ закономерностей объективной реальности. Обучающая функция. О существляется воспроизводство научного знания — передача научных представлений от одной исследовательской системы к другой. Это осуществляется в процессе подготовки научных кадров (через систему образования и др.), что обеспечивает преемственность развития науки, а также формирование новых научных традиций. Коммуникативная функция. П роцесс обмена информацией между членами научного сообщества (публикации, конференций, дискуссий и др.). В результате укрепляется взаимосвязь научного сообщества, повышается информированность и эффективность научно-исследовательской деятельности. Социокультурная функция. Наука — один из базовых элементов культуры, составляющих основу цивилизации. Уровень и характер развития науки является существенным фактором, фиксирующим статус социума в динамике исторического процесса. Развитие науки — критерий позитивного динамизма цивилизации. Мировоззренческая функция. Совокупное развитие науки формирует основания научного мировоззрения, т. е. систему принципов, убеждений и представлений, определяющих целостный подход к объективной реальности. В предельно обобщенной форме научное мировоззрение связывается с рациональным отношением человека (субъекта) к природе (объекту).
|