Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, объекты и субъекты авторских прав. Соавторство и его виды. Служебные произведения. Производные, составные произведения.






Авторское право в объективном смысле — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию ав­торства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав ав­торов и других правообладателей.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и ис­кусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от спосо­ба его выражения (п. 1 ст. 1259 ГК). Объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (его название, персонаж произведения), которая удовлет­воряет критериям охраноспособности и может исполь­зоваться самостоятельно.

Выделяют два общих легальных критерия охрано­способности объектов авторского права:

► 1) Критерии творческой деятельности

Точного определения творчества не существует, поэтому на практике критерий творчества сводится к установлению факта самостоятельно­го создания результата интеллектуальной деятельности.Иначе говоря, творческой признается любая умствен­ная деятельность, и результат этой деятельности охраняется автор­ским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умствен­ной деятельности, так и любого из ее результатов.

► 2) Объективная форма произведения

Творческий результат должен быть воп­лощен в какой-либо объективной форме, т.е. произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности авто­ра и приобрела самостоятельное значение.

Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

· письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);

· устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.);

· звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, опти­ческая и т. п.);

· изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.)

· объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. п.).

Объективная форма выражения произведения связана с возможностью его воспроизведения.

Отсутствие любого из названных критериев не позволяет гово­рить о наличии произведения как объекта авторского права.

Виды объектов авторского права.

Охраняемые законом произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведе­ния, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований.

Прежде всего объекты делятся на произведения науки, литературы и искусства.

Произведениями науки являются любые произ­ведения, основное содержание которых состоит в выработке и си­стематизации объективных данных о действительности, включая произведения научной литературы.

Произведениями литературы признаются художественные произведения, выраженные в словес­ной форме. К произведениям искусства относятся все остальные произведения художественного творчества, включая произведения архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-при­кладного искусства, музыки, кино, театра и т.д.

В законе дается примерный перечень объектов науки, литературы и искусства:

· литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

· драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;

· аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слай­ды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопро­вождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих тех­нических устройств,

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искус­ства;

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искус­ства (под произведением декоративно-прикладного искусства пони­мается двухмерное или трехмерное произведение искусства, пере­несенное на предметы практического использования, включая про­изведение художественного промысла или произведение, изготовля­емое промышленным способом);

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

· фотографические произведения и произведения, полученные спосо­бами, аналогичными фотографии;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и плас­тические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам

Каждый из перечисленных объектов может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разно­видностям — по их внешним формам, жанрам, сферам приме­нения.

Произведения подразделяются на оригинальные и произ­водные.Оригинальным является такое произведение, все основные ох­раняемые элементы которого созданы самим автором. Производные (или зависимые) произведения ор­ганически связаны с оригинальными и служат обычно их новой внешней формой. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, ин­сценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Обязательным условием возникновения авторских прав на производное произведение является соблюдение его создателем прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Как правило, закон требует, чтобы с автором оригинального произведения был заключен дого­вор на использование его труда для создания на его основе другого творческого произведения.

Помимо производных произведений к объектам авторского права также относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие со­бой результат творческого труда по подбору или расположению материалов.

Произведения делятся на обнаро­дованные и необнародованные, а также на опубликованные и неопуб­ликованные. Авторским правом охраняются и те и другие произведения. Однако если необнародованные про­изведения неприкосновенны и ни при каких условиях не могут быть использованы без согласия их авторов, то обнародованные произведения в исключительных, прямо предусмотренных зако­ном случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов.

Обнародованием признается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного испол­нения, передачи в эфир или иным способом. Произведе­ние считается обнародованным с момента, когда оно стало потен­циально доступным для сведения неопределенного круга лиц, не­зависимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.

Понятие «обнародование» характеризуется следующими ос­новными моментами (признаками):

► 1) это действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. В этой связи обнародовать произведение, по общему правилу, можно только один раз, если только автор не воспользовался сво­им правом на отзыв уже обнародованного произведения, а затем вновь сделал свое произведение доступным для публики.

► 2) обнародование возможно только с согласия автора или его правопреемников. Поэтому, если произведение обнародовано помимо воли автора, оно с юридической точки зрения сохраняет режим необнародо­ванного произведения, а его автор может воспрепятствовать его свободному использованию, требовать изъятия экземпляров про­изведения из обращения и т.п.

► 3) произведение может быть обнародовано любым способом, который делает его доступным для публики. Для обнародования произведения вполне достаточно од­ного экземпляра произведения, например когда картина помеще­на на выставке, показана по телевидению и т.п.

► 4) не требуется, чтобы произведение было не­пременно фактически доведено до сведения третьих лиц; важно лишь, чтобы для знакомства с произведением была создана реаль­ная возможность. Например, диссертация на соискание ученой степени, которая в соответствии с установленными требованиями помещается в библиотеке до защиты, будет считаться обнародованной, даже если никто, кроме офици­альных оппонентов, с ней фактически не ознакомился.

► 5) обнародованием признается создание возможности ознакомиться с произведением для неопределенного круга лиц.

Произведения, не являющиеся объектами авторского права.

К числу объек­тов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков произ­ведения науки, литературы и искусства. К такого рода результатам относятся, в частности, телефонные справочники, расписания движения, адресные книги и т. п. при условии, что со­ставителем не применена оригинальная схема изложения справоч­ных данных.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются создатели произведе­ний науки, литературы и искусства, их правопреемники или рабо­тодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. Субъектами авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других состав­ных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений. Однако авторами произведений признаются лишь физические лица. Юр. лица могут приобретать определенные авторские права лишь в порядке правопреемства -— на основании закона или дого­вора.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требует­ся регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:

· латинской буквы «С» в окружности: ©; Буква «С» является начальной буквой английского слова «copyright» («авторское право»).

· имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

· года первого опубликования произведения.

Знак охраны авторского права служит информаци­онным целям и его помещение имеет факультативный характер. Применение знака охраны зави­сит от усмотрения обладателя исключительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как про­изведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведе­ния без такого знака.

В авторском праве существует презумпция авторства: при отсутствии доказа­тельств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведе­ния. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т. е. соавторами.

Основными субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом ко­торых создано произведение. Автором произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и со­стояния дееспособности. За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществля­ют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоя­тельно.

Произведения иностранных авторов и лиц без гражданства ох­раняются при условии, что они:

а) либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

б) либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ.

Помимо авторов субъектами авторского права могут выступать

· соавторы,

· составители,

· авторы производных произведений,

· правопреемники и иные лица.

Соавторство.

Авторское право на произведение, созданное со­вместным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит со­авторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение.

Возникновение соавторства связано с рядом условий:

► 1. Прежде всего о соавторстве можно говорить лишь в том случае, если в результате совместных творческих уси­лий нескольких лиц создано единое коллективное произведение. Т.е., изъятие или измене­ние какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невоз­можность использования произведения как единого целого.

► 2. Создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этом под совместным характером труда по­нимается, конечно, не совместный процесс труда, а совместно до­стигнутый результат.

► 3. Вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий харак­тер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.п.), осуществление организационного руководства и т. п. Не ведет к соавторству и распространенное ныне спонсорство, т. е. оказание авторам финансовой помощи для создания произведения.

► 4. Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении со­авторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением.

► 5. Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем соавторам сообща независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Вопросы использования коллектив­ного произведения решаются во всех случаях всеми соавторами сообща, на основе единогласия, а не по большинству голосов. Ес­ли соавторы не могут достичь в этом вопросе согласия, спор пере­дается на разрешение суда.

Выделяют два вида коллективных произведений и соот­ветственно два вида соавторства:

· нераздельное

· раздельное.

При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения (Примеры нераздельного соавторства — творчество художников Кукрыниксы (Куприянова, Крылова, Ник. Соколова) или писателей И. Ильфа и Е. Петрова (романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»). Они не выделяют свои части коллективных произведе­ний). При раздельном соавторстве коллек­тивное произведение является единым, однако оно состоит из ча­стей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части. Типичный пример раздельного соавторства — кол­лективный учебник для юридических вузов, главы которого, напи­санные отдельными соавторами, четко разграничены и могут ис­пользоваться самостоятельно.

Если соавторство является раздельным, каждый из соавторов сохраняет за собой право самостоятельно распоряжаться созданной им частью произведения. При раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведе­ния по своему усмотрению, в том числе запретить ее использова­ние, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. При нераздельном соавторстве, когда произведение об­разует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование про­изведения.

От раздельного соавторства необходимо отличать совместное использование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя и взаимосвязаны, но не настолько, чтобы соста­вить единое произведение, например книга с иллюстрациями ху­дожника.

Составители (т.е. авторы составных произведений)

Автору сборника, базы данных или другого составного произве­дения, именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или фак­ты не являются объектами авторского права.

Составитель пользуется авторс­ким правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каж­дого из произведений, включаемых в составное произведение. Необходимо заручиться письменным согласием этих авторов. Напротив, авторы включаемых в сборники произве­дений (если иное не предусмотрено авторским договором) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению независимо от состав­ного произведения.

На отдельные составные произведения авторское право при­надлежит издателям. Исключитель­ные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за авторами произведений, включае­мых в такие издания. Однако исключительное право на использо­вание подобного издания в целом принадлежит издателю. В роли издателя обычно выступает юридическое лицо. Издатель вправе при любом использовании издания указывать свое наименование либо требовать такого указания.

К числу наиболее распространенных авторов производных произведений относятся переводчики литературных текстов, аран­жировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществля­ющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, по­вестей или рассказов. Так как авторы производных произведе­ний всегда имеют дело с объектами чужих авторских прав, они пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переработке.

Служебные произведения.

Служебным признается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обя­занностей или служебного задания работодателя. Круг служебных обя­занностей работника определяется должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, уставами организа­ций и предприятий. Служебным обычно является конкретное за­дание работнику, исходящее от работодателя в лице его органов и зафиксированное в документации, с которой работник был озна­комлен до создания произведения. Основные особенности правового режима служебных произве­дений заключаются в следующем.

· авторское право на него принадлежит его автору. Именно за самим автором признаются все личные неимущественные права на произведение.

· исключительное право на использование произве­дения принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых от­ношениях, т.е. работодателю, если только договором между ними не предусмотрено иное. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения ука­зывать свое наименование либо требовать такого указания.

· если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

· Если работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

· отношения между ав­тором и работодателем должны регулироваться прежде всего за­ключенным между ними договором — либо трудовым договором (контрактом), либо специальным соглашением об условиях ис­пользования служебных произведений.

Правопреемники и иные лица как субъекты авторского права.

Поскольку авторское право переходит по наследству, наследники умершего автора входят в круг субъектов ав­торского права. Наследование авторских прав может про­исходить как по закону, так и по завещанию. Особенности насле­дования авторских прав:

► 1) К наследникам переходят не все авторские пра­ва, а лишь те из них, которые носят имущественный характер. Что касается личных неимущественных прав, то не переходят по наследству право авторства, право на авторское имя и право на за­щиту репутации автора. Наследники, однако, вправе осуществлять защиту указанных прав от нарушений со стороны третьих лиц, ес­ли только автор не назначил в своем завещании для этих целей специальное лицо. Наследники также становятся обладателями таких личных неимущественных прав умершего ав­тора, как право на обнародование и право на опубликование.

► 2) В отличие от прав на произведение самих авторов, кото­рые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. Авторские права на­следников действуют в течение 70 лет после смерти автора. Авторские права переходят к наследникам в без­долевом порядке как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по на­следству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора — по решению суда.

Правопреемство в отношении произведений на­уки, литературы и искусства может осуществляться также в силу закона или договора о передаче имущественных прав.Договорное правопреемство наступает в соответствии с усло­виями авторских договоров. На их основе субъектами авторского права становятся издательства, театры, студии и другие организа­ции.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал