Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
слайд. Основные признаки агломерации: масштаб, интенсивность связей, транспортная инфраструктура
2 слайд. Существуют разные определения агломерации: Агломерация городская – тесное скопление (группа) городов и других населённых мест, объединённых производственными, социальными, трудовыми и культурно-бутовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием межселенных территорий и ресурсов. Распространены одноцентровые (на основе одного города) и полицентровые (на основе двух и более крупных городов) городские агломерации, а также крупные многоцентровые скопления агломераций (конурбации). Агломерация – Система совместно функционирующих городов или сельских населённых мест. Важнейшим материальным результатом современной урбанизации является крупная городская агломерация, скопление городских поселений, объединённых интенсивными многообразными связями в сложную динамическую систему. 3 слайд. Типология агломераций: В основном различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города - ядра, например, Московская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии).
4 слайд. Признаки агломераций: - маятниковая миграция людей (проживающих за пределами агломерационного ядра) - один из основных признаков агломерации – это, как правило, трудовая миграция, осуществляемая в течение дня, на работу и обратно. Во многом именно наличие трудовой миграции и степень развитости транспортных связей определяет масштабы агломерации; - компактность − компактное расположение населенных пунктов; - наличие транспортных коридоров, позволяющих обеспечивать взаимодействие различных видов транспорта и общность средств доставки населения и грузов;
- 1, 5-часовая доступность по транспортным коридорам (железным дорогам, автодорогам и рекам), которая позволяет при наличии развитой системы транспортных коридоров расширить границы агломерации (при условии других факторов экономической целесообразности); - концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов; - высокая плотность населения, концентрация значительных масс населения вдоль транспортных коридоров;
- тесные экономические связи - комбинирование и кооперирование промышленных предприятий при производстве и потреблении промышленной и сельскохозяйственной продукции (показатель - более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);
- тесные трудовые связи - часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное расселение и происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями;
- тесные культурно-бытовые и рекреационные связи: учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поседений, происходят ежедневные 13 или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или рекреационными целями;
- тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи, которые реализуются посредством регулярных деловых поездок между поселениями агломерации по делам бизнеса, службы и общественной работы;
- высокий уровень функциональной связанности - сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; в большинстве случаев - соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, но и исторически и экономически сложившаяся зависимость); - целостность рынков труда, недвижимости, земли; - правовая самостоятельность поселений - нахождение поселений в пределах своих административных регионов, кроме самых теснопримыкающих; - многокомпонентность - населенные пункты в силу объективных причин сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы; - динамичность, способность к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям; 5 слайд. Картинка. 6 слайд. Основными условиями формирования и развития агломераций является наличие правовой базы (создание и функционирование агломераций, синхронизация мандатов, закрепление прав и обязанностей участников) и инфраструктуры (объединение в единую сеть, реализация комплексных проектов на базе агломерации).
Такжеосновными составляющими при формировании агломераций являются: структура поселений, качество жизни и окружающей среды, доступность (учитывается при подготовке стратегий землепользования), регенерация городских территорий, управление. При этом наличие соответствующей инфраструктуры является основным требованием (предпосылкой) формирования агломераций в России.
7 слайд. Составляющими такой инфраструктуры являются:
- транспортная (линейные объекты, морские и воздушные суда, аэропорты, здания, строения, сооружения). Перегрузка транспортных систем является прямой угрозой экономике. Интеграция транспортных систем создаёт преимущества для пользователей и бизнес-операторов. Управление потребностью в перемещении создаёт дополнительные возможности. Комплексная организация общественного транспорта становится все более важной для будущего агломерации;
8 слайд. - социальная и общественная (образование, медицина, спорт, культура); 9 слайд. Картинка. 10 слайд. - ЖКХ (линейные объекты теплоснабжения, водопроводы и газовые сети, канализационные сети); 11 слайд. - энергетика (электростанции, малая энергетика, сетевая инфра структура).
Все вышеприведённые признаки агломерации обуславливают её развитие как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Поэтому агломерацию необходимо рассматривать одновременно и как подсистему общей системы размещения производства, и как подсистему общей системы расселения страны. 12 слайд. Источники:
Кидяев В. Б. Сводный сборник к Всероссийской конференции «Развитие агломераций в России: практика и решения», Новосибирск, 2014
Лазарев А.Г., Шеина С.Г., Лазарев А.А., Лазарев Е.Г. «Основы градостроительства», серия «Высшее профессиональное образование», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004
Лаппо Г.М. «Урбанизация и аспекты её оптимизации. Проблемы оптимизации и экологии», М., Наука, 1978
Смоляр И.М. «Терминологический словарь по градостроительству», труды РААСН, серия «Теоретические основы градостроительства», Москва, УРСС, 2004
|