Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е) Пауль, 5 лет
Из дневника мамы мальчика, страдающего нарушениями восприятия Кризис Пауля в начале 1997 года С понедельника, 6 января 1997, Пауль снова пошел в детский сад*. С первого дня он был очень угрюмым. Он говорит, что ему грустно, что он хочет умереть. У него настолько подавленное настроение, что моя мама, которая сейчас гостит у нас, считает, что мне надо обратиться за помощью к специалисту. Когда в среду я привела Пауля в детский сад, воспитательница стала спрашивать меня, что произошло в нашей семье на Рождество. Пауль полностью замкнулся, по отношению к окружающим он проявляет только агрессию. Мне нечего ответить. Рождество мы, как и в прошлые годы, провели у моих родителей, спокойно и радостно, как всегда. Я спрашиваю, что мне делать. Она советует обратиться в Дом Миньон. Я немедленно так и делаю, и меня приглашают на консультацию. В четверг я пришла в садик за Паулем с санками. Я хотела этим доставить ему удовольствие. Но он выходит из игровой * 6 января заканчиваются рождественские каникулы. - Примеч. пер. Примеры работы комнаты рассерженным: всем дали конфеты, только ему - нет и т.д. Санки дурацкие, они шатаются: я во всем виновата. Он считает, что я нарочно все делаю не так. Это невыносимо! Дома я сажаю Пауля к себе на колени и спрашиваю, что происходит. Он отталкивает меня и говорит, что ему грустно, он хочет быть один. Я не знаю, что мне делать, и впадаю в отчаяние. Вот пример разговора с Паулем: В последнее время он часто говорит, что хочет умереть. И вот снова. Я раздраженно спрашиваю его: «Почему ты все время хочешь умереть? Ты же не знаешь, что это значит!» Пауль отвечает: «Может быть, я уже умер и просто не знаю этого». 13 января мы приходим на консультацию к Маргрет Ляйн-вебер в Дом Миньон. Пауль тут же заявляет ей: «Убирайся, дура!» Она рекомендует мне почитать «Невербальное воспитание» Михаэлы Глёклер* и записаться на прием к Улле Кислинг. Вечером в понедельник 20 января 1997 мы пришли к Улле Кислинг. Я объяснила Паулю, что мы идем на занятия, похожие на физкультуру. Еще дома он объявил, что заниматься не будет. Если мне так хочется, я сама могу ехать на эти занятия, а он ничего делать не будет. Кое-как я усадила его в машину. Когда мы подъехали к Дому Миньон, Пауль притворился, что он спит. Я взяла его на руки и стала подниматься с ним наверх, в кабинет. Там, у меня на коленях, он все еще изо всех сил зажмуривает глаза, всем своим телом выражая протест. Я с удивлением наблюдаю, как Улле Кислинг удается несколькими целенаправленными вопросами привлечь интерес * Глава из книги «Разговор с родителями», см.: Glockler M. Nonverbale Erziehung // Elternsprechstunde. Stuttgart: Urachhaus, 1989. S. 169-196. -Примеч. пер. Пауля. Но он все еще сопротивляется. Тогда Улла Кислинг поддевает ногой большую надувную «колбасу» (валик фирмы ROMPA), внутри которой перекатываются разноцветные пластмассовые шары. Пауль моргает, открывает глаза и сдается. Он набрасывается на колбасу и начинает - как будто его выпустили из клетки - шумно играть с ней. Начало положено! В конце занятия он соглашается даже на небольшое неврологическое обследование. С этого момента он почти всегда ходит на занятия к Улле Кислинг с большим удовольствием. На четвертое занятие я прихожу одна. Улла Кислинг объясняет мне, что поведение Пауля связано с нарушениями сенсорной интеграции. У него плохо работает вестибулярная система и нечетко выражено разделение функций правой и левой руки. Она рекомендует мне несколько книг, которые должны помочь разобраться в проблеме, и советует провести слуховую терапию по методу Томатиса. На мой вопрос, не было ли у нас в семье левшей, моя мама расказывает, что ее младший брат пользовался одновременно обеими руками. Например, рисуя круг на доске, он рисовал левую половину левой, а правую - правой рукой. После этого разговора я вспомнила, что мы несколько раз замечали, как Пауль, пытаясь списать что-то, например свое имя, писал правой рукой, но в зеркальном отражении. С 18 февраля по 4 марта мы прошли первую часть курса слуховой терапии. Это было нелегко. В начале занятий Пауль жаловался на тошноту в середине дня и не мог ничего есть. С 1 по 8 апреля последовало продолжение. Судя по аудиограмме, у Пауля наметились улучшения. С 16 апреля мы начали заниматься сенсорной интеграцией в диалоге у Уллы Кислинг. Занятия Паулю сразу же очень понравились. Через шесть недель он сам, без чьей-либо помощи, достал Примеры работы из гаража свой велосипед, сел на него и поехал. Вплоть до этого момента он не желал даже пробовать кататься на велосипеде, после того как его первая попытка не увенчалась успехом. Его настрой за это время полностью изменился. Как-то летним утром он появился на пороге ванной и воскликнул: «Мамочка, папочка, я люблю жизнь!» ф «Прислушиваться к мелодии ребенка» Около 10 лет назад на моих занятиях присутствовала израильтянка Ноа Бласс, специалист по музыкальной терапии и автор ряда специальных книг. После занятий я хотела объяснить ей суть своей работы, как я привыкла это делать для других посетителей и стажеров. Но Ноа сказала: «Рэга», что на иврите значит «подожди». Немного подумав, она сказала по-английски: - У каждого человека есть своя особенная мелодия. Эта мелодия сопровождает нас всю жизнь. Иногда мы чувствуем, слышим ее громче, иногда - тише. Дети, которые приходят к тебе, не слышат своей мелодии или слышат ее плохо. У тебя есть способность, «ручной инструмент», позволяющий слышать и чувствовать индивидуальные мелодии детей. Сначала ты тихонько напеваешь им их мелодию, пока они не прислушаются. Вскоре вы вместе поете ее в ритме этого ребенка. Когда настанет время, ребенок сможет сам петь свою мелодию и один отправится в путь. Мне нечего было к этому добавить, кроме сердечного объятия. Тода раба*, Ноа! * Большое спасибо (иврит). - Примеч. ред. фото 39а, б: Игра с фасолью - наслаждение ощущениями
|