Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационный поток, аспекты мировосприятия и психические функции.
— А что такое " информационный поток". — сразу же спрашивает Читатель. — " Информационный поток" — это постоянно воздействующая на человека информация об окружающем его мире. И эта информация неоднородна, поскольку отражает реалии и сущности окружающего нас мира. Но все дело в том, что эти существующие в мире реалии становятся информацией только в том случае, когда они кем-то воспринимаются. Вот говорят: " Глух, как пень". Пень воспринимает информацию? — Нет. А человек воспринимает, потому что у него есть специально для этого организованная структура — его психика. Мы часто задумываемся: в чем причина наших разногласий? Почему порой так и не удается прийти к общему мнению? Почему трудно найти компромиссы? А причина довольно проста — все люди по-разному воспринимают информацию об окружающем мире и соответственно по-разному на нее реагируют. Отсюда вывод: мы все — разные, потому что по-разному взаимодействуем с окружающим нас миром. — Поэтому каждый из нас и считает свою точку зрения индивидуальной? — спрашивает Читатель. — Хотя мне-то иногда кажется, что все вокруг видят то же самое, что и я, но из вредности не желают этого признавать!. — Давайте-ка не будем спешить с выводами, а лучше разберемся, действительно ли все мы видим одно и то же? И действительно ли одинаково воспринимаем окружающий нас мир? Нам дано воспринимать четыре области информации - материю, энергию, время и пространство — четыре извечные и необъятные категории. Никто не знает, где их истоки, где их предел, но мы с ними взаимодействуем постоянно. В каждой отдельно взятой жизненной ситуации мы наблюдаем их в комплексе: все, что нас окружает, — материально, наделено энергией, расположено в пространстве и существует во времени. Если мы с помощью этих понятий — материи, энергии, времени и пространства — хотим представить модель наших взаимоотношений с окружающим миром, то самое простое, что мы можем сделать, — это обозначить их геометрическими символами: квадрат будет обозначать материю неполный квадрат — энергию кружок — пространство треугольник — время Энергия и вещество, пространство и время — взаимопротивоположные, исключающие друг друга категории: сжигая вещество, мы приобретаем энергию, преодолевая пространство, — теряем время. Поэтому и рассматриваем мы эти категории, как противоположные полюса, расположенные на противоположных концах двух шкал: — Допустим, некие общие символы у нас теперь есть. — соглашается Читатель. — но как же мы с их помощью представим наше восприятие? Для начала следует уточнить, что мы воспринимаем? — Мы воспринимаем объекты (одушевленные и неодушевленные, статичные и динамичные), видоизменяющиеся в пространстве и времени. Мы воспринимаем себя, как один из таких объектов, и нам интересно знать, как нас воспринимают окружающие. То есть, кроме изучения объекта как такового, нас еще интересует и соотношение между объектами. А следовательно, и каждую ситуацию мы можем рассмотреть как с точки зрения изучения свойств всех задействованных в ней объектов, так и с точки зрения взаимодействия этих объектов между собой, а именно — материальное и энергетическое развитие их взаимоотношений во времени и пространстве. Если мы хотим выразить механизм конкретной жизненной ситуации через геометрические символы, то нам придется выделить материальные, энергетические, временные и пространственные характеристики как для обозначения собственных свойств и качеств объектов (эти символы у нас будут обозначаться черным цветом), так и для обозначения материальных, энергетических, пространственных и временных соотношений между объектами — их мы будем обозначать белыми (незакрашенными) символами, поскольку они обозначают только характер отношений между объектами, носамих свойств этих объектов не показывают. Таким образом, каждый из наших геометрических символов в свою очередь распадается еще на два значка: Черный символ — мыбудем называть его " экстравертным" — это как бы взгляд на себя изнутри, как бы характеристика своего (и чужого) внутреннего импульса, оценка своих (и чужих) субъективных качеств. Белый символ —мы будем называть его " интровертным", поскольку это как бы взгляд со стороны на наши отношения, на то, как они развиваются, и на то, как мы вписываемся в уже существующую систему отношений. Что же у нас получилось? — У нас образовались четыре характеристики свойств и качеств объектов (субъектов): материальная — энергетическая — пространственная — и временная — Равно как и четыре характеристики свойств и качеств отношений, поскольку объект или субъект существует в отношениях: материальных — энергетических — пространственных — временных — — Да, но каким образом это переходит из области информации в область нашего взаимодействия? — интересуется Читатель. Quot; Каждая система (по теории информации) принимает только адекватную себе информацию. То есть принимает только те сигналы, которые и сама может выдавать..." [4] Человек наделен способностью не только воспринимать эти четыре области информации, но и адекватно реагировать на них посредством определенным образом функционирующих структур нашей психики — так называемых психических функций (ПФ). Поэтому относительно экстравертных и интровертных аспектов восприятия и сами функции подразделяются на экстравертные и интровертные. Экстравертные функции — этоте, которые подают и воспринимают сигналы о внешних и внутренних качествах объектов и субъектов. Экстравертные функции условно можно рассматривать как четыре возможности, которые человек использует для того, чтобы приспособиться к внешнему миру: [5] 1) способность собирать информацию о внешних и внутренних свойствах объектов — условно называется логикой; 2) способность собирать информацию о процессах, происходящих во внутреннем мире человека, — условно называется этикой; 3) способность собирать информацию о форме и внешности окружающих объектов — условно называется сенсорикой;
|