![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Валидность эксперимента и факторы ее нарушения
Валидность исследования – это характеристика достоверности его результатов. Выделяют внутреннюю и внешнюю валидность экспериментального исследования. Внутренняя валидность заключается в вопросе о том, насколько в установленном в эксперименте факте отражена подлинная связь “причина – следствие”. Д. Кемпбелл так определяет внутреннею валидность: действительно ли именно экспериментальное воздействие (независимая переменная) привело к изменениям в данном эксперименте (зависимая переменная)[14]. Внешняя валидность касается того, насколько обобщаемым и экстраполируемым является установленный в эксперименте факт для генеральной совокупности в целом: можно ли распространить полученные в эксперименте результаты на представителей генеральной совокупности, на других людей, не участвовавших в эксперименте. Д. Кэмпбелл выделил факторы, нарушающие внутреннюю валидность психологического эксперимента. Первая группа факторов назевается факторами выборки: 1) cелекция – неэквивалентность групп по составу, вызывающая появление систематической ошибки в результатах; 2) cтатистическая регрессия – частный случай селекции, связанный с отбором групп на основе “крайних” показателей измеренных переменных, например, высоко- и низкоактивные участники; 3) отсев участников – неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп; 4) естественное развитие участников, являющееся следствием течения времени. Вторая группа факторов, нарушающих внутреннюю валидность психологического эксперимента, называется побочными факторами: 1) фактор фона, или “истории” – конкретные события, которые могут произойти в период проведения эксперимента и повлиять наряду с экспериментальным воздействием на поведение участников; 2) фактор тестирования – влияние процедуры измерения на результаты повторного тестирования; 3) инструментальная погрешность, ненадежность измерительного инструмента; Факторы, нарушающие внешнюю валидность эксперимента: 1) условия проведения эксперимента как фактор, вызывающий неадекватную реакцию испытуемых на участие в исследовании; 2) взаимное наложение экспериментальных воздействий — остаточные “следы” более ранних экспериментальных воздействий — “научение”. Таким образом, основными характеристиками эксперимента как базового метода исследования являются выделение зависимой, независимой, внешней переменных; формирование контрольной и экспериментальной групп; контроль валидности, в частности предварительным планированием эксперимента. Элементом планирования выступает выбор конкретного исследовательского плана.
|