Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория и практика. Профессия у человека обычно одна, но по мере профессионального роста человек может специализироваться
Профессия у человека обычно одна, но по мере профессионального роста человек может специализироваться, искать новые формы приложения своих возможностей. Смена профессий, специализаций вызывается часто тем, что человек в связи с техническим прогрессом (или по причине безработицы) в течение жизни сталкивается с необходимостью вынужденной перемены труда. Футурологи пишут о том, что нынешнем ХХ1 веке перемена труда станет обычным делом. Это определяет необходимость получения сегодня такого образования, которое допускает широкий спектр специализации и готовит к гибкой смене рода занятий.
Мир профессий достаточно изменчив. Ни одна профессия не остается неизменной в течение длительного времени. Старение знаний, смена технологий и средств труда, изменение потребностей общества в кадрах определенного профиля и квалификации, возрастание требований к интеллектуальным умениям и навыкам в труде приводят к тому, что возникают и рождаются новые профессии, другие профессии преобразуются, третьи упраздняются, четвертые - объединяются с другими. даже если сохраняется название профессии, ее фактическое содержание может меняться. Бывает, что человек в середине жизни начинает интересоваться профессией, которой в дни его молодости еще не было. Большое количество профессий требует их классификации. Выделяются две группы логических оснований при классификации профессий: * содержание труда в этих профессиях (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), то есть характеристика объекта труда; * характер требований, которые профессия предъявляет к человеку, то есть характеристика субъекта труда. Классификация профессий по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А.Климовым[69]. Приведем кратко положения этого автора. По объекту труда различаются профессии: - человек - техника (инженер, механик и др.); - человек - живая природа (биолог, эколог, агроном и др.); - человек - человек (учитель, врач, продавец и др.); - человек - знаковая система (программист, редактор, бухгалтер и др.); - человек - художественный образ (артист, писатель, режиссер и др.). Все названные профессии могут различаться по целям их выполнения: - гностические (эксперт, ревизор и т.п.); - преобразующие (учитель, токарь, строитель и др.); - изыскательские (ученый-исследователь, композитор, писатель и т.п.); Профессии могут различаться по средствам их осуществления: - профессии ручного труда (представители ремесел); - профессии машинно-ручного труда (машинист электровоза, водитель); - профессии, связанные с применением автоматизированных систем управления (оператор, наладчик станков с ЧПУ). Профессии различаются по условиям труда: - профессии с работой в микроклимате, близком к комфортному (бухгалтер и др.); - связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (монтер пути, агроном, инспектор ГАИ и др.); - с работой в необычных условиях (водолаз, монтажник-высотник, шахтер, космонавт и др.); - с работой, связанной с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье людей (машинист электровоза, учитель, врач, судья, следователь и др.); - профессии, связанные с экстренными и экстремальными ситуациями (пожарный, спасатель и т.п.); - профессии, связанные повторяющимися монотонными условиями труда (рабочий на конвейере, кассир, фасовщик и др.). Возможно различение профессий и по степени включенности творческого начала: - автоматический строго регламентированный труд с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны (рабочий-сборщик деталей, фасовщик, рабочий на конвейере); - полуавтоматический труд, где действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме, стиле (например, продавец, секретарь-машинистка и др.); - шаблонный исполнительный труд, задания которого шаблонны и однообразны, но строго оговорены инструкциями (швея, контролер ОТК, штамповщик и др.); - самостоятельный труд, где в пределах задания предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы (конструктор, инженер, учитель, врач и др.); - свободный творческий труд, где работник выбирает не только приемы, но и задания (изобретатель, писатель, научный работник и др.). Профессии могут классифицироваться по характеру требований к психофизиологическим особенностям работника, то есть по характеристикам субъекта труда. Среди них можно отметить также несколько групп профессий: - профессии, для которых необходимы определенные природные данные (быстрота реакции у водителя, острота обоняния у дегустатора парфюмерии и др.); - профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности и предполагающие строгий профессиональный отбор на этапе выбора профессии (актер, художник и др.); - профессии, где отсутствие необходимых природных качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, что означает относительную профпригодность (руководитель, педагог, врач и др.). Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления степенью квалификации: - профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров (инженер, врач, учитель, а особенно - музыкант, дипломат, ученый и др.); - профессии с простым квалифицированным трудом (бухгалтер, повар, водитель, станочник станка без ЧПУ и др.); - профессии с простым неквалифицированным трудом (продавец, кассир и.др.); - профессии, не требующие специальной подготовки (землекоп, уборщик помещений, грузчик, монтер пути и др.). В процессе освоения профессии человек становится профессионалом.
|