Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. И.П. Зайцева – доктор филологических наук, профессор, директор Украинского центра оценивания качества образованияСтр 1 из 37Следующая ⇒
А.Р. Габидуллина
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Горловка 2011 УДК 811.161.1’42
Рецензенты: И.П. Зайцева – доктор филологических наук, профессор, директор Украинского центра оценивания качества образования Н.К.Кравченко ‑ доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой украинского и иностранных языков Государственной академии жилищно-коммунального хозяйства Е.И. Панченко ‑ доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой перевода и лингвистической подготовки иностранцев Днепропетровского национального университета А.Р. Габидуллина Педагогическая лингвистика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Р. Габидуллина. – Горловка: ГГПИИЯ, 2011. ‑ ___ с. ISBN Учебное пособие содержит сведения о новом интегративном направлении современного языкознания – педагогической лингвистике. Основным объектом изучения является педагогический дискурс и его категории. Предусмотрена творческая работа студентов по созданию учебных текстов разных жанров в зависимости от условий коммуникативной ситуации урока. Пособие рассчитано на студентов педагогических вузов: специальность – «русский язык». СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………………….4
Тема 1. Понятие об учебно-педагогическом дискурсе………………...................................6 Тема 2. Учитель и учащийся как языковые личности…………………………………….16 Тема 3. Текст в учебно-педагогическом дискурсе. Понятие «текстово-дискурсивная категория». Категория информативности……………………...27 Тема 4. Антропоцентричность учебно-педагогического дискурса……………………….38 Тема 5. Стратегии и тактики учебно-педагогического дискурса…………………............56 Тема 6. Школьный учебник как интертекст………………………………….……………..69 Тема 7. Интердискурсивность и парафрастичность учебного текста……………………..80 Тема 8. Связность текстов в учебно-педагогическом дискурсе…………………………….95 Тема 9. Понимание и интерпретация текстов в УПД………………………………………103 Тема 10. Интеграция текстов учебно-педагогического дискурса…………………………107 Тема 11. Учебный текст как поликодовая система………………………………………... 116 Тема 12. Жанры учебно-педагогического дискурса………………………………………..126 Тема 13. Моделирующие жанры учебно-педагогического дискурса…………………….. 135 Тема 14. Верификационные жанры УПД…………………………………………………...144 Тема 15. Простые речевые жанры учебно-педагогического дискурса. Эпистемические жанры речи…………………………………………………………………………………….152 Тема 16. Фатические речевые жанры УПД………………………………………………… 175 Тема 17. Побудительные и этикетные жанры речи педагога………………………………162 Литература……………………………………………………………………………………..185 Приложение……………………………………………………………………………………189 Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. Р. Эмерсон ВВЕДЕНИЕ Современная лингвистика, изучающая язык как форму социальной практики, ориентируется на весь комплекс гуманитарных знаний, что позволяет объяснить и описать разнообразные процессы вербальной коммуникации. Языкознание все больше направлено на решение «внешних» задач, что предполагает разнообразное применение лингвистических данных не только для изучения объектов из других областей науки, но и для реализации потребностей человека в продуктивном, эффективном общении. Одним из объектов, способных комплексно отразить новые междисциплинарные тенденции, выступает дискурс. Его компонентами являются адресат и адресант, текст как знаковый посредник и другие составляющие (социальные, психологические, культурные). Особое внимание лингвистов привлекает институциональный дискурс (политический, юридический, медицинский, рекламный, спортивный, военный, образовательный и пр.) как форма «общественной практики», при которой коммуниканты реализуют себя в ограниченном наборе ролевых характеристик, выступая в качестве представителей определенных статусных групп. Количество исследований в этой области (Ф.С. Бацевич, Е.В. Бобырева, В.В. Зирка, В.И. Карасик, Л.Ф. Компанцева, Н.К. Кравченко, М.Ю. Олешков, Е.А. Селиванова, П. Серио, Е. И. Шейгал и др.) постоянно растет, что связано с перспективностью дискурсологии как активно развивающегося направления лингвистики. Педагогический дискурс ‑ разновидность статусно-ориентированных типов дискурса. Он изучается не только лингвистикой, но и лингводидактикой, в частности педагогической риторикой. Педагогическая риторика – это теория эффективной речевой коммуникации в образовательной сфере, практика ее оптимизации. В понятийном аппарате лингвистической дискурсологии и педагогической риторики есть много общего: коммуникативная ситуация, адресат и адресант, стратегии и тактики речевого воздействия, жанры речи, языковые средства воздействия и пр. В то же время их объект, предмет, методология исследований, категориальный аппарат существенно различаются. Объект изучения в педагогической риторике – «система профессионально-педагогических умений учителя в структуре педагогического дискурса, проявляющихся в речевом поведении педагога». Предметом является «методика обучения уместному использованию речевых средств активизации эмоционально-интеллектуального потенциала участников учебно-педагогического дискурса» (А.К. Михальская). Методы педагогической риторики ориентируются на Homo Verbo Agens (человека, действующего словом) как ключевую фигуру речевой деятельности и включают наблюдение за речевой деятельностью учителя, проведение педагогических измерений, педагогический эксперимент по внедрению в учебный процесс системы риторической подготовки специалистов, опрос, анкетирование, тестирование уровня подготовленности специалистов в образовательной сфере и уровня сформированности их риторических знаний. Специфическими риторическими категориями здесь являются риторико-педагогический идеал, гармонизирующий педагогический диалог, образ педагога-ритора. Урок в нашем учебном пособии рассматривается с лингвистических позиций как сплав языковой формы, знаний и коммуникативно-прагматической ситуации, как коммуниктивно-прагматическое событие социокультурного характера. Таким образом, объект педагогической лингвистики ‑ учебно-педагогический дискурс как семиотический процесс производства и интерпретации учебных текстов в целостной, замкнутой коммуникативной ситуации, погруженной в сферу организованного обучения русскому языку в средней школе. Предмет изучения – коммуникативно-прагматические, содержательные и конструктивные категории дискурса, его жанровые особенности. Цель дисциплины – знакомство студентов с компонентами учебно-педагогической коммуникативной ситуации, воплощенными в дискурсе; характеристикой основных текстово-дискурсивных категорий УПД; типологией речевых жанров и их описанием. Иными словами, изучаются способы организации УПД на уроках, условия производства учебных и «разговорных» текстов. В соответствии с принятой целью формируются следующие задачи: · дать представление о конститутивных признаках учебно-педагогической ситуации, влияющих на порождение и интерпретацию текстов; · описать языковую личность участников учебно-педагогического взаимодействия; · охарактеризовать виды текстов, функционирующих в учебно-педагогической ситуации обучения родному языку, показать их функционально-коммуникативные свойства; · дать общее представление о текстово-дискурсивных категориях; показать особенности их реализации в УПД; · описать систему речевых жанров, реализующих стратегии и тактики участников учебно-педагогического дискурса.
После изучения курса студенты должны знать: 1) конститутивные признаки учебно-педагогической ситуации, влияющие на порождение и интерпретацию текстов; 2) уровни языковой личности учителя и учащихся; 3) виды текстов, функционирующих в учебно-педагогической ситуации обучения родному языку, показать их функционально-коммуникативные свойств; 4) текстово-дискурсивные категории и особенности их реализации в УПД; 5) систему речевых жанров, реализующих стратегии и тактики участников учебно-педагогического дискурса. Студенты должны уметь: 1) учитывать признаки учебно-педагогической коммуникативной ситуации в процессе порождения и понимания текстов; 2) учитывать уровни языковой личности учащихся при формировании учебных текстов; 3) анализировать учебный текст с точки зрения текстово-дискурсивных категорий; 4) создавать учебные тексты разных жанров в зависимости от условий коммуникативной ситуации урока.
Формы контроля самостоятельной работы: 1) написание студентами учебных текстов разных жанров и их дискурсивный анализ; проверка выполнения на семинарских занятиях и коллоквиумах; 2) тестирование; 3) зачет.
|