Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Допущено департаментом образования Пермской области
Я учусь
ГОВОРИТЬ
И читать
Допущено департаментом образования Пермской области
Рекомендовано Ученым советом Педагогического общества России
АЛЬБОМ3
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
Альбом 3 является составной частью комплекта пособий «Учим ребенка говорить и читать». Работа с ним рассчитана на один период обучения и содержит системати- зированный авторами практический материал, который поможет логопеду органи- зовать, спланировать и провести эффективную коррекционную логопедическую ра- боту с детьми.
Работа с альбомом поможет воспитать у детей внимание к звуковой стороне речи, сформировать фонематическое восприятие. На всех этапах обучения предусматри- ваются упражнения для развития связной речи ребенка: составление предложений различных конструкций, составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продол- жением.
Предлагаемые в альбоме задания и упражнения помогут детям:
—уточнить правильное произношение звуков: ф, фь, ц, й, ч, щ; познакомиться с бук- вами: Ф, Ю, Ц, Й, Ч, Ц, Ь, Ъ;
—закрепить понятия: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение;
—развить артикуляционную моторику и различать на слух изученные гласные и со- гласные звуки;
—дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по месту и способу образования;
—анализировать и синтезировать слоги (обратные, прямые, закрытые и со стечени- ем согласных) и слова различного звуко-слогового состава;
—совершенствовать навыки звукового анализа при решении кроссвордов и отгады- вании ребусов;
—сформировать навык чтения слогов и слогов, плавного слогового, сознательного чтения слов, предложений, текстов;
—воспитывать внимание к изменению грамматических форм слова, способам сло- вообразования;
—восполнить недостатки в формировании лексико-грамматического строя речи;
—развить просодическую сторону речи и психические процессы (восприятие, вни- мание, память, мышление).
Пособия комплекта «Учим ребенка говорить и читать» помогут ребенку попасть в удивительный мир родного языка, зажечь в ребенке огонек любознательности, жажды новых открытий в овладении родной речью, увлекут и разовьют его любовь к обучающим занятиям и самостоятельному чтению.
Ёжик фыркает:
— ф-ф-ф!
— Фь-фь-фь!
| Назови слова со звуками [ф], [ф']. Определи место звука в слове.
| Произнеси отчётливо. Фокусник во фрак одет, Факел превратил
в букет. Фея выскочит оттуда, Фокус это или чудо?
В. Берестов
| Назови слова. Составь их схемы:
| 2. Назови лишний предмет.
| 4. Кто это? Узнай по контуру.
| 3. Какой вид летней одежды шьет портниха?
|
Фея взмахнула синим рукавом — появились слоги со звуком [ф], зелёным — слоги со звуком [ф']. Прочитай эти слоги.
Прочитай.
| Здесь зашифрованы названия животных и птиц. Помоги фее их расколдовать.
| Составь предложения из слов.
Тётя, фабрика, на, Фаня, работает. Шофёр, садится, фургон, в. Афиша, на, приглашает, футбол. Лифт, на Федя, едет.
|
Назови слова
со звуками
[в], [в'], [ф], [ф'].
Прочитай слоги.
Дополни их
до целого слова.
| Какая буква потерялась: В или Ф?
| Жираф.
В Африке жил жираф. Однажды он сидел в кафе, пил кофе, ел вафли и фрукты. Ему было грустно. Он вышел из кафе, зажёг фонари. Прибежали звери. Жираф показал им фокусы. Всем было весело.
|
Раздели слово «юла» на слоги.
Назови первый слог.
Какой буквой ее обозначить?
| Буква Ю гласная или согласная? Почему?
| Прочитай. Соотнеси слова с картинкой.
юг юб-ка Ю-ля
юн-га Ю-ра юр-та
Закончи предложения.
| Как дети играют?
Юле подарили красивую куклу. А Юре — кораблик. Юля баюкает куклу: «Баю-баюшки-баю!» Юра — юнга. Он плывёт в южные страны.
| Реши Отгадай кроссворд. ребус.
|
Рассмотри схемы слов.
Какая буква в слове пропущена?
Какая буква обозначает мягкость
согласного звука [р? ].
| Какая буква потерялась: У или Ю?
| Каркуша написала слоги и слова с буквой У, а Хрюша — с буквой Ю. Прочитай слоги и слова, которые они написали.
| Кто что любит?
Каркуша любит.... Хрюша любит.... Тюлени любят....
|
Скворец поёт: — Ц-ц-ц!
Произнеси отчётливо. Курица волнуется — Не пугайте курицу
Во дворе.
| Назови слова со звуком [ц], в которых один, два, три слога.
| Кто мамы этих детёнышей?
Составь схемы слов «овца», «курица».
|
Малыши заблудились.
Помоги каждому малышу найти свою маму (проведи линии-дорожки).
| Образуй слова по образцу.
|
Цыпленок увидел зёрна с гласными буквами. Какие слоги с буквой Ц он прочитает?
| Звук [ц] всегда произносится твёрдо!
| Прочитай. Какие слова отвечают на вопрос: кто это? что это?
о-тёц цап-ля
цирк пё-рец
цйф-ра нож-ни-цы
| Цыплёнок Цып.
У мамы курицы был цыплёнок. Его звали Цып. Цып был любопытным. Однажды, собирая цветы, Цып увидел колодец. Заглянул в него.
— Упадёт! — подумала курица и быстро схватила Цыпа. Она повела Цыпа к дому и уже никуда одного не пускала.
|
Где находятся продукты питания?
Закончи предложения.
| Хлеб лежит в.... Конфеты — в.... Суп — в.... Сахар — в.... Сухари — в.... Салат — в....
|
Насосы свистят:
- С-с-с!
— Сь-сь-сь!
| Выбери игрушки со звуком [с], [ц].
|
Доскажи словечко.
Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет... Угадай, Что за месяц это?...
Весна.
Назови слова со звуком [й]. Подбери слова к схемам.
| Выучи пословицу. Март с водой, Апрель с травой, Май с грозой.
| лось — много...
медведь —
змея —
ёж —
олень —
Про кого из этих животных говорят: колючий, неуклюжий, большой, длинная, смелый?
| Доскажи словечко. Мчится что есть духу, Ну-ка, угадай-ка,
Хвост короче уха. Кто же это?...
|
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?
|
Лёшка
Назови первый звук в имени каждого попугая. Сравни произношение этих звуков.
| Назови сначала слова со звуком [л'], а затем со звуком [й].
| Прочитай пары слов.
йод — лёд йог — лёг
ямка — лямка ежи — лежи
юг — люк поёт — полёт
| Егор, лилии, поливает, лейки, из. Люда, юбку, надевает, новую.
| Предложения рассыпались.
Собери их из данных
наборов слов.
|
Из каких сказок эти персонажи?
Назови слова со звуком [ч].
Определи место звука
в каждом слове.
| Рассмотри
картинку, подбери
слова со звуком [ч]
к схемам на панцире
черепахи.
| Отгадай загадку. Что за чудо? |
Вот так чудо: Сверху блюдо, Снизу блюдо. Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги.
|
Почемучка.
Перекинь «мостик» между предложениями.
| Дед не может вытянуть репку,
Исправь У Лисы растаяла избушка, потому что она выгнала
предложения. Зайца. Золушка торопилась с бала домой, потому что потеряла хрустальную туфельку.
Ответь на вопросы, используя Почему растаяла Снегурочка? слова «потому что». Почему сломался теремок?
Почему Лиса съела Колобка?
| Что говорит мальчик о своём желании?
| Продолжи.
Ты.... Она....
Мы.... Вы....
Они....
|
Какие слоги с буквой Ч можно прочитать на часах? Назови слова с этими слогами.
| С нёба звёздочка упала, Мама дочке напевала: — Спит в хлеву бычок, Спит на листике жучок.
| И кузнечик спит в траве, Спит и белочка в дупле. Вот настала ночка, Спи скорее, дочка.
|
Назови предметы в рамках. Определи первый звук в каждом слове.
| Чудо-техника в нашем доме.
Назови виды бытовой техники со звуками [ч] и [т'].
Произнеси отчётливо. Печка печёт. Речка течёт.
| Найди пары слов.
Составь предложение
с этими словами.
| Слоги потерялись.
Добавь слог тя или ча. Какое слово получится?
| тё...
Ка...
све...
да...
зада...
ди...
|
Песню пел весёлый стриж, Ему вторил бойкий....
Чижик в клетке сидел. Чижик громко песню пел: — Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Я на волю хочу.
| Доскажи слово. Назови первый звук в слове.
Произнеси
стихотворения
отчётливо.
| Труженица-озорница Желтогрудая....
Синичка, синичка — Воробью сестричка.
| Прочитай.
очи — оси ночи — носи лучи — лоси чей — сей
| ча-ся-ся-ча сё-сё-чё-чё чи-си-чи-си се-че-се-че
| свечки семечки ситечко косички
| У барсучихи барсуч(У гусыни гусёнок. У галки галчонок. У рыси рысёнок.
|
Рассмотри картинку «За работой».
Назови слова со звуком [щ].
Определи место звука [щ]
в каждом слове.
| Произнеси отчётливо. Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.
| Куда пойдёт слово?
Проведи «дорожки»
от картинок
к слоговым домикам.
| Составь схемы
слов-названий
профессий.
|
Образуй слова — названия профессий.
| НОСИТ
точит
регулирует
дрессирует
| У тебя:
рука
нога
голова
нос
глаз
рот
|
Какие слоги образовала буква Щ с гласными буквами?
| щука.
Щука — хищная рыба. Щука — хорошая охотница. Стоит неподвижно среди зарослей. Завидит добычу и внезапно набрасывается на неё.
|
Рассмотри картинку.
Назови слова
со звуками [щ], [ч].
Соотнеси слова и картинки.
бле-стя-щий проч-ный ша-га-ю-щий от-лйч-ный
|
Рассмотри картинки в рамках. Назови их. Выдели последний звук в каждом слове.
| У реки.
Рассмотри картинку «У реки». Назови слова со звуками [щ], [с'].
Произнеси отчётливо. Щуриться от сильного освещения.
| Прочитай и повтори.
си-щи-щи-си ща-ся-ща-ся
| «Математическая грамота».
| Сима варит щи из щавеля. Щенок Сймка тащит кости.
У Сени щенок.
|
Отыскал на
кухне угол, С головой забрался в уголь. С. Михалков
| Сравните схемы выделенных слов.
Мягкий знак — хитрый знак, Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Е. Измайлов
| Щенок оставил на объявлении следы. Прочитай объявление. В каких словах была написана буква ь?
| «Математическая грамота».
| Реши кроссворд. Подбери слова, называющие действия.
|
Напиши в клеточках имя девочки.
| Кому что нужно?
Прочитай слова. Проведи дорожки от слов к картинкам.
Прочитай рассказ. Закончи его словом, спрятавшимся среди ромашек.
| Игорь.
Игорю семь лет. Мама купила Игорю портфель, тетрадь, «Букварь». Придут осенние деньки, и Игорь станет (кем?)....
|
Буква Ь обозначает мягкость согласного
звука и не дает сливаться согласной
букве с гласной.
| Прочитай слоги. Дополни их до целого слова.
лё - льё тя - тья ве - вье лю - лью те - тье вя - вья
| Козье молоко полезнее, чем коровье. Собачья шерсть длиннее, чем кошачья.
| Проведи «дорожки» от слов к следам животных.
| «Математическая грамота».
почка — ка + та + льон = осы — ы + е + нью =
|
Прочитай слова.
Сравни их. Изменились ли
значение слова «сел»?
|
Объявление.
В 6 утра подъём. Весь завтрак съесть. Подъехать на велосипедах. Объединиться в команды. Старт в
9 часов. Будет видеосъёмка.
Медведь.
| Расскажи о том, как проходили гонки волка и зайца, используя слова:
|
Ты с Юпиком учился Красиво говорить, Место разным звукам На схеме находить. Узнал, что в предложении Слова должны дружить И что предлог со словом Нельзя соединить. Буквы изучая, Учился ты читать И даже по картинке Рассказы составлять. Вот подрастёшь немного И в школу ты пойдёшь, Много интересного В книгах там прочтёшь. Сумеешь ты кроссворд И ребус разгадать. Наш Юпик тебе хочет Удачи пожелать.
ББК81.2Рус-922 Ц85
Цуканова СП., БетцЛ.Л. Ц85 Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Альбом 3 для индивидуальной работы / СП. Цуканова,
Л.Л. Бетц. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.
13ВЫ 978-5-296-00744-5
Пособие содержит разносторонний тренировочный материал по формированию у детей фонематической стороны речи, знакомит с основными грамматическими закономерностями русского языка, расширяет и обогащает словарь, способствует профилактике возможных расстройств письменной речи, помогает ребенку успешно овладеть грамотой.
Пособие сопровождается методическими рекомендациями, в которых представлены задачи обучения, перспективное планирование коррекционной работы, конспекты фронтальных логопедических занятий.
Предлагаемые на занятиях игровые и тренировочные упражнения могут быть использованы при работе с широкой детской аудиторией: с детьми 4-6 лет, имеющими нормальное речевое развитие, и с детьми-логопатами.
Пособие предлагается логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.
ББК81.2Рус-922
Рецензенты: Т.П. Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психопа- тологии и логопедии Института специального образования УрГПУ.
О. Р. Ворошнина, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ.
Л.Р. Лизунова, кандидат педагогических наук, главный методист Научно- методического центра специального образования ПОИПКРО.
Издатель —А.П. Казаков
Редактор — Н.Е. Ильякова
Художник — Е.В. Мазур
Обложка —Д-Р- Кудряков
Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова
ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел./ факс: (495) 264-27-73. Е-таП: дпот_1одорес1@пе\л/таН.ги
Подписано в печать 20.01.2007. Печать офсетная. Объем 2 п.л. Формат 84x108/16. Тираж 10 000 экз. Заказ № 2254
Отпечатано с готовых диапозитивов по заказу ООО Агентство «Социальный проект» в ОАО «Московская типография № 2». 129085, Москва, Проспект Мира, 105.
©БетцЛ.Л., Цуканова СП., 2007 15ВЫ 978-5-296-00744-5 © Оформление. Издательство ГНОМ и Д, 2007
Издательство «ГНОМ И Д»
предлагает комплект пособий СП. Цукановой и Л.Л. Бетц
по развитию фонеметической стороны речи и обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста
| Учим ребенка говорить и читать.
Конспекты занятий I, II, III период
| Я учусь говорить и читать
| Альбомы 1, 2, 3 для индивидуальной работы
| Формируем навыки чтения
— Демонстрационные таблицы
— Раздаточные таблицы для обучения грамоте
и развития техники чтения у старших дошкольников
| щ_______ I
Эти пособия и множество другой развивающей и обучающей литературы
вы можете приобрести или заказать «КНИГА-ПОЧТОЙ»на специализированной вы ставке-продаже «ДОШКОЛЬНИК»по адресу:
| 107113, Москва, ул. Сокольнический вал, 2-Б в магазине «УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Проезд: ст.м. Рижская, авт. 265, 778 до ост. «1-я Рыбинская ул.» Тел./факс: (495) 264-27-73 Е-таМ: дпот_1одорес! @пе\л/таП.ги
|
|