Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие конкуренции. Конкуренция и типы рынков.
Совершенная конкуренция. Особенности рынка совершенной конкуренции. Условия совершенной конкуренции. Идеальный характер условий совершенной конкуренции. Значение модели совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков. Механизм достижения равновесия в условиях совершенной конкуренции. Максимизация прибыли как цель деятельности фирмы. Критические точки. Принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффект масштаба. Сравнение предельных издержек и предельных доходов как способ поиска оптимального объема производства. Кривая предложения и рыночное равновесие в конкурентной отрасли. Динамика прибыли и объема предложения в долгосрочный период. Совершенная конкуренция и эффективность экономики. Рынки несовершенной конкуренции. Рыночная власть. Причины перехода от свободной конкуренции к монополистической. Общие черты несовершенной конкуренции. Универсальный характер правила равенства предельных издержек и предельных доходов. Три типа рынков несовершенной конкуренции. Позитивные и негативные стороны структур несовершенной конкуренции. Рынок монополистической конкуренции. Условия монополистической конкуренции. Факторы дифференциации продукта. Ценовая и неценовая конкуренция. Преобладание неценовой конкуренции в современных условиях. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Рынок олигополии. Особенности олигополистического рынка. Крупные размеры предприятия как основной фактор ограничения конкуренции в условиях олигополии. Дифференцированные и недифференцированные продукты при олигополии. Разновидности олигополии: нескоординированная олигополия, картели, картелеподобная структура рынка. Механизмы координации действий олигополистов: лидерство в ценах; схема «издержки плюс». Проблема эффективности олигополистического рынка. Роль крупных предприятий в экономике России. Монополия. Основные черты монополии. Источники монопольной власти. Рыночное равновесие в условиях монополии. Прямые последствия монополизации: резкое занижение производства, завышение цен, монопольные сверхприбыли, х-неэффективность. Предпосылки ценовой дискриминации и ее разновидности. Принципы антимонопольной политики Потери в общественном благосостоянии при существовании монополии. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий и искусственных монополий. Понятие искусственной (предпринимательской) монополии. Признаки монополизации рынка. Степень концентрации и ее измерение (индекс Херфиндаля-Хиршмана). Роль государства в проведении антимонопольной политики. Антимонопольные меры государства по отношению к существующим и формируемым монополиям. Антитрестовское законодательство.
|