Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дорога от заурядности к исключительности






Каждая часть мозга служит определенной цели и выполняет собственную функцию. Шевелить пальцами ноги, строить планы, мечтать, видеть, ощущать запахи, разговаривать, ходить, решать сложные задачи, плакать, различать верх и низ, помнить дни рождения друзей, поддерживать равновесие, дышать, потеть, моргать, разминать мышцы, ощущать страх или опасность, чувствовать боль или даже поддерживать непрерывное сердцебиение — за выполнение каждой из этих задач отвечает определенный участок мозга. К тому же многие из этих действий мы можем выполнять одновременно. Вот вы сейчас читаете эту книгу и одновременно, может быть, прихлебываете что-нибудь из стакана, или перевариваете обед, думаете о планах на вечер субботы — и все это время дышите.

Но вы уже наверняка поняли, что я не считаю необходимым просвещать вас относительно точной биохимии и топографии мозга. Для меня неважно, чтобы вы разбирались в механизмах работы мозга с медицинской точки зрения; вместо этого я хочу, чтобы вы просто представили себе мозг в виде комнаты с несколькими отдельными зонами, входом и выходом. Чтобы заставить это пространство работать и выполнять волшебные, на первый взгляд, действия, его нужно научить действовать подобно компьютеру — то есть получать информацию, хранить ее в определенном месте и запоминать все нужное, игнорируя при этом ненужные данные.

Последнее совершенно необходимо. Человек, как правило, стремится запомнить все целиком, но в результате запоминает очень мало или вовсе ничего не запоминает. Мозг плохо приспособлен к одновременной обработке большого объема данных. Ему требуется порядок и последовательный (потоковый) ввод; именно поэтому оптимизация работы мозга предусматривает тренировку двух различных областей мозга для одновременной и при этом независимой друг от друга работы. Одна часть мозга принимает данные, а другая в это же время сортирует и обрабатывает новую информацию. Эти два процесса представляют собой самую сугь памяти и фундамент всякого обучения.

Если вам удастся одним-двумя быстрыми ударами подстегнуть восприятие и обработку — формирование памяти, — то ваш мозг станет мощнее и эффективнее, что обеспечит вам на всю жизнь серьезнейшее преимущество. Вы как бы построите для мозга сборочный конвейер. Во-первых, вы упорядочите хранение сырья — данных, а затем научитесь вводить эти данные бит за битом при помощи определенной последовательности процедур и сразу же отправлять каждую единицу информации по назначению в зависимости от того, что с ней предполагается сделать — поместить в кратковременную память или на долговременное хранение, а может, попросту выбросить на свалку.

Содержание этой книги призвано помочь вам в строительстве и успешной эксплуатации этой сборочной линии; моя цель — сделать так, чтобы она работала как часы. Конечно, добиться этого за один день невозможно; кроме того, однажды построив конвейер, нельзя забыть о нем. Обращали ли вы внимание, с какой легкостью официант принимает заказ от шести человек одновременно, ничего при этом не записывая? Как он это проделывает? Особенно эффектно это выглядит, когда клиенты усложняют свой заказ особыми пожеланиями — «Заправку отдельно, пожалуйста», «А можно заменить запеченный картофель жареным?», «Без сыра» — и прочее в таком же духе. Как они все это запоминают? Ответ прост: официанты хорошо справляются со своей задачей, потому что занимаются этим постоянно! Практика, практика и еще раз практика!

Зная, что мозг нуждается в постоянном уходе, а время от времени и в ремонте, я не забываю тренировать его каждый день; это позволяет поддерживать скорость его работы и всегда оставаться в форме. Надеюсь, что вы тоже будете тренировать мозг при помощи приведенных в книге упражнений и что некоторые из упражнений и игр, которые вы здесь освоите, войдут в привычку и станут для вас второй натурой. Я не жду, что вы станете такими же фанатиками игр с буквами и цифрами, как я, но считаю, что вам следует приобрести новые ментальные привычки, которые в конце концов придадут вам новые силы и расширят возможности вашего мозга до невероятных пределов. Находясь, к примеру, за рулем, вы сможете без напряжения играть в интеллектуальные игры сами с собой или с пассажирами. Вы будете по-другому читать дорожные знаки, номера машин и магазинные вывески. Вы будете смотреть на мир другими глазами. А добившись этого, обгоните на пути к успеху всех, кто вас сегодня окружает.

Помните, моя цель не имеет ничего общего с намерением сделать вас «таким, как все». Речь не идет о том, чтобы кого-то догонять; напротив, надо оставить всех далеко позади. Все мы поступаем в школу маленькими детьми и учимся в окружении ровесников, обладающих самыми разными талантами и возможностями. При этом некоторые без труда вырываются вперед просто потому, что у детей в классе разные способности. Но по мере нашего взросления мы часто, сами того не желая, оказываемся в окружении себе подобных — людей, похожих на нас по общим характеристикам и интеллекту, разделяющих наши ценности и взгляды на жизнь. Круг сужается, и в конце концов мы обнаруживаем себя в окружении людей не менее — а то и более — умных, чем мы сами. Держаться впереди и выделяться среди других становится все труднее. С каждым годом все сложнее получить продвижение по службе, преуспеть в бизнесе и вообще продвинуться в жизни в желаемом направлении. Причем нередко именно в такие моменты решается наша судьба.

Но если говорить о человеческом мозге, то каждый из нас потенциально способен совершить рывок. Существует реальная возможность повысить успеваемость в школе и успехи в работе, а то и поменять профессию и начать совершенно новую карьеру. Каждый человек может вырваться из паутины обыденности и подняться на новые социоэкономиче- ские вершины. Представьте, к примеру, что вы можете войти в комнату, полную малознакомых людей, и вспомнить каждого из них по имени. Или, будучи владельцем небольшого бизнеса или работником торговли, вы помните по именам всех посетителей, когда-либо пересекавших порог вашего заведения (и тем самым побуждаете их возвращаться к вам снова и снова). Представьте, что вы быстро адаптируетесь к любым переменам, угрожающим вашему благополучию и способности зарабатывать на жизнь. Допустим, вы уже тридцать лет ремонтируете видеокамеры, только пленочные, а в цифровых совершенно не разбираетесь, — но именно они сегодня захватили рынок. Чтобы не лишиться заработка, вам, возможно, придется снова идти учиться или как-то иначе осваивать новые навыки. В мире, где все труднее найти хорошую работу и сохранить ее, умение перестраиваться приобретает огромное значение. Жизнь, нравится вам это или нет, — это постоянная конкурентная борьба. И несомненно, гении сегодня нужны больше, чем когда-либо. Но есть и хорошая новость: я обещаю сделать из вас гения!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал