Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Противоречия и кризисы профессионального развития личности






Источниками развития личности, психики в детском, подрост ковом и юношеском возрасте являются противоречия развития изменение социальной позиции человека в социуме, изменения его внутренних возможностей и потребностей. Источники и дви жущие силы развития психики человека в зрелом возрасте те (по формальным основаниям), но содержание противоречив новых потребностей, ролей с возрастом изменяется.

А. К. Маркова (1996) и Е. А. Климов (1998) выделили и систе- матизировали виды противоречий, «несвязностей» в развитии функционировании человека как субъекта труда: это противоре чия между опытом, компетентностью человека и обязанностям которые ему предлагают выполнять в производственной орган зации, или характером вакансий рынка труда; противоречия внутри субъекта труда — между его мотивами, ценностями и содержанием труда; между ориентацией «на себя» и «на дело», между cнижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач.

Трудности процесса профессионализации личности могут бы вызваны не только возрастными изменениями психических функ- ций, противоречиями профессионального развития, но и необходимостью участвовать в производственных конфликтах, в осво ении новых форм организации труда.

Э. Ф. Зеер (2003) называет кризисом личности особое состояние внутренней психической напряженности, обусловленное протаю воречиями личностного и профессионального развития человека Противоречия развития личности в труде могут накапливаться постепенно или лавинообразно. Сформировавшиеся противоре чия, имеющие отношение к внутреннему миру субъекта, называются внутриличностным конфликтом и составляют ядро кризиса личности. Преодоление кризисных состояний сопровождается пе- рестройкой смысловой сферы личности, пересмотром социально-профессиональной позиции. В практике работы с личностными кризисами выделяют предкризисные состояния, состояние-собственно кризисное и состояние посткризисное. Способы разрешения личностных кризисов — поступки (действия, требующие от личности выражения социальной позиции, ценностей, идеалов, действия, имеющие особую значимость для личности). Э. Ф. Зеер предлагает типологию психологических кризисов личности, в которой выделяются группы нормативных и ненорма-


тинных кризисов. К нормативным кризисам он относит типичные для большинства людей события, обусловленные организацией социальной и трудовой жизни (окончание школы, поступление в Профессиональное учебное заведение, женитьба, рождение ре-жка, выход на пенсию, успешная защита диссертации, про-вдура профессиональной аттестации и последующее профессио-нальное продвижение или смена должности и пр.). Ненормативныe кризисы вызываются либо критическими событиями, имеющими смысложизненное значение (например, смерть близкого ювека), либо болезненным (невротическим) состоянием. Примеры нормативных кризисов:

- кризис периода выбора профессии;

- кризис, обусловленный коррекцией профессионального вы-
бора в период профессионального обучения;

- кризис периода начальной профессиональной адаптации,
вызванный коррекцией профессиональных ожиданий;

- кризис, связанный с нарушением перспектив профессиональ
ного продвижения;

 

- кризис периода профессионального мастерства, связанный
с возможным падением интереса к профессии;

- кризис потери перспектив профессиональной карьеры во
второй половине периода зрелости;

- кризис утраты профессиональной деятельности в связи с
уходом на пенсию.

Причинами многих нормативных кризисов личности периода юфессионализации (по Э.Ф.Зееру, 1994), являются: объектив-ные социально-экономические условия (конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, банкротство предприятия и прочие условия, приводящие к потере трудовой занятости); воз-растные психофизиологические изменения, ведущие к снижению трудоспособности; постепенно накапливающиеся изменения спо-соба выполнения трудовой деятельности; неудовлетворенность человека своим социальным статусом; чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью при ущербности других сфер


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал