Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговая политика государства и ее роль в стабилизации экономики
Налогово-бюджетная (фискальная) политика, означающая манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику. Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов с целью сглаживания колебаний экономического цикла; обеспечения устойчивого экономического роста; достижения высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции. Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика. Государственные расходы представляют собой закупки государством товаров и услуг в целях выполнения государственных программ, включая оплату труда госслужащих. Трансферты представляют собой адресные, целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны последних каких-либо товаров или услуг. А) Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. В этом случае обычно принимаются новые законы. Основными инструментами дискреционной политики выступают: - изменения ставок налогообложения; - проекты общественных работ; - трудоустройство населения. Это активная фискальная политика государства. Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов. 1. Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер (так как мультипликационный эффект от государственных расхо дов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования. 2. Рестрикционная (контрактивная), или сдерживающая, связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики. Меры дискреционной фискальной политики (изменение налогов и госрасходов) подвергаются действию мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. Б) Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не тре бует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика. Встроенный (автоматический) стабилизатор — это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры. Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях. При помощи встроенных стабилизаторов в зависимости от экономической конъюнктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты, таким образом, они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их.В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема происходит обратный процесс. С одной стороны, тенденция усиления роли государства ведет к возрастанию социальной ориентации развития рыночных процессов, с другой — порождает проблему «инвестиционного голода» в результате перераспределения средств из частного сектора в государственный. Уже сама по себе тенденция к усилению роли государства придает особое значение проблеме формирования спроса государства как составной части совокупного спроса. Однако фискальную политику необходимо рассматривать не только исходя из задач финансового обеспечения текущей деятельности государства, но и как важнейший инструмент стабилизации экономического развития. Общее правило таково: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая госрасходы и(или) снижая налоги в периоды спада и сдерживает его в периоды подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла. Соответственно различается экспансионистская, то есть стимулирующая и контрактивная или рестриктивная, то есть сдерживающая фискальная политика. Особенно широко распространение использование фискальной политики в качестве инструмента стабилизации наблюдалось во второй половине XX столетия, когда оно получило теоретическое обоснование в рамках кейнсианской экономической доктрины.
|