Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Спрос домашних хозяйств и факторы его определяющие. Функции потребления и их эволюции
Наблюдая за поведением домашних хозяйств, можно констатировать, что к числу факторов, определяющих их спрос на рынке благ, относятся: 1) доход от участия в производстве; 2) налоги и трансфертные платежи; 3) размер имущества; 4) доход с имущества. Принимая во внимание, что сектор домашних хозяйств есть агрегатная величина, к названным факторам следует добавить еще два: 5) степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества; 6) численность и возрастную структуру населения. Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой из оставшихся факторов — располагаемый доход, размер имущества или его доходность — считать наиболее значимым, можно построить несколько разновидностей функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, получившей название «функция потребления». Функция потребления. Дж.М. Кейнс исходил из того, что потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины текущего дохода. Характер этой зависимости он выразил так: «Основной психологический закон, в существовании которого мы можем быть вполне уверены не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход». Из «основного психологического закона» следует, что величина предельной склонности к потреблению сектора домашних хозяйств определяется не только индивидуальной склонностью к потреблению отдельных домашних хозяйств, но и распределением национального дохода между ними. Домашние хозяйства принимают самостоятельные решения о направлении использования не всего, а только располагаемого дохода В то же время расчеты по фактическим данным, проводившиеся за более продолжительные промежутки времени, не показывают снижения средней нормы потребления. Одним из первых на это обратил внимание С. Кузнец, получивший следующие результаты по США. «Загадка Кузнеца» активизировала исследования характера зависимости объема потребительских расходов домашних хозяйств от их доходов. Для объяснения полученных С. Кузнецом результатов было предложено несколько версий. По одной из них функция потребления с постоянной средней нормой потребления есть статистический мираж, возникающий из-за того, что в «действительной» функции потребления с течением времени увеличивается автономная составляющая вследствие роста объема имущества. По другой версии существуют две функции потребления домашних хозяйств: в коротком и длинном периодах. Это объясняется тем, что потребители неохотно сокращают объем потребления: легче уменьшить долю сберегаемого дохода, чем снизить достигнутый уровень потребления. Переходя от короткого к длинному периоду при исследовании факторов, определяющих объем потребления домашних хозяйств, обнаруживается, что доход y и имущество v сливаются в единый источник потребления. В одни периоды последнее меньше дохода и тогда увеличивается размер имущества, в другие — оно превышает доход за счет сокращения объема имущества. В начальный период своего существования домашнее хозяйство потребляет больше, чем получает, будучи заемщиком (объем имущества отрицателен). В последующие годы до выхода на пенсию доходы превышают расходы, что сопровождается ростом размера имущества. Накопленное имущество позволяет в пенсионный период жизни сохранять стабильный уровень потребления, превышающий размер пенсии. Такое описание поведения домашних хозяйств на рынке благ содержится в концепциях «жизненного цикла»1 и «перманентного дохода», имеющих общее микроэкономическое обоснование. Отличие концепций «жизненного цикла» и «перманентного дохода» заключается в основном в разных видах использования имеющихся статистических данных для отражения зависимости текущего потребления от суммарного дохода за срок жизни. В концепции «жизненного цикла» выделяются доходы от труда и имущества. В соответствии с концепцией «перманентного дохода» весь доход домашние хозяйства получают от имущества. Доход от труда в данном случае интерпретируется как доход от специфической разновидности имущества — человеческого капитала. Ее величина равна сегодняшней ценности всех доходов от труда за все годы трудовой активности индивида. С позиций концепции перманентного дохода кейнсианская функция потребления является иллюзией, которая возникает из_за того, что в системе национального счетоводства перманентный доход непосредственно не отражается. Основной вывод из концепций жизненного цикла и перманентного дохода состоит в том, что объем спроса домашних хозяйств на рынке благ не настолько сильно зависит от их текущего дохода, как полагал Дж.М. Кейнс. А. Модильяни и М. Фридман обращают внимание на стремление домашних хозяйств удерживать объем потребления на неизменном уровне за счет изменения объема имущества. Однако в действительности потребители не всегда могут беспрепятственно занимать и ссужать деньги в пределах своих многопериодных бюджетных ограничений, как это предполагается в названных концепциях. Кредитные институты неохотно предоставляют займы исключительно под ожидаемые в будущем доходы. От клиентов с низким текущим доходом банки требуют залоговое обеспечение кредита или ограничивают его размер и сроки предоставления. В таких условиях текущий доход оказывает большее влияние на объем потребления, чем весь поток ожидаемых доходов за срок существования домашнего хозяйства. Классикой экономического анализа является модель Д. М. Кейнса, в которой в качестве отправного пункта выступает текущий (абсолютный) доход, распределение которого на потребление и сбережения осуществляется на основании двух психологических мотивов: консерватизма потребления и предпочтения ликвидности. Анализ склонности к потреблению и сбережению позволил Кейнсу вывести следующие функции потребления и сбережения. Функция потребления имеет вид: где Ca -величина автономного (независимого от дохода) потребления; Cy - предельная склонность к потреблению; Ý - располагаемый доход. Функция сбережения -: , где Sa-величина автономного (независимого от дохода) сбережения Sy -предельная склонность к сбережению; Ý - располагаемый доход. Если функция потребления зависит от дохода и объема имущества, то функция сбережения выражается зависимостью, в соответствии с которой рост размера имущества увеличивает потребление за счет уменьшения сбережений. Практическая проверка на основании статистических данных кейнсианской функции потребления, подтвердила ее действенность лишь для короткого (2–4 года) периода и для групп населения с низким и средним доходом. Это обусловило необходимость исследования Д. Дьюзенбери функции потребления с позиций не абсолютного, а относительного дохода. Суть концепции Д. Дьюзенбери состоит в том, что потребление зависит от дохода лишь в той мере, в которой индивид стремится приблизить уровень собственного благосостояния к уровню элитной группы. Относительный доход рассчитывается как отношение абсолютного (текущего) дохода к среднему доходу социальной группы, к которой принадлежит субъект. Если в определенный период времени доход индивида растет или снижается, то сначала потребление остается относительно неизменным, но при сохранении этой тенденции или при длительной стабилизации дохода он может значительно возрасти или же снизиться. Другой моделью функции потребления является модель перманентного дохода, разработанная М. Фридманом. Она основывается на предположении, что домашние хозяйства стремятся поддерживать объем потребления на неизменном уровне независимо от колебаний текущего дохода, хотя и прибегают к его коррекции с учетом изменений в экономической среде (рецессия, рост, бум). Функция потребления (С1(Yp)) в соответствии с данной концепцией выглядит так: C = Ypb × Yp (1-b), где (Yp) – перманентный доход, CYp – предельная склонность к потреблению с учетом перманентного дохода, b - доля приращения дохода в будущем, присоединенная к текущему доходу, 0 < b < 1. Экономический смысл этого выражения состоит в том, что предельная склонность к потреблению в коротком периоде меньше, чем в долгосрочном и при росте текущего дохода на единицу потребление увеличивается на CYpb единиц в текущем году и еще C Yp (1-b) в следующем году. Еще одна модель функции потребления- «теория жизненного цикла» Ф. Модильяни. Основная предпосылка, лежащая в основе данной концепции - домашние хозяйства принимают решения об объеме потребления в текущем периоде исходя не из текущего дохода, а из расчета предполагаемого дохода, который они будут получать в течение жизни, включая доходы от использования имущества. Основной вывод из концепций жизненного цикла и перманентного дохода состоит в том, что объем спроса домашних хозяйств на рынке благ зависит от дохода в меньшей степени, чем полагал Д.М. Кейнс. и может удерживаться на неизменном уровне за счет изменения объема имущества, как выявили А. Модильяни и М. Фридман. Однако в действительности потребители не всегда могут беспрепятственно занимать деньги, из-за нежелания кредитных институтов предоставлять займы под ожидаемые в будущем доходы, что вновь выводит на первый план текущий доход в определении объемов текущего и будущего потребления. Функция потребления выступает объектом анализа и неоклассиков. Согласно их теории, распределение дохода на потребление и сбережение является результатом реализации индивидуальных долгосрочных планов, в соответствии с которыми индивид сам определяет величину дохода, распределяя, в соответствии с принципом максимизации благосостояния, свое время на рабочие и свободное. Поэтому соотношение между приростом дохода и приростом потребления (предельной склонностью к потреблению) зависит от того, происходит ли увеличение дохода (в результате повышения цены или производительности труда) только в одном или во всех периодах. В первом случае изменение дохода практически не отразится на объеме потребления, а во втором – потребление возрастет на величину прироста дохода.
|