Учебный год:2015/2016Семестр(-ы): 3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
23.05.20 15 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
М2.В.ОД.2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Шифр и наименование направления подготовки/специальности:
40.04.01 (030900) юриспруденция
2. Профиль подготовки/специализации: магистерская программа «Реализация конституционного законодательства в социально-экономической сфере»
3. Квалификация (степень) выпускника: магистр
4. Форма образования: заочная
5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины: Конституционного права Росси и зарубежных стран
6. Составитель программы: Бялкина Татьяна Михайловна, доктор юридических наук, доцент, tbyalkina@pisem.net, юридический ф-т, кафедра административного и муниципального права
7. Рекомендована: НМС юридического факультета протокол № 9 от 23.05.2015 г.
Учебный год: 2015/2016Семестр(-ы): 3
9. Цели и задачи учебной дисциплины:
Целью изучения учебной дисциплины является формирование у магистров целостного представления о компетенции местного самоуправления, механизме и гарантиях ее реализации, получение теоретических знаний, практических умений и навыков по применению нормативных правовых актов, регулирующих правовые основы реализации компетенции местного самоуправления, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:
- осуществления нормотворческой и правоприменительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам реализации компетенции местного самоуправления в России;
- преподавания основ муниципального права в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
В ходе освоения учебной дисциплины «Правовые основы реализации компетенции местного самоуправления» магистр готовится к выполнению следующих профессиональных задач:
- нормотворческая деятельность: участие в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере реализации компетенции местного самоуправления;
- правоохранительная деятельность: предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений, связанных с реализацией компетенции местного самоуправления; защита муниципальной и иных форм собственности;
- правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, направленных на реализацию конституционно-правовых и муниципально-правовых норм, закрепляющих механизм осуществления компетенции местного самоуправления; составление необходимых для этого юридических документов;
- экспертно-консультационная деятельность: консультирование граждан, представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления по законодательству, регулирующему вопросы реализации компетенции местного самоуправления; осуществление правовой экспертизы соответствующих документов по запросам органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- педагогическая деятельность: преподавание основ муниципального права в образовательных учреждениях.
10. Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Профессиональный цикл; вариативная часть.
В результате изучения дисциплины магистр должен
знать: сущность компетенции местного самоуправления как категории публичного права, содержание и особенности ее основных элементов; основные стадии и гарантии реализации компетенции местного самоуправления; систему законодательства о компетенции местного самоуправления и основные полномочия органов местного самоуправления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах;
уметь: анализировать нормативные правовые акты, закрепляющие предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления; разграничивать компетенцию органов местного самоуправления и органов государственной власти; давать квалифицированные заключения о соответствии муниципальных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов РФ;
владеть: муниципально-правовой терминологией, навыками работы с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами; навыками анализа правоприменительной и судебной практики по вопросам реализации компетенции местного самоуправления; практическими навыками подготовки обращений (запросов, ходатайств, индивидуальных и коллективных жалоб) в органы местного самоуправления и органы государственной власти.
11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
б) профессиональные (ПК)
в правоприменительной деятельности:
способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3).
12. Структура и содержание учебной дисциплины:
12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — 5/180 ч.
12.2 Виды учебной работы:
Вид учебной работы
| Трудоемкость (часы)
| Всего
| По семестрам
|
|
| В интерактивной форме
| Аудиторные занятия
|
|
|
|
| в том числе: лекции
| -
| -
|
|
| практические
|
|
|
|
| лабораторные
| -
| -
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| Экзамен
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
| 12.3 Содержание разделов дисциплины:
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| |
| Понятие и содержание компетенции местного самоуправления как категории публичного права.
| Понятие компетенции как категории публичного права. Предметы ведения субъектов публичной власти. Вопросы местного значения как элемент компетенции местного самоуправления. Виды полномочий субъектов местного самоуправления. Отдельные государственные полномочия в структуре компетенции местного самоуправления. Муниципальные услуги. Принципы определения компетенции местного самоуправления.
| |
| Система правового регулирования компетенции местного самоуправления.
| История развития законодательства о компетенции местного самоуправления. Современные подходы к правовому регулированию компетенции местного самоуправления. Проблемы систематизации и кодификации законодательства, регулирующего компетенцию местного самоуправления.
Муниципально-правовые акты в системе правового регулирования компетенции местного самоуправления.
| |
| Понятие и основные стадии реализации компетенции местного самоуправления.
| Реализация компетенции местного самоуправления как правоприменительный процесс. Основные стадии реализации компетенции местного самоуправления и их особенности. Условия эффективного осуществления компетенции местного самоуправления.
| |
| Субъекты реализации компетенции местного самоуправления. Участие органов государственной власти в осуществлении компетенции местного самоуправления.
| Виды субъектов реализации компетенции местного самоуправления. Муниципальное образование как особый субъект компетенции местного самоуправления. Распределение компетенции между органами и должностными лицами местного самоуправления в муниципальном образовании. Исключительная компетенция представительного органа местного самоуправления.
Роль населения муниципального образования в реализации компетенции местного самоуправления.
| |
| Понятие и виды гарантий реализации компетенции местного самоуправления.
| Понятие и значение государственной поддержки местного самоуправления. Политические, социальные, организационные, финансово-экономические гарантии реализации компетенции местного самоуправления. Современные проблемы реализации гарантий компетенции местного самоуправления.
|
|
|
|
| Конституционные принципы финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
| Понятие и система конституционных принципов финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
| |
| Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации компетенции местного самоуправления.
| Порядок и значение регулярной оценки деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления по реализации компетенции местного самоуправления. Критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
| |
| Понятие и виды ответственности за ненадлежащее осуществление компетенции местного самоуправления.
| Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления как необходимое условие эффективной реализации компетенции местного самоуправления. Конституционно-правовая и муниципально-правовая ответственность в местном самоуправлении.
| |
| Реализация полномочий органов местного самоуправления в экономической сфере.
| Реализация полномочий органов местного самоуправления в сферах:
- муниципального хозяйства, управления муниципальной собственностью и финансами;
- жилищно-коммунального хозяйства;
- дорожной деятельности, транспортного обслуживания населения и связи;
- строительства и землепользования;
- охраны окружающей среды и благоустройства.
| |
| Реализация полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной и административно-политической сферах.
| Реализация полномочий органов местного самоуправления в сферах:
- образования;
-здравоохранения;
- культуры;
-охраны общественного порядка и обеспечения безопасности населения.
| |
12.4 Междисциплинарные связи с другими дисциплинами:
№ п/п
| Наименование дисциплин учебного плана, с которым организована взаимосвязь дисциплины рабочей программы
| № № разделов дисциплины рабочей программы, связанных с указанными дисциплинами
| 1.
| Актуальные проблемы конституционного права (на примере социально-экономической сферы)
| 2, 6, 8
| 2.
| Механизмы защиты прав и свобод человека в России: практика и перспективы развития
| 5, 8
| 3.
| Конституционная экономика
| 6, 9
| 4.
| Разграничение компетенции в социально-экономической сфере в современных федерациях
| 1, 9, 10
| 12.5 Разделы дисциплины и виды занятий:
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды занятий (часов)
| Лекции
| Практические
| Лабораторные
| Самостоятельная работа
| Всего
|
| Понятие и содержание компетенции местного самоуправления как категории публичного права.
| -
|
| -
|
|
|
| Система правового регулирования компетенции местного самоуправления.
| -
|
| -
|
|
|
| Понятие и основные стадии реализации компетенции местного самоуправления.
| -
|
| -
|
|
|
| Субъекты реализации компетенции местного самоуправления. Участие органов государственной власти в осуществлении компетенции местного самоуправления.
| -
|
| -
|
|
|
| Понятие и виды гарантий реализации компетенции местного самоуправления.
| -
|
| -
|
|
|
| Финансовые и экономические и гарантии реализации компетенции местного самоуправления. Конституционные принципы финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
| -
|
| -
|
|
|
| Критерии эффективности реализации компетенции местного самоуправления.
| -
|
| -
|
|
|
| Понятие и виды ответственности за ненадлежащее осуществление компетенции местного самоуправления.
| -
|
| -
|
|
|
| Реализация полномочий органов местного самоуправления в экономической сфере.
| -
|
| -
|
|
|
| Реализация полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной и административно-политической сферах.
| -
|
| -
|
|
|
| экзамен
|
|
|
|
|
|
| Итого:
| -
|
| -
|
|
|
13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
№ п/п
| Источник
|
| Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // pravo.gov.ru
|
| Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред. федер. закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ // pravo.gov.ru
|
| Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в ред. ФЗ от 13.07.2015 № 233-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| Основы законодательства РФ о культуре: закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2014 N 256-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| О пожарной безопасности: федер. закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (в ред. ФЗ от 13.07.2015 № 234) // pravo.gov.ru
|
| Об отходах производства и потребления: федер. закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.06.2015 № 203-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| Бюджетный кодекс РФ: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. федер. закона от 13.07.2015 № 217-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ (в ред. федер. закона от 13.07.2015 № 233-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| О приватизации государственного и муниципального имущества: федер. закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (в ред. федер. закона от 13.07.2015 № 216-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| Земельный кодекс РФ: федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. федер. закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. федер. закона от 13.07.2015 № 233-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федер. закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (в ред. федер. закона от 13.07.2015 № 216-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| Жилищный кодекс РФ: федер. закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в ред. федер. закона от 13.07.2015 № 236-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| Градостроительный кодекс РФ: федер. закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. федер. закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: федер. закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ (в ред. федер. закона от 29.12.2014 № 485-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. федер. закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (в ред. федер. закона от 13.07.2015 № 248-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (в ред. федер. закона от 04.11.2014 № 331-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в ред. федер. закона от 13.07.2015 № 216-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| Об основах охраны здоровья граждан в РФ: федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. федер. закона от13.07.2015 № 271-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| Об образовании: федер.закон от 29.12.2012 № 274-ФЗ (в ред. федер. закона от 13.07.2015 № 238-ФЗ) // pravo.gov.ru
|
| О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // pravo.gov.ru
|
| Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (в ред. указа Президента РФ от 14.10.2012 № 1384) // pravo.gov.ru
|
| О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»: пост. Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 (в ред. пост. Правительства РФ от 26.12.2014 № 1505) // pravo.gov.ru
|
| Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года № 22-П делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой администрации города Благовещенска // pravo.gov.ru
|
| Постановление Конституционного Суда РФ от 29 марта 2011 г. N 2-П по делу о поверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования – городского округа «Город Чита» // pravo.gov.ru
|
| Постановление Конституционного Суда РФ от 30 марта 2012 г. N 9-П " По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации " О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования " Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл" // pravo.gov.ru
|
| Муниципальное право России: учеб. / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин и др.; отв. Ред. С.А. Авакьян. – М.: Проспект, 2011.
|
| Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2012.
| б) дополнительная литература:
№ п/п
| Источник
|
| Андрианова В. Роль местного самоуправления в реализации прав граждан на образование / В. Андрианова // Муниципальное право. 2011. № 1. С.50-53.
|
| Аникина М.В. Разрешение практических проблем признания права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое имущество / М.В. Аникина// Гос. власть и местное самоуправление. 2012. № 7. С.26-28.
|
| Астафичев П.А. Муниципальное право России. Учебное пособие / П.А. Астафичев. – М.: Инфа-М, РИОР, 2016.
|
| Афиногенов Д.А. Роль документов стратегического планирования: правовые аспекты / Д.А. Афиногенов, В.В. Воронин // Гос. власть и местное самоуправление. 2014. № 2. С.13-17.
|
| Бабун Р.В. Муниципальные услуги в системе муниципального управления / Р.В. Бабун// Местное право. 2010. № 6. С.3-10.
|
| Баженова О.И. Публично-правовое образование как собственник в «последней инстанции»: проблемы правового регулирования и правоприменения / О.И. Баженова// Конституционное и муниципальное право. 2012. № 11. С.2-16.
|
| Баженова О.И. К проблеме наделения муниципальных образований полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан / О.И. Баженова // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 6. С.61-65.
|
| Бандорин Л.Е. Природоохранные полномочия органов местного самоуправления в градостроительной деятельности и в сфере земельных отношений / Л.Е. Бандорин// http: // www.urbaneconomics.ru /download.php? dl_id=3513
|
| Бялкина Т.М. Совершенствование компетенции как условие модернизации местного самоуправления / Т.М. Бялкина // Местное право. 2010. № 6. С.11-18.
|
| Бялкина Т.М. Модернизация отношений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления / Т.М. Бялкина // Вестник ВГУ. Серия «Право». 2013. № 2 (15). С.102-112.
|
| Бялкина Т.М. Правовые основы и проблемы реализации органами местного самоуправления функции обеспечения комплексного экономического и социального развития муниципального образования / Т.М. Бялкина // Вестник ВГУ. Серия «Право». 2014. № 1 (16). С.44-52.
|
| Бялкина Т.М. О некоторых аспектах совершенствования компетенции органов местного самоуправления в сфере обеспечения социально-экономического развития муниципальных образований / Т.М. Бялкина // Практика муниципального управления. 2014. № 3. С. 39-46.
|
| Бялкина Т.М. Новая муниципальная реформа: изменение подходов к правовому регулированию компетенции местного самоуправления / Т.М. Бялкина // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 8 (45). С. 1609-1614.
|
| Галкина Е.В. Основания для включения в уставы муниципальных образований функции по защите прав потребителей (на примере Оренбургской области) / Е.В. Галкина // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 8. С.57-59.
|
| Гейт Н.А. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов / Н.А. Гейт // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 2. С.15-19.
|
| Голышев Е.В. Муниципальное образование «городское поселение» как самостоятельный субъект в системе земельных правоотношений / Е.В. Голышев // Гос. власть и местное самоуправление. 2014. № 1. С.52-56.
|
| Городские леса: охрана и использование. Правовое обеспечение. Рекомендации парламентских слушаний (г. Москва, 21 октября 2010г.) // Местное право. 2011. № 2. С.21-28.
|
| Гулина В.В. Реализация институтом местного самоуправления экономической функции: постановка проблемы / В.В. Гулина // Гос. власть и местное самоуправление. 2012. № 12. С.6-10.
|
| Густова Л.В. Перспективы создания муниципальных органов охраны правопорядка в Российской Федерации/Густова Л.В. //Административное право и процесс. 2013. № 8. С.79-81.
|
| Дементьев А. Проблемы законодательного регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере землепользования и градостроительства / А. Дементьев // Муниципальная власть. - 2011. - № 4. - С.48-53.
|
| Джагарян А.А. Конституционно-правовые основы финансово-экономического обеспечения местного самоуправления в России: теория, практика и тенденции развития / А.А. Джагарян, Н.В. Джагарян. – М.: ООО «АКВАРЕЛЬ», 2011.
|
| Джагарян Н.В. Интегративная роль муниципального права в правовом регулировании градостроительных отношений: постановка проблемы / Н.В. Джагарян, Е.В. Гурнак // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 12. С.46-50.
|
| Жерновой М.В. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления с территориальными подразделениями полиции / М.В. Жерновой // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 3. С.23-26.
|
| Забелина Е.П. Социальные полномочия муниципальной власти в Российской Федерации / Е.П. Забелина // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. С.59-64.
|
| Ибрагимов К. Х. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и органов местного самоуправления в области экологии / Ибрагимов К. Х. // Гос. власть и местное самоуправление. 2013. № 4.
|
| Казанник А.И. Муниципальная полиция в системе органов местного самоуправления России / А.И. Казанник // Гос. власть и местное самоуправление. 2013. № 6. С.21-25.
|
| Карасев А.Т. Компетенция органов местного самоуправления / А.Т.Карасев, А.В. Елькина // Гос. власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С.25-28.
|
| Кирпичёв А.Е. Государство, муниципальные образования и органы власти как стороны предпринимательских обязательств / А.Е. Кирпичёв // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. № 3. С.11-13.
|
| Клоков А.М. О практике проведения проверок за исполнением органами местного самоуправления требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» / А.М. Клоков // Гос. власть и местное самоуправление. 2012. № 10. С.31-35.
|
| Коломейцева Т.А. Особенности изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд в связи с изменениями в гражданском законодательстве Российской Федерации / Т.А. Коломейцева, О.И. Бабанова / Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 3. С.9-10.
|
| «Круглый стол» на тему «Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг» (18 ноября 2010г., г. Москва, Гос. Дума РФ) // Местное право. 2010. № 6. С. 19-66.
|
| Малчинов А.С. Территориальное планирование в Российской Федерации: правовые аспекты / А.С. Малчинов // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С.29-32.
|
| Маркварт Э. Особенности создания муниципальных хозяйственных обществ / Э. Маркварт // Местное право. 2011. № 3. С.21-32.
|
| Мирошник Т.Ю. Правовое регулирование благоустройства территории городского округа и прилегающих к нему территорий (на примере Петрозаводского городского округа) / Т.Ю. Мирошник // Гос. власть и местное самоуправление. 2013. № 6. С.28-31.
|
| Михайлов А.Г. Некоторые проблемные аспекты приватизации и отчуждения муниципального имущества (на материалах г. Искитима Новосибирской области) / А.Г. Михайлов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 1.
|
| Михайлова Е.Д. Соотношение земельных и градостроительных полномочий органов местного самоуправления / Е.Д. Михайлова // Местное право. 2010. № 1. С.15-26.
|
| Помещикова С.А. Понятие «муниципальное хозяйство» в современном российском законодательстве / С.А. Помещикова // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 2.
|
| Помещикова С.А. Ведомственные целевые программы на муниципальном уровне / С.А. Помещикова // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С.72-75.
|
| Помещикова С.А. Публичность и экологический контроль при осуществлении градостроительства / С.А. Помещикова // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 8. С.59-62.
|
| Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения / Н.В. Постовой. – М.: Юриспруденция, 2013.
|
| Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция / Н.В. Постовой. – М.: Юриспруденция, 2014.
|
| Постовой Н.В. Управление городским округом: финансово-экономический и организационно-правовой аспекты / Н.В.Постовой, О.Е. Зенченко, А.А. Брышкина, Т.А. Журавлёва. Под ред. Н.В. Постового. – М.: Юриспруденция, 2015.
|
| Проблемы реализации законодательства в сфере землепользования на уровне муниципального образования: Второй общероссийский муниципальный правовой форум // Муниципальное право. - 2011. - № 1. -С.11-49.
|
| Пылин В.В. Формирование и развитие в муниципальных образованиях информационного общества – одна из стратегических задач России / В.В. Пылин // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С.48-50.
|
| Разина Е.С. Муниципальные земельные торги: продажа земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков / Е.С. Разина // Гос. власть и местное самоуправление. 2013. № 6. С.25-28.
|
| Рекомендации Заседания Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы на тему: «Вопросы осуществления полномочий органами местного самоуправления по дошкольному и начальному школьному образованию и воспитанию (организационное и материально-техническое обеспечение)», Москва, 07.07.2011г. // Местное право. 2011. № 4. С.77-84.
|
| Рудакова Е.В. Институт правопреемства муниципальных образований в отношении собственности: некоторые выводы в связи с конкретным судебным решением / Е.В. Рудакова // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С.62-66.
|
| Сидорова М.Е. Публичные слушания по вопросам застройки муниципальных образований: нормативно-правовое регулирование / М.Е. Сидорова // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С.50-54.
|
| Соломаха Д.В. Компетенция органов публичной власти в сфере реализации гражданами права на жилище / Д.В. Соломаха // Гос. власть и местное самоуправление. 2012. № 12. С.27-30.
|
| Соломаха Д.В. Благоустройство территории – обязанность и добрая воля органов публичной власти / Д.В. Соломаха // Гос. власть и местное самоуправление. 2014. № 8.
|
| Трофимов М.С. Конституционно-правовое регулирование компетенции органов местного самоуправления в области образования в Республике Южная Осетия / М.С. Трофимов // Гос. власть и местное самоуправление. 2014. № 8.
|
| Усманова Р.М. Развитие малого и среднего предпринимательства: муниципальное правовое регулирование и практика на местном уровне / Р.М. Усманова // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 3. С.17-19.
|
| Федоров А.А. Уполномоченный орган в системе муниципального заказа / А.А. Федоров // Гос. власть и местное самоуправление. 2011. № 3. С.11-15.
|
| Хижняк А.К. Проблемы правотворчества местной администрации городского округа в сфере земельных правоотношений / А.К. Хижняк // Местное право. 2012. № 1. С.33-36.
|
| Чеботарев Г.Н. Актуальные проблемы муниципального права. Учебник для магистрантов / Г.Н. Чеботарев. – М.: Инфра-М, Норма, 2015.
|
| Шевнина А.Е. Социальная сфера и ее взаимосвязь с муниципальным образованием / А.Е. Шевнина // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 3. С.11-17.
|
| Щепачев В.А. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления: проблемы и пути решения / В.А. Щепачев // Местное право. 2012. № 3. С.33-38.
| в)базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
№ п/п
| Источник
| 1.
| Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета // http // www.lib.vsu.ru/
| 2.
| Справочная правовая система «КонсультантПлюс» // https://www.consultant.ru/
| 3.
| Справочная правовая система «Гарант» // https://www.garant.ru/
| 4.
| Официальный интернет-порталправовойинформации //pravo.gov.ru
| 5.
| Национальный цифровой ресурс " РУКОНТ" // https://rucont.ru/
| 6.
| Электронно-библиотечная система " Издательство " Лань" // https://lanbook.lib.vsu.ru/
|
14. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
3 компьютерных класса: ауд.302 – 16 комп.; ауд.402 – 14 комп.; ауд.502 – 15 комп.
г. Воронеж, пл.Ленина, д.10а, ауд. 702, 504, 704, 302, 402, 502.
Оперативное управление Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества № 001223 от 10.12.1999, реестровый № 03600219, постоянно
15. Форма организации самостоятельной работы:
Основными нормативными источниками изучения курса «Правовые основы реализации компетенции местного самоуправления» являются Конституция РФ, Европейская Хартия местного самоуправления, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. Кроме того, нормы, закрепляющие полномочия органов местного самоуправления, гарантии реализации компетенции местного самоуправления, имеются во множестве иных нормативных правовых актов, являющихся источниками других отраслей российского права - конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного и др. Поэтому при изучении компетенции местного самоуправления, особенностей ее реализации необходимо знакомиться также с положениями соответствующего отраслевого законодательства.
Большое значение для конкретизации компетенции отдельных муниципальных образований, особенностей ее реализации имеют уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты, поэтому их изучение в рамках курса также является необходимым.
Для полного и глубокого усвоения материала учебной дисциплины необходимо тщательное изучение Конституции Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации и подзаконных актов, регламентирующих правила создания, толкования, применения различных юридических документов.
Успешное изучение дисциплины предполагает освоение лекционного материала, самостоятельное изучение нормативных правовых актов, учебной и научной литературы, умение применять системный, сравнительный и другие методы познания, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах..
В ходе самостоятельной работы рекомендуется:
1. Устанавливать междисциплинарные связи в ходе разъяснения учебного материала.
2. Четко обозначать теоретические и практические компоненты рассматриваемых вопросов.
3. Соотносить информацию с личным опытом студентов, их учебной и профессиональной деятельностью.
4. С целью углубленного изучения отдельных тем использовать научную литературу в соответствии с расширенным списком библиографии, имеющимся на кафедре.
Теоретические положения необходимо начинать изучать с рекомендуемой основной учебной литературы, а затем дополнительной. Также для изучения дисциплины требуется ознакомление с доступными базами правовых справочно-информационных систем «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс».
Успешное изучение дисциплины предполагает освоение лекционного материала, его закрепление на практических занятиях, самостоятельное изучение конституций зарубежных государств, учебной и научной литературы, умение применять системный, сравнительный и другие методы познания, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах.
16. Критерии аттестации по итогам освоения дисциплины:
Текущая аттестация знаний, умений и навыков студентов предполагает использование современных контрольно-оценочных технологий для оценки результатов самостоятельной работы и обеспечения контроля процесса усвоения студентами содержания учебной дисциплины основной образовательной программы.
Текущая аттестация включает оценку:
- выполнения студентами всех видов работ, предусмотренных рабочим учебным планом по учебной дисциплине;
- качества, глубины, объема усвоения студентами знаний каждого раздела, темы учебной дисциплины;
- уровня овладения студентами навыками самостоятельной работы, путей и средств их развития.
Форма текущей аттестации – процессуальные акты.
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в форме экзамена.
|