Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.41 Духовная жизнь общества, её многообразие. Мораль, религия, наука, искусство.






Духовная жизнь общества — сфера общественной жизни, связанная с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей. Духовная жизнь общества представляет собой динамично функционирующую систему идеологических отношений и процессов, взглядов, чувств, идей, теорий, мнений, возникающих в обществе, а также особенности их функционирования, распространения, поддержания. Рассмотрим содержание духовной жизни общества, то есть выясним, какие основные элементы входят в нее.

Духовная деятельность (деятельность в сфере духовного производства) включает в себя духовно-теоретическую деятельность (выработка знаний, мнений, представлений) и духовно-практическую деятельность, представляющую собой деятельность по внедрению созданных духовных образований в сознание людей (образование, воспитание, выработка мировоззрения). Включает в себя и такой элемент, как духовное производство, которое осуществляется особыми группами людей и основано на умственном, интеллектуальном труде.

Духовные потребности. Потребность — это состояние субъекта, при котором он испытывает недостаток в чем-либо, необходимом для жизни. Примеры духовных потребностей: образование, познание, творчество, восприятие произведений искусства и т. д.

Духовное потребление. Представляет собой процесс удовлетворения духовных потребностей. Для этого создаются специальные социальные институты — учебные заведения различного уровня, музеи, библиотеки, театры, филармонии, выставки и т. д.

Духовное общение. Выступает формой обмена идеями, знаниями, чувствами, эмоциями. Осуществляется с помощью языковых и неязыковых знаковых систем, технических средств, печати, радио, телевидения и т. д.

Духовные отношения. Представляют собой взаимосвязи между субъектами в сфере духовной жизни (моральные, эстетические, религиозные, политические, правовые отношения).

Структура духовной жизни общества может быть рассмотрена и с других позиций.

Духовная жизнь выполняет различные функции, и на этом основании можно выделить три ее сферы: общественная психология, идеология и наука.

Сложны и многообразны у людей духовные потребности, которые формировались и формируются в ходе практической жизни. Для их удовлетворения в обществе возникают формы духовной жизни: мораль, искусство, религия, философия, политика, право.

Мораль (моральное сознание). В процессе общественной жизни люди постепенно начинают понимать, какие действия, поступки человека в отношении к другим людям соответствуют общественному благу или, наоборот, приносят вред обществу. В связи с этим формируется нравственное сознание, включающее в себя представления о добре, зле, долге, чести, совести. В содержание морали включаются нравственные нормы, правила, обычаи, традиции. В структуре нравственного сознания выделяют три компонента.

1. Нравственная психология. Проявляется в чувствах, взглядах, идеалах, общественном мнении, в обычаях и традициях социальных общностей.

2. Нравственная идеология. Это теоретическое обоснование с классовых или социально-групповых позиций морали общества. Нравственная идеология выражается, например, в заповедях, различных кодексах (христианские заповеди, кодекс чести феодального рыцаря, моральный кодекс строителя коммунизма).

3. Этика — наука о морали. Эта философская дисциплина изучает вопросы, связанные с происхождением морали в обществе, функциями, которые мораль выполняет, исследует историю этических учений, критерии нравственного прогресса.

При рассмотрении морали следует использовать исторический подход, то есть учитывать, что мораль исторически изменчива. То, что в одних исторических условиях, у одних народов может признаваться моральным — у других может быть аморальным.

Как форма духовной жизни общества, мораль выполняет определенные функции. Главная из них — регулятивная. С помощью таких явлений, как табу, моральные нормы, традиции, обычаи, правила мораль регулирует взаимоотношения людей, их поведение во всех сферах жизни: в быту, политике, семье, служебных коллективах и т. д.

2. Искусство. Если в нравственности главные понятия — это добро и зло, то в искусстве — прекрасное и безобразное. Искусство базируется на стремлении человека к прекрасному. Это стремление называется эстетическим отношением к действительности. Наиболее совершенным проявлением эстетического отношения к миру является искусство, которое включает в себя следующие основные элементы:

Эстетическая психология — чувства, представления о том, что красиво или некрасиво, возникающие у каждого человека на основе его жизненного опыта и независимо от его образования, а также обычаи и традиции, связанные с общественным мнением о сущности прекрасного.

Эстетическая идеология — классовое, групповое мнение о том, что есть красота (например, сформированная колодкой ножка пятилетней девочки у взрослой женщины, что делало ее практически калекой, признавалась в древнем Китае красивой, поскольку это подчеркивало привилегированное положение знатной дамы); использование произведений искусства для пропаганды классовой, групповой идеологии.

Эстетика — наука о прекрасном, обладающая своим категориальным аппаратом, исследующая вопросы, связанные с особенностями восприятия прекрасного, проблемы функционирования искусства, его историю, стили, жанры.

Искусство — особая форма отражения действительности и выражения духовного мира художника, создателя произведения в художественных образах. Виды искусства — живопись, скульптура, литература и т. п. В своем развитии искусство обладает относительной самостоятельностью, что проявляется, прежде всего, в преемственности его стилей, форм, жанров.

Роль искусства в обществе следует рассматривать через его функции.

Коммуникативная функция искусства. Искусство сродни языку, оно помогает общаться, несет в себе информацию. Здесь необходимо отметить такую часто встречающуюся особенность: индивидуальная информация художника, его глубоко личные переживания, его видение могут приобрести черты всеобщности, как бы рассказать другим людям об их собственных переживаниях. Поэт Е. Евтушенко рассказывал, что стихотворение «Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в мелкой суете разнообразные не те...», в котором он выразил свои сугубо личные переживания и даже не собирался его публиковать, было напечатано в газете «Комсомольская правда». После этого поэт получал тысячи писем, в которых люди спрашивали его, откуда он узнал, что с ними произошло и как он мог так точно выразить их ощущения.

Просветительская или познавательная функция искусства. Произведения искусства содержат в себе знания о мире, но не в научной, абстрактно-теоретической форме, а в форме личностной, образной. Сравните, например, наши знания о Великой Отечественной войне, почерпнутые из учебников истории, и песни, стихи, фильмы о тех годах.

Воспитательная функция искусства. Зачастую значение этой функции преувеличивают, иногда вообще признают чуть ли не единственной. Так, Л. Толстой, Н. Чернышевский и многие другие считали, что если искусство не воспитывает, да еще в определенном идеологическом направлении (последнее утверждали представители социалистического реализма), то оно вообще не имеет права на существование. Часто встречается и упрощенное понимание этой функции: произведение искусства воспитывает тем, что читает нотации, приводит положительные примеры. На самом деле, воспитательная функция искусства проявляется в том, что оно заставляет смотреть на мир глазами художника, сопереживать, то есть буквально пережить то или иное событие, сделать его фактом своей биографии. Естественно, это может произойти тогда, когда перед нами — настоящее произведение искусства и оно понятно.

Гедонистическая функция искусства (от греч. hedone — наслаждение). Естественная тяга людей к искусству объясняется тем, что произведения искусства доставляют людям наслаждение, а не просто скрашивают длинный путь (чтение детектива) или помогают пищеварению (прослушивание после обеда музыки). Речь идет об эстетическом наслаждении. Многие мыслители, деятели искусства считали этот вид наслаждения наивысшим. Гедонистическая функция — это важнейшая, ключевая функция искусства: если она не работает, то есть человек по той или иной причине не испытывает эстетического наслаждения (произведение не понятно или не имеет отношения к настоящему искусству), то человек не будет ни просвещаться, ни воспитываться, ни с удовольствием и легкостью общаться с теми, кто одновременно с ним смотрит фильм, живописное полотно.

3. Религия — это социальное образование, включающее в себя религиозные институты, систему догматов, культовых и обрядовых действий, взаимоотношения между верующими и религиозными организациями, религиозное сознание. Признаком религиозного сознания является вера в таинственное, сверхъестественное, неподвластное объяснению с точки зрения разума.

По вопросу о происхождении религии существуют разные точки зрения.

1. Бог существует, Бог един для всех, существование многих религий, конфессий — это временное состояние общества, в будущем сформируется единая религия, путь к этому далек, начинать надо с попыток объединения всех христианских религий. Такую позицию можно назвать веротерпимостью. На другом полюсе существует точка зрения, которую можно назвать религиозной нетерпимостью, — истинна только какая-либо одна религия, существует только тот Бог, которого она признает.

2. Существует некий Космический Разум, который люди назвали Богом. В ходе развития науки и техники люди постепенно научатся с ним общаться, смогут понимать друг друга.

3. Бога нет, религия — «опиум для народа». С этой точки зрения выделяются две основные причины возникновения религии: а) социальные — бессилие и страх людей: первоначально —перед силами природы, затем — перед грозными социальными силами (конфликтами, войнами, безработицей и т. д.); б) гносеологические — существование еще не познанного, которое люди ошибочно считают принципиально непознаваемым, а также способность мозга обобщать, абстрагировать и образовывать общие понятия, среди которых могут быть такие, как «ангел», «Бог».

Религия в обществе выполняет несколько функций: регулятивную, мировоззренческую, коммуникативную. При изучении этого вопроса необходимо обратить внимание на компенсаторную функцию религии. Ее смысл заключается в том, что религия может утешать человека; снимать стрессовые состояния; смягчать существующие в жизни противоречия: смертный становится бессмертным (точнее его душа), мир зла замещается царством Божьим.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал